Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности по английскому языку.
Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества – сохранить и развивать одарённость каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к каждому ребёнку, его особенностям, способностям. Статистика гласит, что 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определёнными способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при определённых методах работы педагога.
Одарённость детей является одной из важных проблем общества. Дело не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что работа с одаренными детьми необходима.
Кто же такие одарённые дети? Одарённым считается ребёнок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других музыкальными, художественными спортивными или другими способностями.
Отличительные особенности одаренных детей в учебной деятельности.
В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой, способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.
Склонность к изучению иностранных языков выявляется у детей уже на начальном этапе обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и к самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны, креативны. С такими учениками учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, пытаясь узнать как можно больше.
При воспитании и обучении одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, в познавательную потребность. Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы. Классно -урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать по индивидуальной программе.
Наша задача, как педагогов - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности и потребности были реализованы. Каждый ученик является личностью, обладает неповторимыми индивидуальными особенностями и способностью изучать иностранный язык. Приоритетной целью обучения одарённых детей является создание условий для развития личности. Следовательно, учителю необходимо так организовать деятельность учащихся, чтобы способный, одаренный ученик развивал не только способности, но и свою эрудицию, память, ум, речевую культуру, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, которые являются непременными спутниками создания ситуации успеха у учащихся.
Стратегия работы с одаренными детьми
Выявление одаренных детей нужно начинать ещё в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.
Выделяют четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы можно реализовывать в той или иной степени на уроках.
Работа с одаренными детьми требует от педагога реализации основных принципов обучения:
-принципа развивающего обучения (развитие познавательных и воспитание личностных качеств учащихся);
-принципа индивидуализации и дифференциации обучения (изучение и учет индивидуальных и типологических особенности учащихся). Высшим уровнем реализации этого принципа обучения является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка.
-принципа учета возрастных возможностей (соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах).
При реализации принципов работы с одаренными детьми необходимо также учитывать следующее:
-возрастание роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, спецкурсы, факультативы;
-усиление внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
-создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя;
-максимальное разнообразие предоставляемых возможностей;
-обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. (ИТ, репетиторство).
Работая с одарёнными детьми, учителям следует определять для себя цели, задачи, и содержание работы, а так же составлять для себя перспективный план работы индивидуальных занятий с ребёнком.
В работе с одарёнными детьми используются различные приёмы, формы и методы работы, а так же некоторые современные технологии.
Формы работы с одаренными учащимися:
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
-кружки;
-конкурсы;
-интеллектуальный марафон;
-участие в олимпиадах;
-работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.
-использование элементов современных технологий (проектов, индивидуализации и дифференциации, критического мышления, портфолио, игровые технологии, на основе личностно - ориентированного и компетентностного подходов в обучении).
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. (Для подготовки к олимпиадам, конкурсам, проектам, исследовательским работам).
Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную.
Урочные формы деятельности
Основной задачей учителя является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями учащихся. Методы и формы работы с одарёнными учащимися должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Для этого подходит технология дифференциации и индивидуализации. Использование на уроках технологии дифференциации и индивидуализации позволяет развивать навыки и умения каждого ученика при разной степени обучаемости и реализовать в полной мере творческий потенциал без перегрузок.
Использование на уроках технологии дифференциации и индивидуализации предполагает:
-индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков;
-разноуровневые задания, тесты (по страноведению, грамматике, чтению, лексике);
-привлечение учащихся к разработке и проведению интеллектуальных марафонов, отдельных этапов уроков.
- домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам, конкурсам, праздникам на английском языке.
Работа с одарёнными детьми ведётся на конструктивном и творческом уровнях.