Учитель русского языка: Беркимбаева Жанна Абдрашевна
Работа с текстом как средство формирования грамотности устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы в рамках внедрения системно-деятельностного подхода.
Современные реалии ставят перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение наладить контакт посредством языка с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому формирование умений связно изложить мысль в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказывать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии – одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
Эта тема как никогда актуальна сейчас в рамках модернизации российского образования. Как развивать речь обучающихся? Этот вопрос интересует многих. Таким образом, проблема формирования грамотности устной и письменной речи является актуальной и волнует многих, что и обусловило выбор данной технологии при обучении русскому языку и литературе.
Теоретическое обоснование опыта основывается на положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков. Л.П.Федоренко принадлежит мысль об использовании текста как основы создания на уроках речевой среды. Продолжение работы по данному направлению мы находим у профессора А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой (профессора кафедры методики преподавания русского языка.
Цель – создание банка форм, методов и методических приёмов, позволяющих учителю активизировать работу с текстом на уроках русского языка и литературы, способствующих формированию универсальных учебных действий.
Задачи:
Разработать систему творческих заданий, направленную на повышение познавательной активности учащихся и развитие речевой компетенции;
Определить критерии эффективности разработанной системы заданий;
Разработать индивидуально-образовательный маршрут, способствующий развитию устной и письменной речи обучающихся.
Подобрать диагностический инструментарий для оценивания норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета обучающихся;
Апробировать систему заданий по русскому языку и литературе тем, чтобы развить интерес к предмету.
Мои педагогические принципы:
Принцип научности;
Принцип прочности усвоения знаний;
Принцип межличностного диалога на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;
Принцип сотрудничества: со-учение, со-воспитание, со-авторство;
Принцип индивидуализации;
Педагогический гуманизм;
Принцип персонификации, предполагающий адекватное включение во взаимодействие личного опыта.
Формы и методы работы с текстом.
Работая в школе долгие годы, пришла к выводу, что наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
- лингвостилистический анализ текста;
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- различные виды диктантов;
- сочинение-рассуждение;
- редактирование текста;
- работа с текстами-миниатюрами;
- коммуникативные и игровые ситуации; - составление синквейнов, кластеров к тексту.
Задания на повышение грамотности устной и письменной речи проводится на уроках русского языка с 5-го класса. Для того чтобы развивать грамотность, подбираю тексты с определённой орфограммой. Например, при изучении темы «Правописание Ы-И после русских и иноязычных приставок» предлагаю вставить орфограммы в следующем тексте:
Небезызвестный частный сыщик Разыграев находился почти в предынфарктном состоянии. Из-за безынициативности его помощников до сих пор не было раскрыто дело о краже крупной партии безыскровых сварочных аппаратов. Ощущая полную безысходность, сыщик мысленно сравнивал себя то с безыглым ежом, то с безыдейным идеологом, который ни на что не способен.
Тема: «Правописание приставок ПРЕ-ПРИ».
Пребывая на отдыхе, президент преуспевающей кампании, приверженец
новых взглядов и превосходный коммерсант, предавался воспоминаниям о прекрасных днях, проведенных в Прикарпатье.
Преодолев множество преград, он наконец смог претворить в жизнь свою мечту: прибыл в этот южный город и сразу же приступил к осмотру местных достопримечательностей, причудливых построек презентабельных отелей и престижных магазинов.
Группа заданий на определение причинно-следственных связей включает в себя следующие виды заданий: определение причин; определение следствий; доказательство; опровержение; определение закономерности; определение новой функции; определение связей между элементами системы.
Например, на стадии актуализации знаний предлагаю материал для наблюдения:
- Прочитайте тексты, чем они отличаются друг от друга? И что в них общего?
1) Дуб обыкновенный представляет собой листопадное дерево, растущее не выше 50 метров в высоту. Листья дуба перистые, расположенные на коротких черешках. Кора дуба темно-серого цвета, сильно растрескивающаяся.
2) Дуб — удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.
3) Отчего подушки под телеги вырезают и ступицы под колеса точат не из дуба, а из березы? Подушки и ступицы нужны крепкие, а дуб не дороже березы.— Оттого, что дуб колется вдоль, а береза не расколется, а вся измочалится.
Группа творческих заданий на планирование и выполнение практических действий включает в себя следующие виды заданий по созданию собственного текста:
например, на уроках русского языка одним из видов творческой работы являются «Ассоциативные шаги». В этом упражнении учащиеся должны установить между словами ассоциативный переход длиной в несколько шагов. Например, между словами «шёпот – шорох» устанавливается ассоциативная цепочка. Составляется текст, 1 – уч-к – начало 2 – конец. Это задание можно выполнять как индивидуально, так и в парах. Развивая письменную речь, мы учим ребят контактировать друг с другом.
Следующий вид задания «Создайте текст по образному средству». Учащиеся должны научиться вводить образное средство поэта или писателя в собственный художественный текст, например, слезливое утро, сердце в руках, стеклянные кустарники и т. д.
Она несла его сердце в руках,
Свою любовь хранила в душе,
Мерцала боль в её глазах.
Она верила слепо мечте.
На уроках русского языка я работаю с текстами разных типов и стилей речи.
Например, на уроке, темой которого было «Умеем ли мы говорить правильно?» обучающиеся создавали текст следующего характера: представьте, что вы корреспонденты, которым поручили осветить тему «Нужно ли есть овощи и фрукты и все ли могут это себе позволить?», используя имена сущ., обозначающие название овощей и фруктов в Р. п. мн.ч.
Использование на уроках русского языка и литературы кейс метода необходимо для формирования грамотности устной и письменной речи. С помощью кейс-задания обучающиеся создают собственные устные высказывания. Кейс метод формирует умение самостоятельно принимать решения и находить правильные ответы на вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход и креативность со стороны учащихся. Здесь важен не только конечный результат, но и сам процесс получения знаний.
Так, на уроке литературы при изучении темы «Подвиг героев-молодогвардейцев в романе
А. Фадеева «Молодая гвардия» предлагается следующее задание:
Видеоролик. (Признание скинхеда). Современная молодёжь и герои-молодогвардейцы.
Кейс-задание: (групповая работа)
1. Определите проблему сюжета телепередачи. (Проблема неофашизма.)
2. Имеет ли право молодой человек считать себя сверхчеловеком?
3. Почему некоторая современная молодёжь проповедует идеи фашизма?
4. Кого вы считаете сверхчеловеком и человеком с большой буквы?
Тема урока: «Сладко жить; страшно жить; стыдно жить» по повести В. Г. Распутина «Живи и помни».
Видеоролик. Отрывок из фильма по мотивам В. Распутина «Живи и помни».
Кейс-задание: (групповая работа)
1. Виновата ли Настёна, что помогает мужу?
2. Она жертва или преступница?
3. Какова формула полной здоровой жизни? (Формула полной здоровой жизни, где всё держится равновесием «сладко, страшно, стыдно», а как одно перевесило, так лодка накренилась и жизнь опрокинулась. Когда одним только сладко, а другим только стыдно, то, значит, жизнь уже изувечилась.)
Например, на уроке внеклассного чтения при прохождении произведения А. Грина «Алые паруса» предлагаю просмотреть видеоролика из кинофильма «Алые паруса». После чего ребята делятся на группы и выполняют кейс-задание:
1) В каких словах Грэя звучит основная мысль феерии?
2) Нужны ли в наше время такие неистовые мечтатели, как Грин и его герои?
На уроке литературы при изучении поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» предлагаю творческое задание, которое способствует не только формированию монологической речи обучающихся, но и развивает умение применить речевую компетентность в диалоге:
составить диалог с Плюшкиным по вопросам:
- Как живёте, господин Плюшкин?
- А ведь когда-то Вы были прекрасным хозяином, соседи ездили к Вам учиться мудрой скупости, разумной бережливости.
Важные условия для развития языковой компетенции: демократические отношения с учащимися, тактичность, отсутствие принуждения, учет индивидуальных особенностей. Для формирования умений и навыков речевого общения ученика я использую индивидуально-образовательные маршруты.
Результативность: использование данных приёмов дает возможность учащимся получать стабильные и положительные оценки, т. е. стопроцентную успеваемость, стать призером различных ученических конференций.
Важные условия для формирования речевой деятельности: демократические отношения с учащимися, тактичность, отсутствие принуждения, учет индивидуальных особенностей.
Развитие устной и письменной речи учащихся невозможно без нетрадиционных форм урока: деловых игр, урок-путешествие, урок-исследование, интегрированных уроков и др.
В качестве критериев развития языковой компетенции в познавательной деятельности учащихся можно выделить:
самостоятельность;
пополнение речевого запаса;
навыки языкового анализа.