Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Уткина Н.В., учитель Антоновского филиала ГБОУ СОШ «ОЦ»
п. Серноводск
Модернизация образовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности , его познавательных и созидательных способностей ». Другими словами, школа должна формировать целостную систему знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности учащихся.
Основное требование ФГОС основного общего образования: «В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции».
ЗНАЧИМОСТЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Современная жизнь ставит перед учеником новые цели:
- свободное владение языком,
- умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувство дискомфорта, неуверенности в себе.
Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь (по мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева )
Ключевые компетенции в преподавании русского языка и литературы
языковая
лингвистическая
коммуникативная
культуроведческая
Коммуникативная компетенция
определяется как «овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах».
- это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды,
- основной компонент структуры учебника,
- именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе:
коммуникативная, образовательная,
развивающая, воспитательная.
успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ напрямую зависит от умения работать с текстами
Наиболее результативными ,на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
- комплексная работа с текстом;
- лингвостилистический анализ текста;
- «самодиктанты»;
- сочинение-рассуждение;
- редактирование текста;
- различные виды диктантов;
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- работа с текстами – миниатюрами;
- коммуникативные и игровые ситуации.
В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом
ВИДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
- сравнение отдельных предложений и текстов,
- нахождение границ предложений в тексте,
- деление текста на абзацы,
- восстановление деформированного текста,
- собирание текстов из фрагментов,
- выделение в тексте опорных слов, составление планов, определение темы текста и основной мысли, озаглавливание,
- определение отношения автора к предмету речи, анализ авторского заголовка,
- выделение структурных частей текста (зачина, основной части, концовки),
- сочинение по опорным словам, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме.
Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке.
Например:
- «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
- «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
- «Переводчик». Замените иноязычное слово русским.
- «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
Примерный план анализа текста любого типа речи
- Выразительное чтение текста
- Тема текста
- Идея текста
- Тип текста
- Стиль текста
- Словарная работа
- Выразительные средства речи и их роль
Работа с текстом в 8 классе. Тема «Назывные предложения»
«Проснувшись и взглянув в окно П. И. Чайковский был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный морозный денек! Чувства композитора затрепетали будто струны. Снегопад. День как гнездышко весь пуховый мягкий свежий. Серо-белое небо пушистый непримятый снег на земле крупные снежные хлопья в воздухе. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж! И вдруг прерывая царящую вокруг тишину слышатся едва уловимые звуки музыки композитора наполняя сердце очарованием. Усиливается снегопад, усиливаются аккорды. Услышав раз никогда не забудешь их. Смягчают душу, оживляют сердце, вдохновляют любовь. Хочется наслаждаться этими звуками вечно».
К.Г. Паустовский
Прослушав текст, ученики отвечают на вопросы:
— Действительно ли это текст? Докажите.
— К какому стилю и типу речи принадлежит данный текст?
— Какие слова помогают описать красоту природы?
Затем учащиеся выполняют следующие задания:
- Расставить в тексте знаки препинания.
- Найти в нём все односоставные предложения, выписать их, определив вид предложения.
- Озаглавить текст назывным предложением.
- Ответить на вопрос: «Какие чувства у вас просыпаются, когда вы видите зимние картины? Могли бы эти картины стать своеобразной иллюстрацией к нашему тексту?» (слайды с иллюстрациями)
- В заключение я предлагаю учащимся побыть в роли творцов слова: опираясь на текст, с которым они только что работали, ребята сами сочиняют небольшой текст, используя односоставные предложения.
Заключение
В результате применения разработанных методических приемов предполагается достижение следующих результатов:
• высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
- повышение интереса к русскому языку и литературе;
• прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
• умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
• умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
• активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика.