СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстами Ю К Олеши Русский язык 10-11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет полезен при организации подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстами Ю К Олеши Русский язык 10-11 класс»

Юрий Карлович Олеша (1899—1960)


ТЕКСТ 1


(1) В каждом человеке есть дурное и есть хо­рошее. (2) Я не поверю, что возможен человек, который не мог бы понять, что такое быть тщеславным, или трусом, или эгоистом. (3) Каждый человек может почувствовать в себе внезапное появление какого угодно двойника. (4) В художнике это проявляется особенно ярко, и в этом – одно из удивительных свойств художника: ис­пытать чужие страсти.

(5) В каждом заложены ростки самых разно­образных страстей – и светлых и черных. (6) Ху­дожник умеет вытягивать эти ростки и превра­щать их в деревья.

(7) В художнике живут все пороки и все доб­лести.

(8) Очень часто спрашивают художника: «(9) Откуда вы знаете? (10) Это вы сами выду­мали?» (11) Да, художник все выдумывает сам. (12) Конечно, нельзя ничего выдумать того, чего нет в природе. (13) Но отношения у художника с природой такие, что она ему открывает неко­торые свои тайны, она с ним более общительна, чем с другими.

(14) Можно написать книгу под названием «Машина превращений», в которой рассказать о работе художника, показать, как те или иные жизненные впечатления превращаются в со­знании художника в образы искусства. (15) Это

неисследованная область, область, которая ка­жется таинственной, потому что она еще не постигнута.

(16) Работа этой машины – машины пре­вращений – весьма чувствительна для всего организма. (17) Движения ее не обходятся для организма даром, и отсюда – трудность быть ху­дожником.

(18) Отношения с хорошим и плохим, с по­роками и добродетелью у художника чрезвы­чайно непростые. (19) Когда изображаешь отрицательного героя, сам становишься отри­цательным, поднимаешь со дна души плохое, грязное, то есть убеждаешься, что оно в тебе – это плохое и грязное – есть, а следовательно берешь на сознание очень тяжелую психологи­ческую нагрузку.


(Ю.К. Олеша. Речь на I Всесоюзном съезде советских писателей)

Задания к тексту


1. Определите тему и основную мысль текста, озаглавьте его.

2. Укажите, какие типы речи в текс те пред­ставлены.

3. Охарактеризуйте стилистические особен­ности текста.

4. Из предложений 5–6 выпишите слова, ис­пользованные в переносном значении.

5. Укажите антонимы к словам трус, эгоист (предложение 2).

6. Из предложений 16–18 выпишите наречия, образованные суффиксальным способом.

7. Из предложения 19 выпишите существитель­ные, образованные суффиксальным способом.

8. Определите, какой частью речи являются слова дурное и хорошее (предложение 1), плохое и грязное (предложение 19).

9. Из предложений 2–4 выпишите все место­имения.

10. Из предложений 13–15 выпишите страда­тельное причастие.

11. Из предложений 1, 15 выпишите грамма­тические основы и укажите способы выражения подлежащих.

12. Из предложения 2 выпишите составное глагольное сказуемое.

13. Среди предложений 3–6 найдите предло­жение с именным составным сказуемым. Напи­шите номер этого предложения.

14. Из предложений 16–17 выпишите все сло­восочетания со связью согласование.

15. Из предложений 5–6 выпишите все слово­сочетания со связью управление.

16. Из предложений 8, 9 выпишите словосо­четания с типом связи примыкание. Обозначьте главные слова.

17. Укажите предложение, в котором нет последовательного подчинения придаточных частей:

а) предложение 2,

б) предложение 13,

в) предложение 14,

г) предложение 15.

18. Из предложения 16 выпишите неодно­родные определения вместе с определяемым словом.

19. Среди предложений 1–6 найдите такие, которые связаны с предыдущими предложениями указательными местоимениями. Напишите номера этих предложений.

20. Укажите, какие средства связи с предыду­щими предложениями используются в предло­жении 17:

а) личное местоимение,

б) лексический повтор,

в) союз,

г) указательное местоимение,

д) однотематическая лексика.

Юрий Карлович Олеша (1899—1960)


ТЕКСТ 2


(1) Нет ничего прекрасней кустов шиповника! (2) Помните ли вы их, милый читатель? (3)   Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. (4) Мимо деревьев, кустов, птиц, детских личиков, провожающих нас взглядом где-то на пороге ворот… (5) Красная узкая птичка вертится во все стороны на ветке – видим ли мы ее? (6) Утка опрокидывается головой вперед в воду  – замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохочем ли мы, оглядываемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой?

(7) Ее нет! (8) Где она? (9) Она плывет под водой… (10) Подождите, она сейчас вынырнет! (11) Вынырнула, отшвырнув движением головы такую горсть сверкающих капель, что даже трудно подыскать для них метафору. (12) Постойте-ка, постойте-ка, она, вынырнув, делает такие движения головой, чтобы стряхнуть воду, что, кажется, утирается после купания всем небом!

(13) Как редко мы останавливаем внимание на мире! (14) Вот я и позволяю себе поэтому напомнить читателю о том, как красив шиповник. (15) В тот день он показался мне особенно красивым. (16) Может быть, потому, что я несколько лет не встречал его на своем пути!

(Ю.К. Олеша. Ни дня без строчки)

Задания к тексту


1. Определите тему и основную мысль текста, озаглавьте его.

2. Укажите, какие типы речи в тексте представлены.

3. Охарактеризуйте стилистические особенности текста.

4. Определите лексическое значение слова мир, использованное в тексте. Укажите омоним к данному слову и определите его значение.

5. Из предложений 13–14 выпишите глагол, образованный приставочным способом.

6. Выполните словообразовательный разбор слов движение, купание (предложение 12).

7. Из предложений 11–12 выпишите наречие, образованное суффиксальным способом.

8. Из предложений 3–4 выпишите все предлоги.

9. Из предложений 11–12 выпишите все местоимения.

10. Из предложений 2–6 выпишите частицы.

11. Из предложения 14 выпишите словосочетания со связью примыкание.

12. Из предложений 6, 15 выпишите словосочетания со связью согласование.

13. Из предложения 15 выпишите словосочетание со связью примыкание.

14. Среди предложений 9–11 найдите односоставное определенно-личное, являющееся частью сложного предложения. Напишите номер этого предложения.

15. Среди предложений 10–14 найдите осложненные обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.

16. Среди предложений 4–11 найдите предложение, осложненное обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

17. Среди предложений 6–11 найдите сложноподчиненное с последовательным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

18. Среди предложений 3–8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

19. Прочитайте фрагмент рецензии. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Соблюдайте последовательность цифр при ответе.



Текст написан в форме воображаемой беседы писателя с читателем. Автор уверен, что найдет понимание и поддержку у читателя, поэтому в обращении к нему использует ________________________ (предложение 2). Эмоциональный и взволнованный тон тексту придают ________________________ (предложения 1, 7, 12, 13) и ________________________ (предложения 2, 5, 6). Подчеркивая мысль о безразличии к природе, к ее красоте, автор использует такое синтаксическое средство, как ________________________ (предложение 4).


Список терминов:


1) однородные члены,

2) контекстные синонимы,

3) парцелляция,

4) сравнения,

5) лексические повторы,

6) эпитет,

7) восклицательные предложения,

8) вопросительные предложения,

9) противопоставление.