СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом на уроках окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления в начальной школе (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе предлагаются различные эффективные приёмы работы с текстом. Для наглядности приводятся фрагменты уроков.

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом на уроках окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления в начальной школе (из опыта работы)»

Тема: Работа с текстом на уроках окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления в начальной школе

(из опыта работы)

Сегодня начальная школа реализует Стандарт второго поколения, который поставил  задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач,  как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

Самостоятельная работа с учебником в условиях перенасыщенности информационной среды требует новых подходов. Разумеется, крайне неэффективно задание ученикам типа «Откройте учебник на странице. Прочтите. Ответьте на вопрос…». Какие же приёмы можно использовать для активизации деятельности детей при работе с текстом?

Одной из инновационных технологий является технология развития критического мышления, которая помогает формировать УУД, позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

Основа технологии - трехразовая структура урока: вызов, осмысление и рефлексия. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Я остановлюсь на нескольких, наиболее часто мною используемых.

  • Приём «Верите ли вы»

Этот прием может быть началом урока. У каждого на парте таблица, как на доске. Дети читают утверждение на слайде и ставят в первой строке плюс, если согласны с ним, и минус, если не согласны. Вторая строка у них пока остается пустой.

1

2

3

4

5

6

7















В течение урока дети обращаются к таблице и видят, насколько были правы.

Приведу фрагмент урока по теме «Луна – естественный спутник Земли»

Учитель: Давайте посмотрим, что вы знаете о Луне. Поиграем в игру «Верите ли вы, что…». Перед вами табличка, разделённая на 8 столбиков-вопросов. Читаем на слайде первый вопрос. Если считаете, что вся информация верная – ставите «+» под цифрой 1, а если встретились в высказывания неточности или всё высказывание ложное – ставите «-».

  • Верите ли вы, что…

1. Луна – самое близкое к нам небесное тело?

2. Луна больше Земли?

3. с Земли мы можем видеть оба полушария Луны?

4. на Луне нет ни капли воды, зато есть моря?

5. на Луне есть настоящие высокие горы?

6. на Луне, как и на Земле, есть атмосфера?

7. лунное притяжение в 6 раз слабее земного?

8. освещённые Солнцем участки Луны разогреваются до + 117 градусов, а попавшие в тень остывают до – 153 градусов

Учитель: А сейчас проверим, насколько верны были ваши представления о Луне. Я раздаю вам тексты, в которых вы найдёте верные ответы на все ранее прочитанные вопросы. Вы читаете внимательно, возвращаясь к вопросам на слайде и во второй строчке таблички отмечаете верные ответы.

«Луна – единственный естественный спутник Земли и самое близкое к нам небесное тело. Наши соседи-планеты находятся в 100 раз дальше, чем она. Луна меньше Земли в 4 раза и легче в 81 раз.

С Земли видно всегда только одно полушарие Земли. Да-да, только один её бок. Потому что она вращается вокруг своей оси с такой же скоростью, что и вокруг Земли, и всегда успевает повернуться к нам одним и тем же боком.

На Луне нет ни капли воды, зато есть моря. С Земли мы видим их как тёмные пятна. У них есть названия: море Островов, море Дождей, море Волн. Оказалось, что почти все моря сосредоточены на обращённой к нам поверхности. А ещё есть ненастоящие заливы: заливы Росы, Радуги, Зноя. Есть озёра Сновидений и болота Эпидемий.

Зато на Луне есть самые настоящие, до девяти километров высотой, горы. И называются они так же, как на Земле: Альпы, Кавказ, Карпаты, Пиренеи.

Лунное притяжение в 6 раз слабее земного. Этого недостаточно, чтобы удерживать атмосферу, поэтому небо на Луне всегда чёрное, даже днём. Отсутствие атмосферы приводит также к резким перепадам температуры: освещённые Солнцем участки Луны разогреваются до + 117 градусов, а попавшие в тень остывают до – 153 градусов»

Учитель: Давайте все вместе проверим. (идёт чтение вопросов и дети хором отвечают)

Учитель: А сейчас сравните ваши ответы из первой строчки с правильными ответами из второй строчки. Найдите свои неверные ответы, ещё раз обратитесь к тексту и запомните информацию.

Учитель: Ребята, поднимите руку те, кому хочется побывать на Луне?

Учитель: А о чём вы должны помнить, находясь на Луне, чтобы не случилось несчастья? (Дети отвечают)

Учитель: Я вам предлагаю прочитать и запомнить советы, которые вам пригодятся в будущем, если кто-то из вас окажется на нашей спутнице – Луне. (ребятам раздаются карточки с текстами)

Советы улетающим на Луну:

  1. Если на Луне тебе захочется немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в 6 раз выше, чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее. А всё почему? Потому что сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле.

  2. Не забудь взять часы с календарём, а то совсем запутаешься в днях и прозеваешь обратную ракету. На Луне день длится две наших недели, а потом на две недели наступает ночь.

  3. Зонтик тебе не пригодится: дождей на Луне не бывает. Да что там дождей – там вообще нет воды. Нет облаков, нет туманов, нет радуги. Правда, дожди там всё-таки бывают – метеоритные, каменные.

  4. Компас брать не нужно – всё равно он там не работает. Лучше возьми карту звёздного неба – будешь определять направление по звёздам.

  5. Подумай, как тебе одеться, так как длинным двухнедельным днём поверхность Луны нагревается до 117 градусов и выше, а за длинную ночь охлаждается до минус 153.

  6. Если полетишь на Луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи радиопередатчиков. Звуков на Луне нет, там даже метеориты падают бесшумно. Это из-за того, что на Луне нет атмосферы.

    • Приём «Знаем – Хотим знать – Узнали»

Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии «Вызова» с последующим возвратом к материалам на стадии «Рефлексии».

Делим доску или большой лист бумаги на три широкие ко­лонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали».

Чтобы ввести в тему «Кожа», можно загадать загадку:

«Тело сверху прикрываю,

Защищаю и дышу.

Пот наружу выделяю,

Температурой тела руковожу» (кожа)

Дальше задать вопрос: « Что вы знаете о коже?»

Сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются, заносим в колонку «Знаем» (и просим учащихся сделать то же самое в тетрадях). Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать о коже?» Спор­ные идеи и вопросы следует занести в колонку «Хотим узнать». Все возникшие соображения записываются на доску и в тетради.

Теперь следует ещё раз обсудить вопросы, которые ребята сами поставили, и нацелить их, таким образом, на чтение текста. А чтобы чтение было не пассивным, а активным и внимательным, используем приём «Инсерт». Заостряю внимание ребят: «Чтобы ответить на возникшие вопросы, давайте прочтём текст на карточках. По мере чтения карандашом на полях помечайте отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна.

Знаком (+) отмечается новое знание, новая информация.

Знаком (!) отмечается то, что показалось интересным.

Знаком (?) отмечается то, что осталось непонятным и вызывает желание узнать подробнее». (Читают текст, используя маркировку)

Кожа – защитная оболочка, оберегающая организм от непогоды и инфекций и помогающая поддерживать постоянную температуру тела.

Кожа – это орган осязания.

Кожа человека состоит из трёх основных слоёв:

Эпидермис – самый верхний тонкий слой кожи – это мёртвые клетки.

Дерма – средний толстый слой кожи, образованный гибкими волокнами. Они не дают нашей коже рваться и делают её эластичной (растяжимой). В дерме (самой коже) находятся потовые железы.

Третий слой - жир защищает внутренние органы от ударов. Сальные железы вырабатывают сало – жидкую смазку, предохраняющую кожу от высыхания. Когда мы долго сидим в воде, жировая смазка, покрывающая кожу, смывается, и кожа становится морщинистой.

Кожа дышит через поры. Поры – это крошечные отверстия в коже, через которые просачивается пот. Пот испаряется с поверхности кожи и тела человека, от этого человек охлаждается. Человек легче переносит жару и выполняет тяжелую работу. Кроме того, потом выделяются из организма некоторые вредные вещества.

В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу и боли.

Наша кожа постоянно обновляется, хотя мы этого не замечаем. Поверхность кожи состоит из отмерших клеток. Они всё время слущиваются, а их место занимают новые клетки, образующиеся прямо под ними. Каждый час мы теряем шестьсот тысяч её крохотных частичек. К 70 годам человек сбрасывает 50 килограммов кожи.

Ко­гда чтение закончено, задаю вопрос: « Каким знаниям про кожу вы нашли подтверждение?» (дети отвечают)

(Отмечается на доске под карточкой ЗНАЕМ)

Учитель: «Где вы ещё поставили +?» (дети отвечают)

Учитель: «Что показалось интересным?» (дети отвечают)

Учитель: «Что требует пояснения?» (дети отвечают)

Учитель: «Переходим к третьей колонке: «Узнали». Запишите, пожалуйста, на какие вопросы вы нашли ответы в тексте, причем расположите ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию, спросить о кото­рой вам раньше просто не приходило в голову, надо расположить ниже. Поработайте сначала индивидуально, а затем обменяйтесь своими соображениями по колонке «Узнали» со всей группой».

Учитель: «Давайте заполним колонку, что узнали нового про кожу из текста, на доске»

Итоги зано­сятся в третью колонку на доску. Учащиеся затем сравнивают, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста.

Учитель: «На какие вопросы не нашли ответа?» (дети отвечают)

Учитель: «Как поступим с вопросами, которые остались без ответа?» (дети отвечают)

Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно.

На стадии рефлексии на данном уроке можно использовать приём «синквейн» - стихотворение, состоящее из пяти строк. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное уме­ние. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

  1. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

  2. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

  3. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

  4. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

  5. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной.

Учитель: «Я вам предлагаю написать синквейн к слову «кожа».»

Общеизвестно, что легче всего научиться, обучая других. Чтобы дать всем учащимся возможность оказаться в роли учителя и направлять остальных в работе над текстом, используется приём «Взаимообучение». Этот прием лучше все­го применим в работе с информативным текстом.

Взаимообучение происходит в группах из четырех-семи чело­век. Всем им раздаются экземпляры одного и того же текста. Уча­щиеся по очереди играют роль «учителя» - роль, которая требует от них выполнения пяти определенных действий. Когда все члены группы прочитали абзац (про себя), «учитель» делает следующее:

  1. суммирует содержание абзаца;

  2. придумывает вопрос по тексту и просит других учащихся на него ответить;

  3. растолковывает то, что для других осталось неясным;

  4. дает прогноз возможного содержания следующего абзаца;

  5. дает задание на чтение следующего абзаца.

Этот прием работает наилучшим образом, если настоящий учи­тель несколько раз продемонстрирует каждой группе в отдельно­сти, как им следует действовать, оказавшись «учителями», а уж потом передаст бразды правления в руки учащихся.

  • Приём «Зигзаг»

В основе этой учебной стратегии лежит идея взаимообучения. Раньше второго класса не наблюдается опыт использования данного приёма видимо потому, что раньше дети еще недостаточно бегло читают.

Приведу фрагмент урока по окружающему миру по теме «Здоровый образ жизни». Входя в класс, дети сразу же разбиваются на рабочие группы, по цветным жетончикам по 4–6 человек в каждой. Далее – распределяем роли. Выдаю на каждую рабочую группу карточки с описанием ролей, и ребята в течение 3–5 минут должны выбрать ведущего (организатора, командира, лидера), который отвечает за ход выполнения задания и за то, чтобы все работали активно; дежурного (стенографиста, секретаря) – его задача все записывать и следить за временем; генератора идей (писателя, выдумщика) – он отвечает за творческий процесс, за создание текста; выступающего (он отвечает за презентацию конечного результата).

Для введения в тему создаю проблемную ситуацию: «Как вы думаете, что для человека является самой главной ценностью, источником радости?» (дети отвечают)

«Чтобы были вы красивы,

Чтобы не были плаксивы,

Чтоб в руках любое дело

Дружно спорилось, горело,

Чтобы громче пелись песни,

Нужно сильным быть, здоровым.

Эти истины не новы.

Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Кто догадался, какова тема урока?» (дети отвечают)

Объявляю тему занятия. Далее можно применить приём «Корзина идей, понятий». Прошу ребят в течение 3 минут поработать вместе в своих малых группах и (с помощью дежурного) обобщить всё, что они знают по данной теме.

На доске располагаю значок корзины, в которой условно собираем всё то, что все ученики знают об изучаемой теме. Далее каждая группа по кругу называет какой-то один факт, при этом, не повторяя ранее сказанного. Все сведения кратко записываю в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Учитель: «Продолжим работу в группах. К концу урока вы должны будете по теме урока создать небольшой связный текст по теме «Здоровый образ жизни». Жанры могут быть разные: письмо другу, заметка в детский журнал, стенгазета. Выберите, в каком жанре будет создавать текст ваша группа». (дети обсуждают)

Учитель: «Теперь вам пришла пора на время расстаться со своими группами, чтобы образовать новые, экспертные группы. Каждая группа будет изучать свою часть темы, с которой потом, вернувшись, вы познакомите свою первоначальную группу. Давайте рассчитаемся на первый-пятый и займём места каждый в своей экспертной группе. (дети рассаживаются в новые группы).

Учитель: «Каждой группе даю свой текст. (Приложение 1) Сначала каждый индивидуально читает текст и выписывает самые главные сведения, а также то, что может помочь составить заключительный текст, затем – в групповом обсуждении – вы формулируете три вопроса, которые помогут ребятам, не читавшим данный текст, усвоить его лучше. Предупреждаю, что после работы в экспертных группах пользоваться текстом будет нельзя – только записями».

Учащиеся самостоятельно читают текст и выписывают наиболее значимые мысли, факты, идеи. Спустя 5–7 минут эта работа прекращается.

Учитель: «Закончили работать индивидуально. В группе сформулируйте три вопроса, которые помогут ребятам, не читавшим данный текст, усвоить его. Предлагаю воспользоваться «тонкими и толстыми» вопросами, которые записаны на карточках». (Приложение 2)

Поработав в общей сложности около десяти минут в экспертных группах, ребята возвращаются в свои рабочие группы.

Учитель: «Итак, сейчас вы возвращаетесь в свои рабочие группы и по очереди разъясняете своим одноклассникам изученный в экспертной группе материал. Представитель первой экспертной группы даёт сведения про закаливание, второй группы - о необходимости соблюдать чистоту, 3 группы - о необходимости больше двигаться, 4 группы - о вредных привычках, 5 группы - о правильном питании. Каждый объясняете так, чтобы все в группе уяснили суть этой части текста и затем использовать при составлении общего связного текста по теме. Дежурный в группе может оформлять не только текст, но и рисунки, схемы, таблицы. Докладчики готовят выступление по теме. Регламент – 2-3 минуты».

Учитель оказывает консультации, отвечает на вопросы. Обычно на составление текста уходит 10–15 минут. Ещё около двух минут готовится выступающий.

Учитель: «Докладчики от каждой группы представляют свои тексты аудитории, сопровождая его наглядным материалом. Слушаем внимательно и задаём интересующие нас вопросы».

Таким образом, учащиеся проработали текст на различных уровнях (воспроизведение, применение, анализ, синтез, оценка) и представили результаты своего обучения.




















Литература и интернет-ресурсы:

  1. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.

  2. Криволапова, Н.А. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся / Криволапова Н.А., Войткевич Н.Н. – Курган: ИПКиПРО, 2004.

  3. Шаврина, О.Г. Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо в преподавании русского языка и литературы: методические рекомендации/О.Г. Шаврина.- Курган: ИРОСТ, 2012.

Интернет-ресурсы

1. http://videouroki.net/index.php?subj_id=2 – Видеоуроки в сети Интернет.

2. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html - технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

3. http://lingvist.ucoz.ru/publ/18-1-0-17 - развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и приемы












Приложение 1

1 группа Закаливание

Плохо быть незакаленным. Постоял на ветру - и простудился. Промочил ноги в дождливую погоду – и опять слег в постель. Чтобы этого не случилось, нужно заниматься закаливанием. Закаленный человек без вреда для здоровья переносит и ветер, и дождь, и холод, почти не болеет простудными заболеваниями. Польза закаливания в том, что закалённый человек почти не болеет, спокоен, хорошо спит. На уроках внимателен и долго не устаёт.

Начиная закаляться, нужно знать о правилах закаливания:

  • Постепенность (начинать с приятной нехолодной температуры воды, снижая её постепенно)

  • Систематичность (не пропускать процедуры).

  • Подбор процедур индивидуально (удобно по времени, эффективно по продолжительности, начальная температура исходя из твоего состояния здоровья).

  • Закаливающие средства необходимо разнообразить и применять в комплексе (закаливающие процедуры против низких и высоких температур)

Закаливание проводится с помощью воздуха, воды, солнца.

Воздух закалит твой организм, если ты будешь делать зарядку при открытой форточке, спать в тёплое время года при открытом окне, если будешь чаще играть на свежем воздухе, зимой кататься на коньках и лыжах.

Вода замечательно закаляет. Начинать закаливание водой лучше всего с прохладного душа. Температуру воды следует снижать постепенно. Перед сном очень полезно обмывать ноги прохладной водой. После водных процедур нужно растирать кожу сухим полотенцем. Летом прекрасно закаляет купание в чистой реке, пруду, озере, море. Температура воды должна быть не ниже +20 градусов. Не забывай, что в воде можно находиться не больше 10 минут и обязательно под наблюдением взрослых.

Солнце поможет тебе загореть и окрепнуть. Выходя на солнце, надевай на голову легкую шапочку. Некоторые ребята, чтобы поскорее загореть, по нескольку часов находятся под солнцем. Это опасно для здоровья. В первый раз загорай не больше 4 минут. Постепенно увеличивай время до 30-40 минут. Очень полезно чередование: несколько минут на солнце, несколько минут в тени. Не забывай пользоваться защитным кремом.

2 группа: Соблюдай чистоту!

Содержи в чистоте свое тело, одежду и жилище. Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши. Надо 1-2 раза в неделю принимать душ или посещать баню. Доказано, что после банной процедуры улучшается состав крови, уничтожаются болезнетворные микробы, а также повышается устойчивость к холоду.

Каждый день мой ноги и руки перед сном. Обязательно мой руки после: уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте. Дети, которые всегда следят за своей чистотой, редко болеют. Ведь если мы перед едой помоем руки, умоемся после сна, днем, когда придем с улицы, и вечером, когда будем ложиться спать, наши поры, которых очень много в коже, будут дышать легко и наше тело не будет болезненным. Оно будет крепким и здоровым.

Если же мы будем коротко стричь ногти, под ними не будет черной каемки грязи и, конечно, бактерии, содержащиеся в ней, не попадут нам внутрь, и мы не будем болеть. То же можно сказать о носовом платочке. Он необходим при кашле и чихании. Надо отворачиваться и прикрываться им, чтобы микробы не летели на товарищей.

Нужно обратить внимание на нашу обувь. Ужасно стыдно показаться на улице и в школе в неряшливом виде. В своей мятой одежде и нечищеной обуви ты можешь стать грязным пятном на улице.

Нужно следить за волосами. Чтобы они были здоровыми, густыми, их нужно ежедневно расчесывать. При расчесывании волосы очищаются от пыли и грязи. Регулярно мыть голову.

Чтобы зубы были здоровыми и красивыми, нужно не лениться чистить их утром и вечером, прополаскивать рот после еды. При полоскании удаляются частички пищи, застревающие между зубами. Эти частички – отличная среда для микробов. Несмотря на то, что у зубов самая прочная ткань, совершенно недопустимо грызть орехи, леденцы, кусать ручки, открывать бутылки. От этого на эмали зубов могут образоваться трещины. Даже невидимые глазом, эти трещины – широкие ворота для микробов, разрушающих зуб.

Чтобы сохранить здоровье, необходимо также проветривать помещения, регулярно делать уборку в квартире, убирать свой двор, никогда не бросать мусор на улицах мимо урны… Здоровый образ жизни начинается с чистоты.

3 группа: Больше двигайся

Малоподвижный образ жизни вредит здоровью, поэтому старайся больше двигаться. Известно, что без движения у ребят и мышцы слабнут, и сердце и лёгкие станут плохо развиваться, и голова не так хорошо работает.

Издавна известно, «кто много ходит, тот долго живёт». Мышечный голод для человека так же опасен, как недостаток кислорода или витаминов. У малоподвижных людей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, увеличивается “жизненная ёмкость” лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.

В школьном возрасте ребёнок должен не менее 1ч 30 мин заниматься активными физическими упражнениями. Это оградит его в будущем и от болячек, и от преждевременной старости.

Утренняя зарядка – помогает сохранить время перехода от сна к бодрствованию. Недаром она называется зарядкой. Заряжая детей бодростью на предстоящий рабочий день, прогоняя остатки сна.

Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье детей, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, улучшает деятельность сердечно- сосудистой и дыхательной систем, стимулирует обмен веществ.

Учеба в школе, выполнение домашнего задания – серьезный труд. Чтобы сохранить здоровье, надо обязательно чередовать труд с отдыхом. У современного школьника много возможностей для отдыха и развлечения, среди них телевизор, видео, компьютерные игры. Но некоторые ребята утром, еще до школы, включают телевизор, а после школы часами просиживают у компьютера. Это вредно, особенно для нервной системы и зрения. Телевизор, видео, компьютерные игры хороши в меру. Не увлекайся ими чересчур. Включай в свой распорядок дни прогулок, игры на свежем воздухе, чтение книг.

4 группа: Не заводи вредных привычек

Самые вредные привычки – это курение, употребление спиртного и наркотиков.

Курение очень вредно для легких, да и для всего организма. Ребенок, который начинает курить, хуже растет, быстрее устает при любой работе, плохо справляется с учебой, чаще болеет. Все это происходит потому, что в табачном дыме содержится опасный яд- никотин и еще много других вредных веществ. У не курящего человека легкие розовые, а у того, кто долгое время курит, они становятся серыми от вредных веществ. Ученые подсчитали, что от каждой выкуренной сигареты жизнь человека сокращается на 15 минут.

Спирт (алкоголь), который содержится в спиртных напитках, при неумеренном употреблении вызывает заболевание желудка и других органов, нарушает работу всего организма. Особенно алкоголь опасен для детей. Даже несколько глотков спиртного могут вызвать у ребенка сильное отравление.

Наркотики - особые вещества, разрушающие организм человека. Попробовав наркотик, раз или два, человек привыкает к нему и уже не может без него обходиться. У него развивается тяжелая болезнь – наркомания, вылечить которую очень трудно. Наркотик нарушает работу мозга и всего организма, и, в конце концов, убивает человека. Распространение наркотиков - опасное преступление, за которое строго наказывают.

5 группа: Питайся правильно!

Врачи утверждают, что полноценное рациональное питание - важное условие сохранения здоровья и высокой работоспособности взрослых, а для детей еще и необходимое условие роста и развития. Для нормального роста, развития и поддержания жизнедеятельности организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в нужном ему количестве.

Пища обеспечивает человека:

  • Энергией, чтобы двигаться и сохранять температуру тела. Благодаря ей происходит рост тканей, заживают раны, поддерживается активность тела.

  • Питательными веществами. Это белки, жиры (животные и растительные), углеводы, витамины.

Хорошее состояние кожи, волос, ногтей, нормальная работа органов и систем человеческого организма – всё это и многое другое зависит от правильного питания

Необходимо питаться регулярно: 4-5 раз в день в определённые часы, есть больше зелени, фруктов и овощей, так как в них много витаминов.

Пищу принимать свежеприготовленную, в тёплом виде.

Употреблять нужно 1,5 - 2литра жидкости за день, небольшими порциями. Лучше всего пить минеральную воду без газа. Нельзя пить пепси-колу, кока-колу, лимонад. Это вредно.

Ешь кашу на завтрак. Идеальный вариант - овсяная каша с яблоками, изюмом и бананами, рисовая каша с медом, гречневая каша с морковью.

Во время еды нельзя читать, смотреть телевизор, разговаривать. Иначе мозг не поймет, что ты уже покушал. При этом тщательно требуется пережёвывать пищу.

Нельзя есть после семи часов вечера.

Не перекусывай пирожком, печеньем с маслом, булочкой, сухариками, чипсами.

Колбасные продукты, майонезы, кетчупы категорически противопоказаны детям.

В своём питании используй в первую очередь молоко и молочные продукты: сыр, кефир, сливки, сметану, сливочное масло.



















Приложение 2


«толстые» вопросы

«тонкие» вопросы


1. Объясните, почему…?

1. Кто?

2. Как вы считаете …?

2. Что?

3. Чем отличается …?

3. Согласны ли вы…?

4. Почему вы сделали такой вывод …?

4. Будет …?

5.Подумайте, а могло ли быть по- другому…?

5. Когда …?

6. Предположите, что будет, если …?

6. Верно ли …?

7. Что изменится, если…?

  1. Вспомните…

8. Чем можно объяснить …?

  1. Какое…?

9. Как понимаете, что такое…?

  1. Где?

10. На каком основании делаем вывод, что…?

  1. Прочитайте.


12