Статья «О ЗНАЧЕНИИ ИНКЛЮЗИИ, В СУДЬБЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПРОБЛЕМАХ И ПУТЯХ РЕШЕНИЯ»

Категория: Всем учителям

Статья «О значении инклюзии, в судьбе ребенка с ограниченными возможностями здоровья, проблемах и путях решения»

 

Если ребенок не может учиться так, как мы учим, может быть, мы должны учить так, как он умеет?

Только у Валентина Катаева в «Цветике семицветике» в приключениях девочки Жени, в результате которых ей в руки попал волшебный цветок, можно загадать желание и оно осуществится!

В наше время, к сожалению, много таких Вить, Маш, Наташ, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Уровень психофизического развития ребенка с ОВЗ, зависит не только от медицинского диагноза, но и от качества предшествующего обучения и воспитания.

Формы обучения и воспитания детей с ОВЗ, для реализации инклюзии

Временное пребывание - на этапе адаптации и подготовки.

Частичное пребывание, посещение занятий в школе, которые доступны и соответствуют возможностям ребенка (то, что невозможно показать на дому: лабораторные работы, классные часы, тематические беседы с классом, коррекционно-развивающие занятия у специалистов: психолог, логопед, социальный педагог).

Ребенок обучается по индивидуальной программе,, разработанной всеми специалистами учебного процесса, согласованной с родителями)

Комбинированное пребывание - ребенок обучается в массовой школе по форме, которая наиболее соответствует его возможностям здоровья и дистанционное обучение.

Полное пребывание - осуществляется на более поздних этапах обучения ребенка с ОВЗ, когда коррекционно-развивающие занятия обучения и воспитания, лечение дали свои эффективные плоды.

Оставшиеся выделенные ребенку часы, он обучается  в стенах школы с учителем по надомного обучению, либо на дому.

Необходимо

Проблема

Пути решения

Повысить уровень толерантности у всех участников образовательного процесса

Нетерпимость к детям с ОВЗ и их родителям со стороны всех участников образовательного процесса и общества в целом.

Работа психолога школы со всеми участниками образовательного процесса, до появления ребенка с ОВЗ в школе, на родительских собраниях, методических объединениях, педагогических советах.

Обучение детей с ОВЗ в массовых школах

Подготовить учителей массовых школ к детям с ОВЗ

Повышение квалификации

Учет образовательных потребностей детей с ОВЗ

Не созданы специальные условия, для реализации обучения

Создать условия за счет организации, привлечения спонсоров, депутатов местного и федерального значения, государство

Разработать и регулярно вносить коррективы АООП, для каждого ребенка с ОВЗ индивидуально

Незрелость организационно-методической работы

Перенимать опыт у специалистов с коррекционных школ, организовать школьный ПМПК комбинат, в состав которого должны входить все участники педагогического процесса, включая родителей детей с ОВЗ.

Наличие медицинской помощи: массаж, ЛФК, физиотерапия.

У школы нет лицензии на данную деятельность

Принимать специалистов по договору, для каждого ребенка, в рамках осуществления АООП

 

Работа с родителями

Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.

Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями зависит:

  • от благополучия его семейной ситуации,
  • от адекватного участия родителей
  • в правильности их воспитательных воздействий.

Проблемы семьи, воспитывающего ребенка с ОВЗ:

  • на начальном этапе ситуация расценивается, как жизненная катастрофа, возникают конфликты, уход отцов
  •  нарушение психики в результате ?пережитого шока.
  • незнание родителями проявлений различных отклонений в развитии, ?перспектив развития ребёнка, страх за его судьбу
  • психологическая дезадаптация родителей; кто виноват ?
  • материальные проблемы, ухудшается социальный статус семьи .

Задачи:

  1. Привлечь родителей к активному участию в учебно - воспитательном процессе.
  2. Оказать социально - педагогическую поддержку семьям в вопросах воспитания, обучения, развития детей с ОВЗ.
  3. Повысить правовую, педагогическую компетентность родителей.
  4. Обучить родителей эффективным способам взаимодействия со своим ребенком.
  5. Организовать совместную деятельность учреждения и родителей по укреплению здоровья детей.
  6. Оптимизировать отношения между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и социумом.

Исходя из задач, предусматриваются направления работы:

  1. Социально-педагогическая диагностика  условий развития детей
  2. Социально-педагогическое и правовое просвещение родителей
  3. Формирование компетентности родителей в вопросах коррекционно-педагогических знаний, воспитание в семье
  4. Досуговая деятельность, включение родителей в деятельность учреждения профилактика семейного неблагополучия.

С семьёй ребёнка нужно создать  маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ОВЗ.

Маршрут для ученика 1 класса Чурилова Д.

Общие сведения о ребёнке, характеристика, заключение ГПМПК.

Индивидуальная образовательная программа.

Индивидуальный план коррекционной работы.

Карта успешности по предметам, лист учебных достижений.

Мониторинг успеваемости по предметам.

Родительские собрания и их темы, индивидуальные формы работы с родителями, школа молодых родителей;

Мастер-класс для родителей (обучение дыхательным, артикуляционным упражнениям, речевым играм).

Родители наравне с педагогами нуждаются в обучении

Непрерывна, должна вестись  работа по повышению толерантности.

Существование инклюзивных образований позитивно сказывается на типично развивающихся детях, а не только на детях с ОВЗ. Помогая сверстникам с ОВЗ участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, они становятся добрее и  способны искренне заботиться и дружить. Ведь никто не застрахован от того, что завтра не станет сам инвалидом.

Современное образование претерпевает изменения, в связи с принятием ФГОСа с 1сентября 2016 года. Хорошо, что создаются условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка. «Доступная среда» в сознание каждого! Дети должны учиться вместе!

 

Литература

  1. Андреева М. Н. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида на разных возрастных этапах развития / М. Н. Андреева // Социальное обеспечение. - 2006.
  2. Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии//Гуманитарный издательский центр Владос.-2004.Москва
  3. Владимир Свободин. Инклюзивное образование – актуальнейшая тема для страны http://www.dislife.ru/flow/theme/9364/
  4. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями

Просмотр содержимого документа
«Статья «О ЗНАЧЕНИИ ИНКЛЮЗИИ, В СУДЬБЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПРОБЛЕМАХ И ПУТЯХ РЕШЕНИЯ»»

Е.В. Кружкова, учитель-логопед IКК

КОУ ВО «Школа-интернат №7» г. Воронежа


Эссе для всех участников педагогического процесса «О значении инклюзии, в судьбе ребенка с ограниченными возможностями здоровья, проблемах и путях решения»


Если ребенок не может учиться так, как мы учим, может быть, мы должны учить так, как он умеет?

Только у Валентина Катаева в «Цветике семицветике» в приключениях девочки Жени, в результате которых ей в руки попал волшебный цветок, можно загадать желание и оно осуществится!

В наше время, к сожалению, много таких Вить, Маш, Наташ, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Уровень психофизического развития ребенка с ОВЗ, зависит не только от медицинского диагноза, но и от качества предшествующего обучения и воспитания.

Формы обучения и воспитания детей с ОВЗ, для реализации инклюзии

Временное пребывание - на этапе адаптации и подготовки.

Частичное пребывание, посещение занятий в школе, которые доступны и соответствуют возможностям ребенка (то, что невозможно показать на дому: лабораторные работы, классные часы, тематические беседы с классом, коррекционно-развивающие занятия у специалистов: психолог, логопед, социальный педагог).

Ребенок обучается по индивидуальной программе,, разработанной всеми специалистами учебного процесса, согласованной с родителями)

Комбинированное пребывание - ребенок обучается в массовой школе по форме, которая наиболее соответствует его возможностям здоровья и дистанционное обучение.

Полное пребывание - осуществляется на более поздних этапах обучения ребенка с ОВЗ, когда коррекционно-развивающие занятия обучения и воспитания, лечение дали свои эффективные плоды.

Оставшиеся выделенные ребенку часы, он обучается в стенах школы с учителем по надомного обучению, либо на дому.

Необходимо

Проблема

Пути решения

Повысить уровень толерантности у всех участников образовательного процесса

Нетерпимость к детям с ОВЗ и их родителям со стороны всех участников образовательного процесса и общества в целом.

Работа психолога школы со всеми участниками образовательного процесса, до появления ребенка с ОВЗ в школе, на родительских собраниях, методических объединениях, педагогических советах.

Обучение детей с ОВЗ в массовых школах

Подготовить учителей массовых школ к детям с ОВЗ

Повышение квалификации

Учет образовательных потребностей детей с ОВЗ

Не созданы специальные условия, для реализации обучения

Создать условия за счет организации, привлечения спонсоров, депутатов местного и федерального значения, государство

Разработать и регулярно вносить коррективы АООП, для каждого ребенка с ОВЗ индивидуально

Незрелость организационно-методической работы

Перенимать опыт у специалистов с коррекционных школ, организовать школьный ПМПК комбинат, в состав которого должны входить все участники педагогического процесса, включая родителей детей с ОВЗ.

Наличие медицинской помощи: массаж, ЛФК, физиотерапия.

У школы нет лицензии на данную деятельность

Принимать специалистов по договору, для каждого ребенка, в рамках осуществления АООП



Работа с родителями

Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.

Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями зависит:

  • от благополучия его семейной ситуации,

  • от адекватного участия родителей

  • в правильности их воспитательных воздействий.

Проблемы семьи, воспитывающего ребенка с ОВЗ:

  • на начальном этапе ситуация расценивается, как жизненная катастрофа, возникают конфликты, уход отцов

  • нарушение психики в результате ᴨпережитого шока.

  • незнание родителями проявлений различных отклонений в развитии, ᴨперспектив развития ребёнка, страх за его судьбу

  • психологическая дезадаптация родителей; кто виноват ?

  • материальные проблемы, ухудшается социальный статус семьи .

Задачи:

  1. Привлечь родителей к активному участию в учебно - воспитательном процессе.

  2. Оказать социально - педагогическую поддержку семьям в вопросах воспитания, обучения, развития детей с ОВЗ.

  3. Повысить правовую, педагогическую компетентность родителей.

  4. Обучить родителей эффективным способам взаимодействия со своим ребенком.

  5. Организовать совместную деятельность учреждения и родителей по укреплению здоровья детей.

  6. Оптимизировать отношения между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и социумом.

Исходя из задач, предусматриваются направления работы:

  1. Социально-педагогическая диагностика условий развития детей

  2. Социально-педагогическое и правовое просвещение родителей

  3. Формирование компетентности родителей в вопросах коррекционно-педагогических знаний, воспитание в семье

  4. Досуговая деятельность, включение родителей в деятельность учреждения профилактика семейного неблагополучия.

С семьёй ребёнка нужно создать маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ОВЗ.

Маршрут для ученика 1 класса Чурилова Д.

Общие сведения о ребёнке, характеристика, заключение ГПМПК.

Индивидуальная образовательная программа.

Индивидуальный план коррекционной работы.

Карта успешности по предметам, лист учебных достижений.

Мониторинг успеваемости по предметам.

Родительские собрания и их темы, индивидуальные формы работы с родителями, школа молодых родителей;

Мастер-класс для родителей (обучение дыхательным, артикуляционным упражнениям, речевым играм).

Родители наравне с педагогами нуждаются в обучении

Непрерывна, должна вестись работа по повышению толерантности.

Существование инклюзивных образований позитивно сказывается на типично развивающихся детях, а не только на детях с ОВЗ. Помогая сверстникам с ОВЗ участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, они становятся добрее и способны искренне заботиться и дружить. Ведь никто не застрахован от того, что завтра не станет сам инвалидом.

Современное образование претерпевает изменения, в связи с принятием ФГОСа с 1сентября 2016 года. Хорошо, что создаются условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка. «Доступная среда» в сознание каждого! Дети должны учиться вместе!


Литература

  1. Андреева М. Н. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида на разных возрастных этапах развития / М. Н. Андреева // Социальное обеспечение. - 2006.

  2. Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии//Гуманитарный издательский центр Владос.-2004.Москва

  3. Владимир Свободин. Инклюзивное образование – актуальнейшая тема для страны http://www.dislife.ru/flow/theme/9364/

  4. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас