СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом и историческими документами на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с нормативными документами (Федеральный компонент государственного стандарта, Обязательный минимум содержания основного общего образования) в ходе экзамена проверяются следующие элементы подготовки  основной школы выпускников по истории:

Использование текста исторического источника при ответе на вопросы, решение различных учебных задач; сравнивать свидетельства различных источников

Умение рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников

Объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

Использовать приобретённые знания при написании творческих работ ( в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов и др.

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом и историческими документами на уроках истории»







Презентация на тему:

«Работа с текстом и историческими документами на уроках истории как средство формирования умений учащихся»





















Выполнила: учитель истории

1 квалификационной категории

Солопаева Н.В.







г. Дзержинск 2015г.

3 слайд

Проблема

В связи с появлением новых носителей информации, которые характеризуются широкой доступностью, учащиеся получили возможность самостоятельно и непосредственно ознакомится с текстами первоисточников. В связи с этим возникает проблема замены текста учебника, сформированными подборками текста источника и поисков путей альтернативного изучения истории.

4 слайд

Актуальность темы

В соответствии с нормативными документами (Федеральный компонент государственного стандарта, Обязательный минимум содержания основного общего образования) в ходе экзамена проверяются следующие элементы подготовки основной школы выпускников по истории:

Использование текста исторического источника при ответе на вопросы, решение различных учебных задач; сравнивать свидетельства различных источников

Умение рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников

Объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

Использовать приобретённые знания при написании творческих работ ( в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов и др.

5 слайд

Условия формирования личного вклада педагога

Использование документов делают урок более интересным, насыщенным, познавательным. Практика показывает, что работа учащихся с документами будет более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами.

6 слайд

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Я использую в своей системе работы уроки-практикумы, практические занятия, построенные на изучении исторических документов. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений. В системе учебных занятий по повышению качества обученности, разработанных мной, существенная часть отводится на практическую работу с документами.



7 слайд

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Одна из основных задач современной школы состоит в использовании таких методов обучения, которые способствуют развитию творческого характера мыслительной деятельности. Современные методы обучения должны совершенствоваться. Необходимо не просто совершенствовать содержание, формы, методы и средства обучения, а требуется коренное изменение самой технологии. Для своей работы я использую технологию работы с документами: Троицкого, Умбрашко, Кинкулькина.

Метод - путь, способ изложения, исследование. В школьной практике говорят не о методе, а о методике. Методика обучения - этo система методов, приёмов, правил, указаний, предписаний, рекомендуемых учителю для организации учебно-познавательного процесса. В последнее время вместо самой обычной методики учителям понравилось говорить технология. Что же такое технология?

Техне - мастерство, логос - учение (греческое слово), т.е учение о мастерстве. Применяется технология обычно в производственной сфере. В сфере образования означает обязательное выполнение

Педагогическая технология - направление педагогики, имеет цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результатов обучения.

Педагогическая технология представлена тремя аспектами:

Научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, издающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения, проектирующая педагогические процессы.

Структура технологии дает ожидаемые и планируемые результаты, а её нарушение ведёт к снижению качества.

Совместная деятельность направлена на практическое решение участниками групп поставленных задач. Групповая работа опирается на учебное действие: дети фиксируют в учебных тетрадях ход совместной работы, обсуждают полученные группой результаты, оценивают успехи каждого, утверждают самооценки членов группы. Учитель на уроке организует совместные действия учащихся как внутри группы, так и между группами.

Основой организации совместной деятельности является применение особых графических и знаковых схем и моделей, использование которых позволяет учащимся фиксировать ход совместной работы и её результаты.

Главное педагогическое правило - не расслаивать учеников на сильных и слабых, организовывать взаимообучение детей методом совместной групповой учебной деятельности.

Психологические требования к уроку:

1.Учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке психологические особенности каждого ученика: его мышления, памяти, узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения, внимания, воображения, воли;

2.Психологическое состояние учителя и учащихся влияет на результаты урока, поэтому учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное состояние на уроке;

3.На результаты урока влияет отношение учащихся к знаниям, учениям. Оно зависит от мотивов учения и других факторов, поэтому учитель должен уметь руководить мотивами, поддерживать положительные мотивы, формировать интерес и потребности к знаниям, создавать чувство радости, познания, удовлетворения успехами в работе;

4.Все требования должны быть разумными, проверенными, доступными для школьника, они должны быть уверены, что эти требования диктуются необходимостью;

5.Учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение учащимися каждого требования, все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям.

Ю.Л. Троицкий разработал инновационную технологию по предмету с использованием документально- исторических комплексов, которые включают в себя набор исторических источников с методическим оснащением: В виде вопросов и заданий разного уровня сложности. Смысл концепции состоит в том, что школьники работают с документально- методическими комплексами (ДМК) и сами выдвигают те или иные версии исторических событий, другими словами, сами пишут историю.

А.Т. Кинкулькин, считает важно соблюдать ряд требований: точное определение главного, наиболее существенного; соблюдение последовательности, постепенный переход от менее сложного к более сложному; выбор эффективных приёмов и средств; возрастание сложности изучаемого материала и приёмов работы учащихся, повышение требований к их самостоятельности, соблюдение преемственности в формировании умений учащихся работать с источниками знаний; повышение педагогического мастерства учителя.

Свою методику работы с документами предлагает К.Б. Умбрашко. В результате анализа документа в сознании учащихся формируются исторические понятия. Они не должны усваиваться как готовые знания; они возникают в сознании школьников в результате логического выведения или построения. Роль документов и содержащихся в них заданий К.Б. Умбрашко видит в том, чтобы выявить противоречия в учебном материале.

8 слайд

Цели и задачи педагогической деятельности

Ведущая педагогическая идея: Формирование практических умений работы с текстом и историческими источниками на уроках истории.

Цель работы: формирование практических умений учащихся через работу с текстом и документами.

Задачи:

1.Выявить специфику исторических источников, используемых в обучении на основе анализа научной литературы.

2.Охарактеризовать приёмы работы с источниками на уроках истории.

3. Проанализировать педагогический опыт организации работы с источниками.

4. Разработать серию учебных занятий, направленных на формирование умений работать с историческими источниками

9 слайд

Исторические источники- весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события.

Документ — материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.



10,11 слайд

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования.

При работе с текстом и источниками на уроках у учащихся должны формироваться определённые умения и навыки

Навык-возникшая и закрепившаяся в результате многократного повторения реакция на какие либо раздражения, проявляющаяся автоматизировано; умение, выработанное в опыте путём длительных упражнений.

Умение- результат овладения новым действием (или новым способом действием), основанным на каком-либо правиле (знании) и использование его соответствующим образом в процессе решения определённых задач.

Для их формирования используются определённые методы и приёмы:

Правила чтения исторических текстов: дифференциальный алгоритм.

В 9-11 классах на изучение истории отводится 1 час, в то время, как программа и учебник рассчитаны на 68 часов (2 часа в неделю). Поэтому на уроках иногда проходим по 2 параграфа. Этот метод позволяет сократить текст и отбросить лишнюю информацию.

Дифференциация: расчленение, разделение, расслоение целого на отдельные разнородные элементы, части, формы, ступени

Квалифицированное чтение исторической литературы предполагает, наряду с отбором необходимой для усвоения информации, её смысловое сжатие, перекодирование и т.п. с целью обеспечения большей глубины понимания и запоминания материала в более жатом и обобщённом виде.

Технология реализации:

Правила чтения исторических текстов: дифференциальный алгоритм- определённая последовательность приёмов и умственных действий расчленяющего характера при чтении и обработке текста с целью повышения эффективности и качества его усвоения и конспектирования. Дифференцированный алгоритм чтения имеет в основе приём выделения опорных сигналов и их соответствующую обработку.

«…в августе 1881 года было издано «Положение об усиленной и чрезвычайной охране». При введении его в какой-либо местности власти могли высылать нежелательных им лиц, закрывать учебные учреждения, передавать дела на рассмотрение военного суда вместо гражданского, приостанавливать периодические издания….Некоторые местности десятилетиями находились на режиме чрезвычайного управления, хотя особой необходимости в том не было. Просто губернаторы не хотели расставаться с дополнительными полномочиями» (Буганов В.И.,Зырянов П.Н.. История России).

Ключевые слова текста: Август 1881 года; «Положение об усиленной и чрезвычайной охране»; высылка, закрытие, военный суд; приостановка, временный; самодержавие, чрезвычайное управление. Смысловые предложения: в августе 1881 года вводится «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», объявленное временным, действовавшее до падения самодержавия. Власть могла высылать лиц, закрывать учебные заведения, использовать военный суд. Основной смысл текста: «Положение об усиленной и чрезвычайной охране» (август 1881г.) ограничивало права и свободы лиц, организаций, прессы, предусматривало чрезвычайное управление в местностях.»

Объём текста после его обработки уменьшился, но основной смысл материала не утратился. Очень важно не спеша и последовательно выполнять все три этапа. Работа по дифференцированному алгоритму удачно вписывается в процесс конспектирования исторического источника.

Метод поэтапного изучения источников- один из методов изучения исторической литературы, основанный на ориентировании учащихся в самостоятельном изучении необходимой информации посредством трёхэтапного алгоритма действий.

1этап. Подготовительный:

1.Уяснение терминологии источника, несущей основную смысловую нагрузку.

2.Выяснение причин, времени, исторических условий создания изучаемого произведения.

Главное для учащихся в этой части изучения истории- не запоминание голой даты, а понимание, почему именно тогда был создан изучаемый источник, какими историческими обстоятельствами характеризовался этот период времени,

какие события тогда происходили т.д. Например:

В чём сходство исторических событий в России и Японии в годы принятия и реализации «Манифеста 18 февраля 1861 года»?

Какими внешнеполитическими причинами обусловлен Ништадский мир со Швецией?

Чем обусловлено принятие Генерального регламента в 1720 году ? и т.д.

3.Разбор фактов и событий, включённых автором в текст.

Очень важно обращать внимание на важность знания факто событийного материала: ведь именно с фактов и событий начинаются многие исторические процессы, ими они часто всплывают в ходе исторических процессов, характеризуя последствия.

4.Выявление качественных характеристик личностей, упоминаемых автором

Он предназначен для того, чтобы подвести учащихся к максимально эффективному восприятию основного содержания источника, в первую очередь его идей и положений.

2 этап. Усвоения содержания учителя.

На первом этапе работы с источником учащиеся уже сумели выработать некоторые представления о главном- идеях и положениях, заложенных в нём. Однако основная работа в этом направлении осуществляется на втором этапе. Она включает:

1.Выделение основных, узловых вопросов источника.

2.Вычленение исторического аспекта изучаемой темы, курса.

3.Уяснение идей и положений, получивших развитие в последующие годы

4.Оформление конспекта (записи содержания источника)

3 этап. Выполнение обобщающих и практических заданий.

1.Определение идей и положений между собой.

2.Уяснение значения идей источника для изучения исторического периода и современности.

3.Анализ событий и процессов действительности, проблем обучения и воспитания учащихся. Выработку практических рекомендаций.

Практические задания, логические задания, обобщение необходимы при изучении источников.

Метод последовательно- текстуального изучения источников- один из методов изучения исторической литературы, основанный на ориентировании учащихся в последовательном усвоении необходимой информации. Данный метод является наиболее распространённым в общеобразовательных учреждениях. Однако чаще этот метод понимается лишь как «читай и конспектируй». Сделанные учащимися записи носят соответственно последовательно- пересказочный характер. Малейшая попытка учителя изменить конспективную структуру ответа учащихся чаще всего завершается неудачей: дети пересказывают законспектированное произведение, но не могут выделить его основные идеи и положения, не говоря уже об обобщении материала или формулировании выводов. Предлагаемый метод включает реализацию четырёх основных ориентиров, составляющих алгоритм действий учащихся

Первый ориентир: выделение основополагающих идей и положений, формулирование продуктивно- познавательных вопросов на уяснение их сущности, составление и запись ответов на них. Например: Милюков П.Н. Теория «Москва- третий Рим» в общественной и церковной жизни России конца 15-16 вв. (Хрестоматия по истории России: В 4.-Т.1-С.192-193) (ФРАГМЕНТ)

«…Со временем принятия христианства русская церковь находилась в зависимости от константинопольского патриарха, составляя просто одну из подведомственных ему епархий. До татарского нашествия высшее духовное лицо в России, киевский митрополит, прямо назначался из Константинополя. Со временем нашествия татар это отношение русской церкви е патриарху начало изменяться. Прежде всего, в связи с тем же наплывом тюрков из Азии Византия попала в руки крестоносцев четвёртого крестового похода. Среди этой двойной неурядицы- в России и на Балканском полуострове- русские митрополиты всё чаще стали посвящаться дома, а Константинополь ездили только за утверждением. Так продолжалось два века…Византия сама воспитала нас в ненависти к западной церкви. По внушениям восточной церкви, нельзя было даже пить из одних сосудов с латинами. Естественно, что сборы митрополита (Исидора) в Италию показались москвичам «новы, чужды и неприятны». Несмотря на отговаривания великого князя, Исидор поехал. Из Флоренции он привёз с собой ещё более неожиданную весть: унию восточной и западной церкви. Это было уже слишком. Митрополит был низложен и осуждён собор русского духовенства; вместо него выбран митрополит из русских (Иона)- и заготовлена объяснительная грамота в Византию. В грамоте этой великий князь требовал разрешения впредь поставлять митрополита в России…Но между строк легко было прочесть главное, что главные причины просьбы- «разногласия» в самой восточной церкви…

Ставя эти и подобные вопросы к тексту, учащиеся как бы вступают в диалог с автором произведения, во-вторых, не просто запоминают, что наиболее важное происходило в тот исторический период, а почему и как это всё происходило








На Русь пришли татары, в Византию-крестоносцы. Однако церковь сохранилась и тут и там. Тогда почему же «отношение» русской церкви к патриарху начало меняться?









Почему одни христиане (православные) не могли есть и пить из одних сосудов с другими христианами (католиками)?







Чем так страшна была уния, что повлекла за собой такие последствия?





Как можно «требовать разрешения»?



Второй ориентир: работа над вопросами, поставленными самими авторами источников и выработка на них ответов

В одной из лекций В.О.Ключевского встречался такой текст: «…Дальнейшие перемены. Теперь представляется вопрос: как Ярославичи владели землёй при дальнейших переменах в наличии составе своей семьи? Получив это каждому досталось по разделу, оставались ли они постоянными владельцами доставшихся им областей и как их области наследовались?

Как реализуется предложенный элемент ориентировки на практике? При встрече в тексте с авторским вопросом, учащийся приостанавливает чтение, размышляет над ним, вырабатывает свой ответ на основе имеющихся у него знаний и только после этого продолжает чтение текста.



Третий ориентир: Анализ упомянутых авторов, фактов, событий, личностей. Порядок работы с фактами, событиями, личностями

Четвёртый ориентир: Соотнесение идей положений источников с событиями, преобразованиями в жизни нашего общества, т.е. попытки использования исторического опыта России в наше время

12 слайд

Приёмы работы с историческими источниками

1.Чтение и анализ

2.Выписки определений, понятий, основных положений, выделение главной идеи

3.Коммпентированное чтение

4.Коллективный разбор текста

5.Формулирование вопросов к тексту

6.Обобщение теоретического и фактического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений

7.Выявление различных подходов к общественно- историческому развитию

8.Анализ аргументации авторов

9.Нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников

10.Формирование обобщённых выводов

11.Выявление причинно- следственных связей и построение логической цепи суждений.

12.Синквейн, кластер, З-Х-У и др.

13 слайд. Использование ИКТ технологий.

Современный урок истории не может быть без и пользования ИКТ технологий, тексты и отрывки документов могут выводиться на экран, в результате весь как занят работой с источником.

Ромашка Блума.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.

Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Пример: «Соборное Уложение 1648 года»

Причины принятия

Основные главы

Последствия

14 слайд

Примеры:

Урок в 9 классе по истории России

Тема: Агараная реформа П.А. Столыпина

Задание:

На основании высказываний П.А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.

Документ 1. «Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действую миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу.»

(Цель: «успокоение» страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли.)

Урок по теме: Социально-экономическое развитие России в 1 половине 19 века.

Урок- практическое занятие с элементами лабораторной работы.

Документ. Начало промышленного переворота в России.

«Мы, русские, вовсе не отпускаем машины за границу, а, напротив, в значительном количестве получаем их через наши порты. Получение машин из-за границы началось уже давно, но до последнего времени было достаточно незначительным, частично по причине невежества и предрассудков, частично по причине дешевизны человеческого труда. Но в последнее время привоз машин из-за границы усилился. Особенно с 1856 года….С одной стороны, такое явление очень утешительно…, с другой стороны, тот же факт красноречиво говорит о нашей несостоятельности в деле построения машин; по крайней мере, ясно, то, что наши механические заведения не могут удовлетворить всем потребностям нашей промышленности…»

Из обзора различных отраслей мануфактурной промышленности России. 1863год.

Вопросы к документу: Объясните, в чём основная причина слабого применения машин до 1850-х гг.? Почему российская промышленность не могла удовлетворить потребность в машинах?

Урок по теме: Смута в истории русского государства

Тридцатилетие с конца XVI по начало XVII века в русской истории получило название Смута или Смутное время. Этот термин, предложенный еще в XVII в. Г. Котошихиным, был подхвачен исследователями, поскольку очень точно давал представление о происходивших в то время событиях: смена царей, кровавые междоусобицы, острая политическая и социальная борьба, иностранная интервенция, народно-патриотические движения.

Многие знаменитые историки прошлого и настоящего пытались оценить факты истории Смутного времени. Первые русские историки В.Н. Татищев, М.М. Щербатов и Н.М. Карамзин видели в Смуте “безумную распрю знатных шляхецких родов”, “буйство народное”, “разврат русских людей от черни до вельмож”, “бунт безумный и беспощадный”. Н.М. Карамзин называл Смуту “делом ужасным и нелепым”, результатом “разврата”, подготовленного тиранством Ивана Грозного и властолюбием Бориса Годунова, повинного в убиении Дмитрия и пресечении законной династии. С.М. Соловьев полагал, что Смута была решительным столкновением общественных (земских) и “противуобщественных” (родовых) начал русского общества. В.Б. Кобрин определил Смутное время как “сложнейшее переплетение разнообразных противоречий – сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых”. Зарубежные историки Д. Честертон и Г. Нольте отмечали, что главным в Смуте было “яростное вторжение широких народных масс в сферы высшей политики”.

Нет единства и в вопросе о причинах Смуты. Современники рассматривали Смуту так: “Смута – божья кара за грешную жизнь”. (“Новая повесть о российском царстве”, 1610 – 1611 гг.). Н.М. Карамзин считал, что Смута вызвана вмешательством иноземных врагов России. Н.И. Костомаров сводил кризис к политическому вмешательству Польши, а самозванцам отводил роль проводников католического влияния. С.М. Соловьев связывал причины Смуты с внутренними факторами – “династическим кризисом”, а также с “дурным состоянием нравственности в обществе”, обращал внимание на эгоистичность устремлений различных социальных групп общества, особенно антигосударственную роль вольного казачества. В.О. Ключевский выстроил концепцию “смутного времени” как порождения сложного социального кризиса. Согласно данной концепции, поводом к Смуте послужило пресечение правящей династии Рюриковичей, представителей которой народное сознание признавало в качестве “природных государей”. Причины самой Смуты В.О. Ключевский видел в строе государственных повинностей, породившем социальную рознь. Нарушилась связь сословий: служилых и тягловых. Они отказались выполнять свои обязанности перед государством. Согласно схеме Ключевского начали Смуту бояре, затем настала очередь дворян, позже поднялись низы. С.Ф. Платонов видел истоки Смуты в правлении Ивана Грозного, который неразумной внутренней политикой привел к разделению русского общества на враждующие группировки.

Ваша задача: на основании приведенных документов сформулировать и обосновать собственное мнение о причинах, сущности и последствиях Смутного времени”.

Даются разъяснения по форме проведения урока, поясняются задания, способ оформления ответов, сообщаются критерии оценки.

Урок по теме: Первая русская революция

Задания на основе анализа документа

Из Манифеста 17 октября 1905 г.

«...На обязанность Правительства возлагаем Мы вы­полнение непреклонной Нашей воли:

Даровать населению незыблемые основы граждан­ской свободы на началах действительной неприкосновен­ности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

Не останавливая предназначенных выборов в Госу­дарственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остаю­щегося до созыва Думы срока, те классы населения, ко­торые ныне совсем лишены избирательных прав, предо­ставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законода­тельному порядку.

Установить, как незыблемое правило, чтобы ника­кой закон не мог воспринять силу без одобрения Госу­дарственной Думы и чтобы выборным от народа обес­печена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий постановленных от нас властей. Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекраще­нию сей неслыханной смуты и вместе с Нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.»

Проанализируй Манифест 17 октября 1905 года и напиши письмо в газету о твоем отношении к изменению государственного строя в России и о перспективах революции от имени:

А. консервативного члена правительства

Б. крупного заводчика

В. рабочего- члена ячейки социал-демократов

15 слайд

Целесообразно использовать систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности. Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения.

1 уровень – воспроизводящий. Предполагает выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста; составление простого плана и т.д.

2 уровень – преобразующий. Вопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их учеником для раскрытия изучаемой темы); составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; самостоятельную постановку вопросов к документу; подготовку рефератов, докладов и др.

3 уровень – творческо-поисковый. На данном уровне учащимся предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисковой деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовки творческих сочинений, эссе и др.

В системе обучения при рассмотрении наиболее дискуссионных проблем отечественной истории я использую уроки-практикумы. Мною разработан и апробирован ряд практических работ для учащихся 10 – 11-х классов. Например: “Норманнская теория происхождения Древнерусского государства”, “Значение принятия христианства на Руси”, “Влияние монголо-татарского ига на историческую судьбу России”, “Особенности становления единого Русского государства”, “Смутное время Российского государства”, “Сущность и значимость петровских реформ”, “Формирование абсолютизма в России”, “Декабризм и проекты преобразования России”, “Альтернативы политического развития после Февраля 1917 года”, “Гражданская война и интервенция”, “Политическая система сталинизма” и др.

Опыт показывает, что использование документов позволяет расширить, углубить и систематизировать знания учащихся, наиболее эффективно применить их на практике. Работа с документом приближает учеников к изучаемой эпохе, изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Сам учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и руководитель самостоятельной работы учащихся.

Формы работы:

1.Урок изучения нового материала

2.Урок- игра

3.Внеклассное мероприятие

4.Комбинированный урок

5.Семинары

6.Интегрированные уроки

7.Групповые формы работы

16 слайд

Методы работы с источниками Виды работ с источниками:

Метод- (в переводе с греческого путь, способ исследования, обучения, изложения),система правил и приёмов подхода к изучению явлений и закономерностей природы, общества; путь, способ достижения определённых результатов в познании и практике. Ключесвский В.О. «…Метод-совокупность приёмов для раскрытия какой бы то ни было истины..»

Виды работы с источниками-

Виды работы:

1.Разбор документа самим учителем;

2.Разбор документа самим учащимся под непосредственным руководством самого учителя;

3. Самостоятельная работа учащихся по документу по заданию учителя;

4.Самостоятельная домашняя работа по документу по заданию учителя.

5.По историческому документу может быть дано домашнее задание различного характера: подготовка небольших сообщений, докладов на уроке по определенному материалу на основании текста учебника, иллюстрации или схематичного плана в учебнике и документа.

6.Сочинение или рассказ на основании имеющегося в учебнике документального материала.











17,18 слайд

Кейс-технология

Актуальность опыта:

Соответствует современной государственной образовательной политике, нацелен на личностно- ориентированное деятельностное обучение, способствует реализации компетентностного подхода

Информация об опыте

1 Технология реализации идеи:

•Опыт основывается на идеях , изложенных в работах М.Н. Скаткина, В.В. Давыдова , А. В. Хуторского, М.В.Рыжакова С.Е.Шишова и др., на идеях Концепции модернизации российского образования

•Методические основы кейс- технологии освещаются в работах В.В. Гузеева, Шимутиной Е.Н., Смоляниновой О.Г. В основном работы освещают использование данной технологии в высшей школе и применительно к социальным наукам (экономика, социология и др.)

Кейс- технология- технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Сущность технологии:

Изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев

Название технологии произошло от от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай

Структура процесса обучения по КТ

1.Школьникам предлагается СЛУЧАЙ ( реальный, вымышленный)

- он должен быть проблемным

- имеющий прецеденты,

- должен допускать альтернативные варианты решения

- кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы , диаграммы , символы, фотографии, рисунки , карикатуры , сценарии ролевых и деловых игр и т . д .“

2.Отбор информации из кейса, самостоятельный поиск информации)- ученики учатся самостоятельно добывать информацию, её обрабатывать, анализировать (учебно- информационные компетентности)

3.Выявляется позиция школьника по сути ситуации (формируется альтернативное мышление.

Коллективное обсуждение вариантов решения(сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы), формируются социальные компетентности

Кейс- технология работают на развитие

    • Учебно- информационной компетенции

    • Коммуникативной (социальной) компетенции

Роль кейс- технологии в формировании компетентностей

Учебно-информационные (интеллектуальные) компетенции

Социальные компетенции

  • Освоение методов анализа и критического мышления

  • Умение работать с текстом

  • Создание авторского продукта

  • Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

  • Освоение методов сбора данных

  • Развитие умений самостоятельной работы и работы в группе

  • Получение коммуникативных навыков

  • Развитие презентационных умения

  • Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения



Ты человек 21 в. попал в 1095 г. и слышишь

Призыв папы Урбана 2 об освобождении

Гроба Господня в Иерусалиме. Ты уже знаешь

итоги и последствия крестовых походов.

Поддержал бы ты Папу или убедил его

отказаться от походов. Аргументируй ответ.

Используй в своём ответе формулу ПОПС:

П-позиция, ваша точка зрения; я считаю, что…

О-обоснование, потому что…

П-пример, факты иллюстрирующие ваш довод; например-…..

С-следовательно, вывод, что нужно сделать; поэтому следует…

Анкетирование учащихся «Что во мне выросло за прошедший год?» показало позитивный рост следующих учебно-информационных компетентностей

1.Умственная работоспособность- 75 %

2.Критичность и доказательность мышления- 80 %

3.Умение всегда видеть цель и стремиться к ней – 84 %

4.Умение планировать свою работу- 66 %

5.Умение контролировать и анализировать свою работу- 84 %

6.Умение при необходимости работать без посторонней помощи-0 75 %

7.Уроки истории и обществознания ожидаемы и востребованы учащимися.

19 слайд

Результативность профессиональной педагогической деятельности

В 2011 году качество обучения истории в 5«А» классе составило 57%.Учитывая данные результаты, я обратила внимание на те пробелы в обучении, которые способствовали невысокому результату.

Чтобы повысить качество обучения в данном классе я применила новые образовательные технологии: технология критического мышления, чтобы включить в творческий процесс целый класс (синквейны, эссе, дискуссии). Игровая технология повысить интерес к теме, активность учащихся (сюжетные, ролевые, деловые игры); начата работа по освоению методов проекта (ориентирует учащихся на самостоятельную работу, поиск дополнительной информации по теме), умение работать в группах , самостоятельно корректировать свою работу (презентации учащихся, создание ролевых и игровых проектов).Учебное исследование (работа с талантливыми и заинтересованными в углублённом изучении предмета детьми). Особое внимание уделяла работе с источниками на уроках. Применялись методы проблемного и дифференцированного обучения т.к. учащиеся класса имеют разную подготовку по предмету, заинтересованность, поэтому я считаю, что данные методы необходимы для достижения более высоких результатов.
Всё это позволило мне повысить уровень качества обучения истории России в 7 «А», количество учащихся имеющих оценку «4» и «5» выросло с 10 до 15 человек в классе с , процент качества увеличился с 40 до 64 %, СОУ (степень обученности учащихся) с 57 до 64%.



20 слайд

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

Данная работа рекомендуется всем учителям: начинающим и уже с опытом.

Может быть представлена не только на ШМО, но и на семинарах разного уровня.

п/п

Название (тема)

Дата

выступления

Место выступления

1

Современные приёмы работы с источниками на уроках истории (9-11 классы)

2.09.2011

Педагогический совет школы

2

Формирование основных универсальных учебных действий на уроках истории

10.01.2012

Педагогический совет школы

3

Работа с текстом и историческими документами на уроках истории как средство формирования умений учащихся

06.11.2012

ШМО учителей гуманитарного цикла школы №40

4

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

10.01.2013

Педагогический совет школы

5

Новые педагогические технологии

13.03.2014

Педагогический совет школы



21 слайд

Литература

1.Андреевская Т.П., Журавлева О.Н., Лазукова Н.Н. Программа по истории с древнейших времен до наших дней 5-11 классы. М., Вентана-Граф. 2006. С. 138.

2.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителя истории. Основы профессионального мастерства. – М.,1998

3.Вяземский Е.Е. Изучение истории на профильном уровне в современной школе. Сборник учебно-методических материалов. М., 2006

4.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории// Учебное пособие для студентов ВУЗов. М., ВЛАДОС. 2003. С. 384.

5.Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., Просвещение. 1988. С.101.

6.Иоффе А.Н., Пахомов В.П. Современные технологии гражданского образования. Самара, 2000

7. Ильин Е.П., Эмоции и чувства. е умений учащихся. М., Знание. №4. 1981. С. 140. М., Просвещение. 1986. С.237.

8.Кирьянов И.К. Россия. 1900-1917. Документы. Материалы. Комментарии. Пермь, 1993

9.Лернер И.Я. Ознакомление учащихся с методами науки как средство связи обучения с жизнью. Советская педагогика. - М., Педагогика. №10.1983. С. 160.

10. Лисова А.К. Использование документов на уроках истории. М., Народное образование. №5. 2001. С.197.

11. Манданова Е.С. Изучение исторических источников как средство развития познавательной деятельности учащихся основной школы. М., ПроСофт-М 2007. С. 104.

12.Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.

13.Троицкий Ю.Л. Дети пишут историю. Преподавание истории в школе. – 1999. - №

14. Интернет- ресурсы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!