СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация , работа с СОП

Просмотр содержимого документа
«Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении»

МБДОУ «Колобок» Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении Автор: Педагог-психолог ПономаренкоА.Н. г.Алдан 2018 г

МБДОУ «Колобок»

Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении

Автор:

Педагог-психолог ПономаренкоА.Н.

г.Алдан 2018 г

 Семья, находящаяся в социально опасном положении, далее «СОП»   семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.  Потенциальный риск может реализоваться в неблагоприятных для воспитания детей экономических и психологических условиях, конфликтах, алкогольной и наркотической зависимости членов семьи , жестоком обращении внутри нее, прежде всего по отношению к детям.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, далее «СОП»

  • семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Потенциальный риск может реализоваться в неблагоприятных для воспитания детей экономических и психологических условиях, конфликтах, алкогольной и наркотической зависимости членов семьи , жестоком обращении внутри нее, прежде всего по отношению к детям.

Обязанностью педагога ДОУ является распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом

Обязанностью педагога ДОУ является распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом

Жестоким обращением с детьми считают умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Жестоким обращением с детьми считают умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их интересами: Физическое; сексуальное (развращение); психическое (эмоциональное) насилие; пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость).

Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их интересами:

  • Физическое;
  • сексуальное (развращение);
  • психическое (эмоциональное) насилие;
  • пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость).

Физическое насилие:  умышленное нанесение ребенку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), в результате чего причиняется вред его физическому или психическому здоровью, нарушается нормальное развитие или создается реальный риск для жизни.  Физическое насилие может проявляться в форме бездействия, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке.

Физическое насилие:

  • умышленное нанесение ребенку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), в результате чего причиняется вред его физическому или психическому здоровью, нарушается нормальное развитие или создается реальный риск для жизни.

Физическое насилие может проявляться в форме бездействия, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке.

Сексуальное насилие:  Вовлечение ребенка взрослым в совершение действий сексуального характера с помощью насилия, угроз или путем злоупотребления доверием (с использованием беспомощного состояния), что причинило вред его физическому или психическому здоровью либо нарушило психосексуальное развитие ребенка.

Сексуальное насилие:

  • Вовлечение ребенка взрослым в совершение действий сексуального характера с помощью насилия, угроз или путем злоупотребления доверием (с использованием беспомощного состояния), что причинило вред его физическому или психическому здоровью либо нарушило психосексуальное развитие ребенка.

Психическое (эмоциональное) насилие:  Периодические или постоянные оскорбления и унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения к нему или отвержение, которые приводят к возникновению устойчивых эмоциональных или поведенческих нарушений.  Психическим насилием будет также однократное воздействие тяжелой психической травмы, приведшее к возникновению посттравматического стрессового расстройства, а также случаи повторного воздействия менее тяжелых психических травм, в результате чего возникает расстройство адаптации.

Психическое (эмоциональное) насилие:

  • Периодические или постоянные оскорбления и унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения к нему или отвержение, которые приводят к возникновению устойчивых эмоциональных или поведенческих нарушений.
  • Психическим насилием будет также однократное воздействие тяжелой психической травмы, приведшее к возникновению посттравматического стрессового расстройства, а также случаи повторного воздействия менее тяжелых психических травм, в результате чего возникает расстройство адаптации.

Пренебрежение основными потребностями ребёнка: Постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребёнка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребёнка, нарушению его развития или получению травмы. Отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии.

Пренебрежение основными

потребностями ребёнка:

Постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребёнка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребёнка, нарушению его развития или получению травмы. Отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии.

Выявление и распознавание как физического, так и других форм насилия, представляет непростую задачу, потому что ребёнок может скрывать происходящее, не доверяя взрослым, боясь наказаний со стороны родителей, которые отрицают факт применения силы, опасаясь последствий и осуждения.

Выявление и распознавание как физического, так и других форм насилия, представляет непростую задачу, потому что ребёнок может скрывать происходящее, не доверяя взрослым, боясь наказаний со стороны родителей, которые отрицают факт применения силы, опасаясь последствий и осуждения.

Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:  Психическое и физическое развитие ребёнка не соответствует его возрасту.  Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребёнка.  Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).  Проблемы с обучением, в связи с плохой концентрацией внимания.  Отказ ребёнка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.  Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).  Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.  Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определённого взрослого.  Судорожное реагирование на поднятую руку (ребёнок сжимается, как бы боясь удара).  Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всём и обо всех.  Демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса.

Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:

  • Психическое и физическое развитие ребёнка не соответствует его возрасту.
  • Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребёнка.
  • Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
  • Проблемы с обучением, в связи с плохой концентрацией внимания.
  • Отказ ребёнка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
  • Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
  • Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
  • Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определённого взрослого.
  • Судорожное реагирование на поднятую руку (ребёнок сжимается, как бы боясь удара).
  • Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всём и обо всех.
  • Демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса.

Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения?  в беседе о ребёнке родители проявляют настороженность или безразличие;  на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;  часто меняют участкового врача, переводят ребёнка из одного дошкольного учреждения в другое.

Какие наиболее характерные особенности

в поведении взрослых должны

подтвердить ваши опасения?

  • в беседе о ребёнке родители проявляют настороженность или безразличие;
  • на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;
  • часто меняют участкового врача, переводят ребёнка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду. В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам :  ваше предположение подтверждается (не подтверждается);  решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?

Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник.

Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей.

Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать

свою озабоченность его поведением в детском саду.

В результате предпринятых действий вы можете прийти

к следующим выводам :

  • ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
  • решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Признаки, которые требуют НЕМЕДЛЕННОГО информирования администрации ДОУ, общественного инспектора: Следы побоев, истязаний и другого физического воздействия; Следы сексуального насилия; Запущенное состояние детей (педикулёз, дистрофия и т.д.); Отсутствие нормальных условий существования ребёнка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними; систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна; ребенка выгоняют из дома.

Признаки, которые требуют НЕМЕДЛЕННОГО информирования администрации ДОУ, общественного инспектора:

  • Следы побоев, истязаний и другого физического воздействия;
  • Следы сексуального насилия;
  • Запущенное состояние детей (педикулёз, дистрофия и т.д.);
  • Отсутствие нормальных условий существования ребёнка:
  • антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;
  • систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна;
  • ребенка выгоняют из дома.

Алгоритм работы с неблагополучной семьёй:

Первый этап: изучение семьи и существующих в ней проблем.

Второй этап: первичное обследование жилищных условий

неблагополучной (проблемной) семьи.

Третий этап: установление контакта с членами семьи или её представителем; изучение личностных особенностей членов семьи; оценка качества отношений в семье, изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, целей, ценностных ориентаций.

Четвёртый этап: формулировка проблемы, лежащей в основе неблагополучия семьи; составление социальной карты семьи.

Пятый этап: постановка задач на взаимодействие педагога, специалистов с ребенком/родителем/семьей.

Шестой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (отдел опеки и попечительства управления образования, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.).

Седьмой этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй, текущие и контрольные посещения семьи.

Восьмой этап: реализация действий по улучшению ситуации в семье.

Девятый этап: оценка эффективности.

Десятый этап: обратная связь.

Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи.  Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях.

Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи. Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях.

Позиция педагога (специалиста), работающего с неблагополучной семьёй: Безусловное безоценочное принятие человека. Ориентация на ответственное поведение семьи. Актуализация ресурсов, а не на нахождение ошибок. Использование главного метода помощи неблагополучным семьям – сопровождения. Контакт между педагогом (специалистом) и ребенком/родителем/представителем семьи, основанный на уважении, принятии и внимании к их жизненному миру.

Позиция педагога (специалиста), работающего

с неблагополучной семьёй:

  • Безусловное безоценочное принятие человека.
  • Ориентация на ответственное поведение семьи.
  • Актуализация ресурсов, а не на нахождение ошибок.
  • Использование главного метода помощи неблагополучным семьям – сопровождения.
  • Контакт между педагогом (специалистом) и ребенком/родителем/представителем семьи, основанный на уважении, принятии и внимании к их жизненному миру.

Ты мне поможешь?

Ты мне поможешь?

Наш метод воспитания –  любовь, забота, понимание.

Наш метод воспитания – любовь, забота, понимание.

