СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом. 6 класс.Орфография. Буквы А и О в корнях с чередованием

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с текстом на уроках русского языка. После текста разработана система вопросов, благодаря которым можно повторить пройденный материал. Задание нацелено на помощь в освоении трудных тем по русскому языку , повышение творческого потенциала и  на подготовку к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом. 6 класс.Орфография. Буквы А и О в корнях с чередованием»

Буквы А и О в корнях –кас// -кос, -гар//-гор, -зар//зор.

1)Безоблачной ночью плавает луна, отражается в лужах, серебрит крытые щепой крыши. 2) Тихо в деревне.

3) С рассветом от берега Ялмы раздаются глухие удары, будто колотит кто-то в заросший мохом колокол. 4) За вербами, на горе, темнеет кузница-дощатый сарай , древний, закопчённый, обшитый по углам ржавыми листами жести. 5) Отсюда слышны удары. 6)Рано, ещё до зари, я выхожу на рыбалку.7) Темно ещё, и странно выглядит этот сарай в пасмурном ольховнике. 8) Вдруг открывается дверь, а там — огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый. 9)Такого цвета бывает калина, когда к ней прикоснется первый мороз.10) Огненная дверь кажется пещерой, которая ведёт, может быть, и внутрь земли. 11) Из неё выскакивает на берег маленький человек.12) В руках — длинные клещи, а в них зажата раскалённая драконья кость.13) Он суёт её в воду : как только она прикасается к воде, раздаётся шипение похлеще кошачьего или гадючьего.14) Облако пара вырывается из воды.
15) — Здравствуй, Волошин, — говорю я и иду мимо.
16) В полдень, возвращаясь домой, я снова прохожу мимо17). Вокруг кузницы теперь полно народу, все как в угаре: кто пришёл за гвоздями, кто лошадь подковать. 18) Внутри пылает горн и озаряет все вокруг.19) Шурка Клеткин, молотобоец, раздувает мехи — выдыхает воздух в горн, на уголья. 20)В самом пекле лежит железная болванка.21) Она так раскалилась, что не отличишь её от огня. 22) Длинными клещами Волошин выхватывает её, ставит на наковальню. 23)Шурка бьёт по ней молотом, и болванка сплющивается, а Волошин только поворачивает её под ударами. 24)Шурка Клеткин крепкий малый; плечи у него тяжёлые, как гири. 25) Он — силач, а Волошин — мастер.
26)— Ну что, парень? — говорит мне Волошин. 27)— На уху наловил ли?
28) Я вываливаю из сетки язей.
29)— Будет навар, — хрипло говорит Шурка Клеткин, разглядывая язей. 30) — Во, блестят, ну прямо железяки!
31)У Шурки всё железяки: трактор — железяка, ружьё — железяка, котелок — тоже железяка. 32)На берегу мы чистим язей.33) Чешуя брызгами разлетается под ножом, то там, то здесь блистает, в прибрежной траве. 34)Потом Волошин берёт клещами котелок и ставит его в середину горна, на самый жар.35) К ухе дядя Зуй подоспел. 36) Прикатил в кузницу колесо, старое да ржавое. 37) Где он такое выкопал? 38) Дядя Зуй любит Волошина, таскает ему разные железки. 39) тот прикидывает, сгодится ли на что-нибудь это колесо. 40) Вот странное дело, никому не была нужна ржавая железяка, а теперь стоит в кузнице и с каждой минутой становится всё более ценной. 41) теперь это материал для мастера. 42) неизвестно, что сделает из неё Волошин, но что-нибудь обязательно сделает. 43) И может быть, такую вещь, про которую и Шурка скажет: «Вроде ничего получилась железка». 44) Уха готова-кипит, клокочет.45) Пена выплёскивается из котелка на уголья, и пар от язёвой ухи смешивается с кислым запахом кованого железа.46)Волошин достаёт из шкафчика ложки. 47)Всем — деревянные, Шурке — железяку.
48)Уху все едят внимательно.49) Задумываются — хороша ли? 50) — Хороша!

Задания.

1 Прочитайте текст. Определить его тип речи.

2. Запишите в фонетической транскрипции слово железяка.

3. Выделите корень в слове дощатый ( предложение 4.) Подберите к нему 2-3 однокоренных слова и запишите их. Какую особенность корня вы можете назвать?

4. Из предложения 29 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. Запишите слово, от которого оно образовано.

5. Выпишите все слова с корнем –гор-/-гар-, содержащим чередующиеся гласные А и О. Графически объясните условия выбора орфограмм.

6. Выпишите из текста все слова с корнем –зар-/-зор-. Графически объясните условия выбора орфограмм.

7. . Выпишите из текста все слова с корнем –кас-/ -кос-.

8.Из предложений 32-34 выпишите слово с орфограммой «Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

9. Укажите количество основ в предложении 23 и сделайте вывод, простое это предложение или сложное.

10.Выпишите все возможные словосочетания из предложения 46, указав главное и зависимое слова и поставив вопрос от главного слова к зависимому.

11. Укажите номера предложений, в которых встречается обращение.

12. Найдите(несколько) и выпишите из текста остальные слова, в корнях которых также содержатся чередующие гласные.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ, КОТОРОЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В СИЛЬНОМ КЛАССЕ ИЛИ ДОМА.

Кратко (10-12 предложение) перескажите текст от третьего лица, называя главное действующее лицо «герой рассказа»





КЛЮЧИ

1. Повествование

2. Транскрипция слова: [жыл’из’ака]

3. Корень-дощ, однокоренные- доска, досочка, досточка, дощаник, дощаной.

4. Навар.

5. Угар, горит

6. Заросший, зари, озаряет

7. Прикоснётся, прикасается

8.Ножом

9. Три основы. Предложение сложное.

10. Достаёт из шкафчика, достаёт ложки

11. 15,26,

12. Блистает, блестят,