РАБОТА С ТЕКСТОМ И СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЯЕМОЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ
Авдулова Ирина Васильевна преподаватель
ОБПОУ «Курский автотехнический колледж»
Россия, г. Курск, email:mg.iriska@rambler.ru
Исследования, проводимые PISA (международная программа по оценке образовательных достижений обучающихся) показали, что российские ученики демонстрируют результаты ниже средних международных показателей по грамотности чтения.
В связи с этим наличие навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров требуется для достижения метапредметных результатов в условиях ФГОС.
Формирование компетенций в данной области связано с применением текстов с физическим содержанием. Естественнонаучные тексты подбираются так, чтобы прослеживалась связь с реальными жизненными ситуациями, с описанием различных физических явлений и процессов, встречаемых в природе.
Задания могут применяться: на понимание информации в тексте, понимание смысла физических терминов, умение выделить описанное в тексте явление или его признаки, умение объяснить описанное явление с помощью уже имеющихся знаний.
Целью смыслового чтения является максимально точно понять содержание текста и осмыслить информацию. Продуктивное обучение, развитие устной речи это результат использование смыслового чтения. Одним из источников развития личности является способность добывать информацию, посредством чтения получаемую от окружающего мира.
Приведем пример текста и задания к нему, нацеленного на формирование умений работы с текстом.
«Вода».
Вода - одно из самых распространённых веществ на нашей планете. Фалес Милетский утверждал – первоначалом всех вещей на земле является вода, из неё образуются все вещи.
Воду, полученную из сока, или молока, нельзя отличить от воды, полученной путем перегонки из морской воды. Молекулы воды одинаковы. Из таких молекул не может состоять никакое другое вещество. Молекулы состоят из еще более мелких частиц - атомов.
Молекула воды состоит из трех атомов: одного атома кислорода и двух атомов водорода.
Вода может находиться в трех состояниях в твердом (лед), в жидком (вода), и газообразном (водяной пар). В различных состояниях вода обладает разными свойствами.
Молекулы жидкости не расходятся на большие расстояния, и жидкость в обычных условиях сохраняет свой объем, но не сохраняет форму. Молекулы газа, двигаясь во всех направлениях, почти не притягиваются, друг к другу заполняют весь сосуд. Газы не имеют собственной формы и постоянного объема. В твердых телах (лед) притяжение между молекулами еще больше, чем в жидкостях. В обычных условиях твердые тела сохраняют свою форму и объем.
В сутки человек должен потреблять около 3 литров воды. Но это не значит, что нужно обязательно выпить 15 стаканов жидкости. Вода содержится во всех продуктах питания. В хлебе её 40%, в мясе - 75%, в рыбе -80%, а в овощах - более 90%. Поэтому суточная норма вполне может ограничиваться двумя литрами воды.
Задания к тексту:
1. Рассчитанные на ориентирование в содержание текста и понимание его смысловой нагрузки. Ответьте на вопросы письменно.
1.1. В каком состоянии – твердом, жидком, газообразном – может находиться вода?
1.2. Какие молекулы входят в состав воды?
1.3. Можно ли разделить на более мелкие частицы молекулу или атом?
1.4. Чем вызвано сохранение твердым телом своей формы?
1.5. Как объяснить легкую сжимаемость газов?
1.6. Чем объясняется текучесть жидкости?
1.7. В жидкостях частицы совершают колебания возле положения равновесия, сталкиваясь с соседними частицами. Время от времени частица совершает прыжок к другому положению равновесия. Какое свойство жидкостей можно объяснить таким характером движения частиц?
2. Выполнение задания основано на оценке информации и понимание прочитанного текста.
2.1. Сосчитай, сколько в среднем стаканов воды выпивает человек за год (365 дней) из расчета, сколько человек должен выпивать. Запиши число в ответе.
2.2. Прочитайте внимательно проведенный опыт ниже и ответьте на поставленные вопросы.
В сосуде с водой растворили маленькую крупинку синей гуаши. Вода окрасилась синим цветом.
Отлили немного окрашенной воды во второй сосуд и долили в него чистой воды. Раствор в нём будет окрашен, но слабее.
Из второго сосуда отлили раствор в третий сосуд и вновь долили чистой воды. Раствор в третьем сосуде будет окрашен, но слабее, чем во втором. В воде растворили очень маленькую крупинку гуаши, и только часть
её попала в третий сосуд. Из чего состояла сама крупинка? Что подтверждает этот опыт?
3. Работа с такими заданиями основана на интерпретации текста и обнаружению соответствий между частью текста и его общей идеей.
Основываясь на материале текста, заполните таблицу.
Состояние вещества | Расположение частиц | Характер движения | Взаимодействие | Свойства |
Газ | | | | |
Жидкость | | | | |
Твердое тело | | | | |
Как изменится расположение, взаимодействие, движение молекул при переходе вещества из жидкого в твердое состояние? Как изменятся свойства вещества? Дайте развернутый обоснованный письменный ответ на вопрос.
4. Задания основаны на поиске соответствий между явлениями, объектами, процессами.
В пластиковую бутылку налили воду и поставили в морозильник. Вся вода замёрзла. Определите, как при этом изменились масса, объём и плотность воды, скорость частиц воды. Для каждой из величин определите характер изменения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие характеру изменения указанных величин. Возможные изменения: увеличивается, уменьшается, не изменяется.
масса | объём | плотность | скорость частиц |
| | | |
5. Работа с деформированным текстом: преобразование и интерпретация информации.
Вставьте в текст, пропущенные слова:
Молекулы в жидкости в основном ..... около положений равновесия. Поскольку притяжение между ...... жидкости не так велико, то они могут ..... менять свое положение. Поэтому жидкости ...... свою форму и принимают форму ..... . Они ...... , их ....... перелить из одного сосуда в другой. Жидкость .... сжимается, так как при этом молекулы сближаются на расстояние, когда заметно проявляется ....... .
1) не сохраняют 2) трудно 3) отталкивание 4) сосуд 5) скачки
6) текучи 7) легко 8) молекулы 9) колебаться
Использования смыслового чтения развивает ценностно – смысловые личностные качества обучающихся наряду с успешной познавательной деятельностью. С учетом того, что это пригодится на всей протяжении жизни, так как чтение является базовой интеллектуальной технологией.
Список литературы
1.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией.– М.:Просвещение, 2010 г.
2.Асмолов А.Г Система заданий: пособие для учителя/под редакцией–М.:Просвещение, 2013.
3.Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. –2012. -No 6
4.http://nsportal.ru/.../smyslovoe-chtenie-i-rabota-s-tekstom-v-usloviyakh-vvede (дата обращение 16.12.2019 г.)