СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы

Овезовой Т.А.

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся



Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В новом Законе «Об образовании» обозначена главная направленность ФГОС — это повышение качества образования. Модернизация образовательной школы  предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личностиего познавательных и созидательных способностей». Другими словами, школа должна формировать целостную систему знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности учащихся.

Одним из основных требований ФГОС основного общего образования является работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.

Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.

Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу — одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. Практика показывает, что современные школьники, чрезмерно увлеченные компьютером, телефонами, все больше в своем общении используют сленговые выражения, сокращенные слова, зачастую заменяя живую, культурную речь мимикой и жестами, условными знаками. Такие дети затрудняются в создании самостоятельных связных устных, а особенно письменных высказываний. Поэтому с уверенностью можно сказать, что проблема культурного общения школьников — одна из самых важных на сегодня.

В основе обучения лежит компетентностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция определяется как «овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах».

Исходя из ситуации, с учётом заданий ЕГЭ, ОГЭ, устного собеседования, критериев оценивания работы выпускника, наиболее эффективным средством формирования коммуникативной компетенции считается текст, работа с которым должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик.

Текст -

  • это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды,

  • основной компонент структуры учебника,

  • именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе:

коммуникативная, образовательная,

развивающая, воспитательная.



Успешная сдача устного собеседования, ГИА, написание итогового сочинения, ЕГЭ напрямую зависит от умения работать с текстами.

Работа с текстом на уроках русского языка позволяет развивать творческий потенциал учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи. Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову. Кропотливая, постоянная работа с текстом на уроках должна, на мой взгляд, проводиться с опорой на произведения русской классической литературы. Обращение к произведениям русской классической литературы «безукоризненным образцам» — одно из средств создания развивающей личность речевой среды, результативное средство, позволяющее сформировать у учащихся приемы построения текстов.

Этапы работы с текстом: Начальный этап (5-7 классы), средний этап (8-9 классы), старший этап (10-11 классы).

Текст — это центральное звено второй части экзаменационной работы, более сложной. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с кратким ответом и с развернутым — сочинением, написание которого и является самым трудным заданием для выпускника в ОГЭ и ЕГЭ. Эту трудную задачу поможет решить использование на уроках русского языка комплексного лингвистического анализа текста с 5 по 11классы.

И я считаю, что комплексный лингвистический анализ текста на уроках русского языка является не только главным средством подготовки к экзаменам, но и важнейшим заданием обучающего характера и эффективным способом проверки знаний учащихся. Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

  • комплексная работа с текстом;

 лингвостилистический анализ текста;

 «самодиктанты»;

 сочинение-рассуждение;

 редактирование текста;

 различные виды диктантов;

интеллектуально-лингвистические упражнения;

 работа с текстами-миниатюрами;

составление синквейнов, кластеров к тексту;

 коммуникативные и игровые ситуации.

При работе с текстом не только объясняются орфограммы, но и ставятся задачи речевого характера, направленные на формирование умения воспринимать текст. Перед учениками постоянно ставятся вопросы: чего добивался автор текста, какую цель преследовал (рассказать, проинформировать, описать, охарактеризовать, доказать, убедить, поощрить). Постепенно ученик сам будет задавать себе эти вопросы, научится понимать даже скрытые намёки, научится читать между строк. Это способствует обогащению речи учащихся, побуждает их к поиску, творчеству. Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.

Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии (например, технология развития критического мышления). Создание синквейнов, кластеров, фишбоунов к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, усвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

На уроках стараюсь использовать разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, составление планов, определение темы текста, определение идеи текста (выделение предложения, в котором выражается основная мысль, отношение автора к предмету речи), анализ авторского заголовка, выделение структурных частей текста (вступления (зачина), основной части, заключения (концовки), сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме.

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:

1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.

3. «Переводчик». Замени просторечное слово в предложении стилистически нейтральным синонимом.



Вот примерный план анализа текста любого типа речи. Выразительное чтение текста. Словарная работа. Тема текста. Идея текста. Тип текста. Стиль текста. Выразительные средства речи и их роль.

Приведу пример работы с текстом на уроке русского языка . Изучая тему «Назывные предложения», которая является завершающей в разделе «Односоставные предложения», учащиеся работают с предложенным текстом (текст спроецирован на экран и у каждого ученика лежит на столе): «Проснувшись и взглянув в окно П. И. Чайковский был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный морозный денек! Чувства композитора затрепетали будто струны. Снегопад. День как гнездышко весь пуховый мягкий свежий. Серо-белое небо пушистый непримятый снег на земле крупные снежные хлопья в воздухе. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж! И вдруг прерывая царящую вокруг тишину слышатся едва уловимые звуки музыки композитора наполняя сердце очарованием. Усиливается снегопад, усиливаются аккорды. Услышав раз никогда не забудешь их. Смягчают душу, оживляют сердце, вдохновляют любовь. Хочется наслаждаться этими звуками вечно».

Прослушав текст, ученики отвечают на вопросы:

Действительно ли это текст? Докажите.

К какому стилю и типу речи принадлежит данный текст?

Какие слова помогают описать красоту природы?

Затем учащиеся выполняют следующие задания: расставить в тексте знаки препинания. Найти в нём все односоставные предложения, выписать их, определив вид предложения. Озаглавить текст назывным предложением. После этого демонстрируются слайды с изображением зимних пейзажей. Задаю вопрос: «Какие чувства у вас просыпаются, когда вы видите зимние картины? Могли бы эти картины стать своеобразной иллюстрацией к нашему тексту?» В заключение я предлагаю учащимся побыть в роли творцов слова: опираясь на текст, с которым они только что работали, ребята сами сочиняют небольшой текст, используя односоставные предложения.

Такая работа не только развивает навыки анализа предложенного текста, создания собственного текста, но и воспитывает чувства, будит в душах детей любовь к прекрасному. Относительно полный языковой разбор текста требует много времени и возможен только на специальных уроках. На обычных же уроках русского языка при изучении фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса, на уроках повторения, при обобщении и систематизации изученного материала использую частичный языковой разбор текста, связывая эту работу с усвоением норм правописания, с проведением разных видов разбора слов, предложений.


Активизируется речевая и мыслительная деятельность учащихся эффективнее всего в ходе групповой работы, работы детей в парах. С целью наилучшего понимания учащимися текстов я использую такие приёмы, как выборочное чтение текста по конкретному заданию, нахождение в тексте ответов на вопросы, формулирование учащимися вопросов по материалу текста, подробный, выборочный, сжатый пересказ, письменное переложение текста. По методике проведения эти приёмы просты, по результатам эффективны.



С целью выявления уровня мыслительно-речевых умений целесообразно

проводить комбинированную работу по текстам предметного содержания,

рассчитанную на урок. Это изложение текста с ярким, интересным содержанием.

Текст читается два раза, учащиеся выполняют три задания: определить и записать главную мысль текста, составить план текста, один пункт плана изложить подробно.


Такие приемы работы с текстами - это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.

Ценность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся. Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения развивают целый ряд его качеств (речь, внимание, память, мышление). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности.

Подобные упражнения учат анализу содержания, умению комментировать проблему, выражать и аргументировать собственное мнение, последовательно и логично излагать мысли. Работа с текстом развивает у учащегося языковое чувство, способствует устранению грамматических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико - семантическое восприятие произведений, дает почувствовать истинное богатство и выразительные возможности русского языка, вдумываться в речевую ситуацию, готовит к эффективному речевому общению.


Работа с текстами на уроках русского языка будет эффективней, если проводится в определенной системе, а не однократно. Учащиеся 5 класса достаточно быстро привыкают к использованию текста на уроке и это им нравится.

Значение такой работы велико, так как воспитывается любовь к родному слову, расширяет кругозор учащихся, отрабатываются навыки грамотного письма, формируется умение самостоятельной работы с текстом, умение создавать текст.




Прочитайте текст Л.Н.Толстого «Для чего ветер?»

Когда дикие звери ходят по лесу и по полям, то они всегда ходят на ветер и слышат ушами и чуют носом то, что впереди них. Если бы не было ветра, они бы не знали, куда им идти.

Для того чтобы на траве, кусте или дереве завязалось семя, нужно чтобы с одного цветка пыль перелетела на другой цветок. Цветки бывают далеко друг от друга, и им нельзя пересылать свою пыль с одного на другой.

Когда огурцы растут в парниках, где ветра нет, тогда люди сами срывают один цветок и накладывают на другой, чтобы цветковая пыль попала на плодовый цветок и была бы завязь.

Пчелы и другие насекомые иногда переносит на лапках пыль с цветка на цветок. Но больше всего пыль эту переносит ветер. Если бы не было ветра, половина растений была бы без семян.


  • С какой целью написан текст?

1. рассказать о ветре

2. объяснить, для чего нужен ветер

3.объяснить, какое значение имеет ветер в жизни животных

4. описать свойства ветра.


  • Найдите правильное суждение о заголовке текста


1.В названии текста содержится основная мысль текста

2.В названии текста содержится тема текста и указание на тип речи

3. В названии содержится указание на научно-публицистический стиль текста

4. В названии содержится указание на отношение автора к ветру.



  • Почему автор использовал тип речи рассуждение?

………………………………………………………

  • Выпишите из текста доказательства необходимости ветра в природе, которое использует Л.Н.Толстой.

……………………………………………………………………

…………………………………………………………………

  • Выпишите из текста примеры, которые приводит автор, чтобы объяснить читателю свою мысль. Примеры выпишите в виде сформулированных вами предложений.


1.Животные ориентируются с помощью ветра.

2. …………………………………………………

3. ………………………………………………………

4. Правила построения родной речи.




Прочитайте текст и выполните задания

(1) Во дворе у нас один мальчик держит песика Шарика на цепи, - кутенком его посадил, с детства. (2) Понес я ему однажды куриные кости, ещё теплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору. (3) Снег во дворе пушистый, обильный, Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние лапы, то на передние, из угла в угол, из угла в угол, и морда в снегу. (4) Подбежал ко мне, лохматый, меня опрыгал, кости понюхал – и прочь опять, брюхом по снегу, на свободу! (5) Не надо мне, мол, ваших костей, - дайте только эту…………!



Задания

  • Укажите, перед какими цифрами, обозначающими номера предложений, должен(ны) начинаться абзац (ы).

1-й абзац начинается с предложения № ……1…….

2-й абзац начинается с предложения № ………2….

3-й абзац начинается с предложения № ……3…….

4-й абзац начинается с предложения № ………….

5-й абзац начинается с предложения № ………….


  • Укажите средство связи между 1 и 2 предложениями

………………………………………………….

………………………………………………………..

  • Вставьте в предложение №5 пропущенное слово. Запишите предложение полностью.


……………………………………………..

…………………………………………………….

  • Опишите жизненную ситуацию, в которой этот текст (ситуацию текста, смысл текста) вы могли бы использовать

…………………………………………………

…………………………………………………….




Обучающая игровая методика «Смысловые единицы»

Обучение созданию мнемических опор

Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого тебе нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком (или о чем) говорится в начале текста и что об этом говорится? После того как ответишь на эти вопросы, надо задать следующие: о ком (или и чем) говорится дальше и что об этом говорится? И так будем работать до конца текста. Все ли тебе ясно?» Для чтения и последующей работы дается, например, рассказ К. Паустовского «Заячьи лапы».

Заячьи лапы

Летом дед пошел на охоту в лес. Ему попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошел дальше. Но вдруг испугался: с одной стороны сильно тянуло дымом. Поднялся ветер. Дым густел. Его уже несло по лесу. Дым покрывал кусты. Стало трудно дышать. Дед понял, что начался лесной пожар, и огонь быстро идет прямо на него. По словам деда, и поезд не мог бы уйти от такого огня.

Дед побежал по кочкам, дым выедал ему глаза. Огонь почти хватал его за плечи.

Вдруг из под ног деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, как родному. Дед знал, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Они гибнут тогда, когда огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!» Заяц вывел деда из огня.

Заяц и дед выбежали из леса к озеру. Оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и принес домой. У зайца обгорели задние ноги и живот. Заяц страдал. Дед вылечил его и оставил у себя.

Это был тот самый зайчонок с рваным левым ухом, в которого стрелял дед на охоте.

После прочтения рассказа задаются вопросы.




У.О ком говорится в начале рассказа?

Д. О дедушке.

У. Что говорится о дедушке?

Д. Что он пошел на охоту (и не попал в зайчонка).

У.О ком говорится дальше?

Д. О дедушке.

У. Что о нем говорится?

Д. Дедушка попал в лесной пожар.

У. Потом о ком говорится?

Д. О дедушке.

У. Что о нем говорится?

Д. Дедушку спас от пожара зайчонок.

У.О ком говорится в конце рассказа?

Д. О дедушке.

У.Что о нем говорится?

Д. Дедушка вылечил обгоревшего зайца.

Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче экзаменов, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!