СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом.Русский язык 6 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Материал можно использовать как на уроке, так и для индивидуальной работы с учащимися. 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом.Русский язык 6 класс.»


Задание 1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.


Я ш..л по пр..сёлоч..ной дорог.. среди лесов и холмов. От дорог.. я св..рнул на какую(то) тр..пинку и она пр(е/и)вела меня в ш..рокий з..лёный дол. (З/С)десь р..сли черёмухи с могуч..ми ств..лами и светлые б..рё(з/с)ки. (4) Одна б..рёза была больше и старше других  — мать им или бабушка. Эта ра(з/с)кид..стая б..рёза с пл..куч..ми в..твями выр..стала из (не)высок..го (косо)гора и пр(е/и)падала к к..лодцу с (дву)скатной крыш..й. На в..ршин.. крыш.. с..дела чудес..ная деревя(н,нн)ая птица.

А из-под к..лодца выб..валась река. Да, под колодц..м пролега..т (3) (не)ш..рокая бето(н,нн)ая(2) труба. А (из)неё т..чёт вода. Я умылся ра(з/с)в..зал рю(г/к)зак (до)стал хлеб и отведал воду из к..лодца. Она была чистая и вкус..ная. И устал..сть мою как рукой сняло!



Задание 2. Прочитайте текст и выполните задания 1—6.

(1)В истории футбола существует немало интересных и забавных фактов. (2)Само слово «футбол» произошло от английского «фут»  — «стопа» и «бол»  — «мяч». (3)Хотя эта игра и называется «ножной мяч», англичане долгое время играли и руками. (4)В середине девятнадцатого века любители футбола разделились на две враждующие группировки: одна ратовала за игру «только ногами», другая  — «и руками, и ногами». (5)Чтобы разрешить спор, в 1863 году в Лондоне созвали совещание представителей обеих групп. (6)Победили сторонники «ножного футбола».

(7)В скором времени появились первые футбольные правила. (8)В них ни слова не говорилось об одиннадцатиметровом штрафном ударе без защиты  — пенальти (что в переводе с английского означает «наказание», «взыскание»). (9)Судья на поле не предусматривался. (10)Он сидел на трибуне и разрешал споры только по просьбе самих игроков. (11)Ворота представляли собой два столба с протянутой поверх верёвкой. (12)Потом в воротах появилась сетка  — невод. (13)Невод предложил торговец рыболовной снастью из Ливерпуля. (14)Это случилось после того, как любимая команда торговца забила гол, а судья не заметил.

(15)Долгое время считалось, что от футбола происходят зависть, злоба, затаённая вражда, обиды, скандалы и всё что угодно. (16)Один из путешественников-французов однажды ехидно заметил: «Если англичане называют это игрой, то я хотел бы знать, что они тогда называют побоищем?!» (17)А английский король Эдуард Второй даже издавал специальный указ о запрете футбола под страхом тюрьмы, называя игру в большой мяч величайшим злом. (18)Но прошли годы. (19)Футбол стал одним из самых любимых и зрелищных видов спорта во всём мире. (20)Правда, английские болельщики до сих пор славятся как самые шумные и непредсказуемые. (По Г. Юрмину)


1.  Определите и запишите основную мысль текста.

2.  Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

3.  Почему, по мнению автора текста, английский король Эдуард Второй издал специальный указ о запрете футбола?

4.  Определите и запишите лексическое значение слова «разрешить» из предложения 5. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

5.  Определите стилистическую окраску слова «побоище» из предложения 16, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

6.  Объясните и запишите значение фразеологизма горит в руках. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Я шёл по просёлочной дороге среди лесов и холмов. От дороги я свернул на какую-то тропинку, и она привела меня в широкий зелёный дол. Здесь росли черёмухи с могучими стволами и светлые берёзки. (4) Одна берёза была больше и старше других  — мать им или бабушка. Эта раскидистая берёза с плакучими ветвями вырастала из невысокого косогора и припадала к колодцу с двускатной крышей. На вершине крыши сидела чудесная деревянная птица. А из-под колодца выбивалась река. Да, под колодцем пролегает(3) неширокая бетонная(2) труба. А из неё течёт вода. Я умылся, развязал рюкзак, достал хлеб и отведал воду из колодца. Она была чистая и вкусная. И усталость мою как рукой сняло!

 

(По С. Романовскому)

Прочитайте текст и выполните задания 1—6.

(1)В истории футбола существует немало интересных и забавных фактов. (2)Само слово «футбол» произошло от английского «фут»  — «стопа» и «бол»  — «мяч». (3)Хотя эта игра и называется «ножной мяч», англичане долгое время играли и руками. (4)В середине девятнадцатого века любители футбола разделились на две враждующие группировки: одна ратовала за игру «только ногами», другая  — «и руками, и ногами». (5)Чтобы разрешить спор, в 1863 году в Лондоне созвали совещание представителей обеих групп. (6)Победили сторонники «ножного футбола».

(7)В скором времени появились первые футбольные правила. (8)В них ни слова не говорилось об одиннадцатиметровом штрафном ударе без защиты  — пенальти (что в переводе с английского означает «наказание», «взыскание»). (9)Судья на поле не предусматривался. (10)Он сидел на трибуне и разрешал споры только по просьбе самих игроков. (11)Ворота представляли собой два столба с протянутой поверх верёвкой. (12)Потом в воротах появилась сетка  — невод. (13)Невод предложил торговец рыболовной снастью из Ливерпуля. (14)Это случилось после того, как любимая команда торговца забила гол, а судья не заметил.

(15)Долгое время считалось, что от футбола происходят зависть, злоба, затаённая вражда, обиды, скандалы и всё что угодно. (16)Один из путешественников-французов однажды ехидно заметил: «Если англичане называют это игрой, то я хотел бы знать, что они тогда называют побоищем?!» (17)А английский король Эдуард Второй даже издавал специальный указ о запрете футбола под страхом тюрьмы, называя игру в большой мяч величайшим злом. (18)Но прошли годы. (19)Футбол стал одним из самых любимых и зрелищных видов спорта во всём мире. (20)Правда, английские болельщики до сих пор славятся как самые шумные и непредсказуемые. (По Г. Юрмину)

1. Пояснение. Основная мысль текста.

В истории футбола, ставшего одним из самых любимых видов спорта во всём мире, есть немало интересных и забавных фактов.

2.  Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.


Пояснение. Примерный план.

1.  Ножной мяч. / Победа сторонников «ножного футбола».

2.  Первые футбольные правила.

3.  Футбол  — любимое спортивное зрелище во всём мире.

 

3.  Почему, по мнению автора текста, английский король Эдуард Второй издал специальный указ о запрете футбола?


Пояснение. Ответ может быть сформулирован так:

Английский король Эдуард Второй издал указ о запрете футбола, потому что видел в нём величайшее зло, которое проявляется в зависти, затаённой вражде, обидах, скандалах.

 

4.  Определите и запишите лексическое значение слова «разрешить» из предложения 5. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.


Пояснение. В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:

Разрешить  — найти ответ, выход в спорной (трудной) ситуации.

  

2)  самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.

Вариант ответа: Мне разрешили пойти на каток с братом.

 

5.  Определите стилистическую окраску слова «побоище» из предложения 16, запишите.

Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.


Пояснение. 1)  побоище  — разговорное;

2)  подбор синонима к данному слову: побоище  — драка, бой.

 

6.  Объясните и запишите значение фразеологизма горит в руках. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Пояснение. 1.  Горит в руках  — выполняется быстро, ловко, хорошо, успешно (о работе, деле и т. п.)

2.  Моя подруга  — человек очень организованный. В свободное время она успевает и маме помочь, и с младшим братом поиграть, и сходить на тренировку по гимнастике. У неё всякое дело горит в руках.



(Составлена по материалам ВПР)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!