Разгадай откуда строки. Работа с выразительными тропами .
Кто Автор
Две капли брызну брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Кто автор
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!
Кто автор
«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь… Подожди!» –
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди
Кто автор
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь в солнечных луках,
Летают облака!
Кто автор
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
И вот – дышу.
Кто автор
Кротко звезд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье;
Точно в храме стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.
Кто автор
Ковер зимы
Покрыл холмы
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет
Кто автор
– Ну, пошёл же, ради Бога!
Небо, ельник и песок –
Невеселая дорога…
Эй! Садись ко мне, дружок!
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась……
Кто автор
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Кто автор
В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
Тропы – слова или словосочетания, употребленные не в прямом, а в переносном значении.
Типы средств выразительности. Тропы.
Эпитеты
Гипербола
Метафора
Олицетворение
Сравнение
Что такое тропы?
Не все прилагательные эпитеты
Эпитет
Эпитет- троп, представляющий собой художественно-образное
Определение какого либо предмета или явления.
Горячий дым» — это характеристика дыма, которая описывает его настоящее свойство: он буквально горячий. Такое определение не передает авторскую оценку, не эмоционально — поэтому оно не будет являться эпитетом . «Кудрявый дым» — это образное определение, ведь дым на самом деле не кудрявый, но мы образно называем его так, чтобы художественно передать его свойства. Мы видим форму дыма, она напоминает нам кудри, и мы решаем назвать его кудрявым. Получается эпитет — прилагательное, которое используется в переносном значении.
Прямое
Переносное
Найди эпитет в стихотворении
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно-румян.
Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встаёт,
Красным заревом лес обдаёт.
Кротко звёзд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье;
Точно в храме, стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.
Сравнение
Сравнение – сопоставление явлений на основании схожих свойств.
- Сердце горячее, как огонь.
- Она влетела в комнату словно птица.
- Глаза, будто изумруды.
Иногда оно встречается без сравнительного оборота. Например, «нырнуть рыбкой». Это тоже сравнение. Здесь используется творительный падеж, который передает сопоставление не хуже слов «как» и «словно». Ведь мы понимаем, что нырнуть рыбкой = нырнуть, как рыбка.
Будто
Словно
Как
А теперь представим, что сравнение решило спрятаться. Сравнение прячет не только союзы, но и один из объектов сопоставления. Вот что получается:
«Взгляд режет душу» — мы не называем нож (объект), но говорим о его свойстве — способности резать.
Этот троп и называется метафорой.
Метафора
Метафора —наделение одного объекта свойствами или признаками другого; скрытое сравнение.
Метафора бывает не только в сочетании глагола и существительного, но и в форме существительного с существительным. Например, посмотрим на отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»:
Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана
Как отличить средства выразительности, которые старательно притворяются друг другом? Посмотрим на примеры: «Сердце горячее, как огонь» (сравнение) и «Сердце горит от боли» (метафора). В обоих случаях мы сравниваем сердце с огнем В первом говорим открыто : у нас есть оба объекта — сердце и огонь, они названы четко. Во втором случае мы наделяем сердце свойством огня — говорим, что оно горит, и скрыто сравниваем сердце с огнем. Мы не называем второй объект (огонь), а только намекаем на него (словом «горит»).
«Его сердце — камень». В этой метафоре сердце уподобляется камню, чтобы подчеркнуть чью-то бесчувственность или холодность.
«Он был светилом научного мира». Здесь «светило» используется вместо словосочетания «выдающийся учёный», чтобы подчеркнуть исключительное значение достижений этого учёного.
«Море слёз». Метафора «море» для описания большого количества слёз подчёркивает глубину горя.
«Он был львом на поле битвы». Здесь слово «лев» передаёт значение «сильный» или «могучий», метафора подчёркивает мужество и силу описываемого персонажа.
«Её улыбка — солнце в моей жизни». В данном случае слово «солнце» заменяет слово «радость», чтобы подчеркнуть, как важна улыбка героини для говорящего.
«Время летит» — представление времени как быстрого движения.
«Снежная тишина» — усиление ощущения тишины через ассоциацию со снегом.
Найди метафоры и сравнения
«Снежок» Н. Некрасова:
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
В саду, где пели зяблики,
Сегодня — посмотри! —
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Весёлых белых мух.
Олицетворение
Олицетворение — вид метафоры; троп, который представляет собой наделение неживых предметов свойствами одушевленных существ.
- Мы знаем, что предметы мебели, явления природы, предметы быта — неживые существа, а значит, не могут ходить, говорить, чувствовать. Но литературный язык позволяет нам наделить свойствами одушевленных существ неживые предметы. Такой прием называется олицетворением.
- Посмотрим на эти примеры: «Небо плачет и воет вьюга», «старый дом улыбнулся тебе».
Примеры:
- «И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал» (А. П. Чехов, «Ванька»).
- «Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты» (А. С. Пушкин, «Пиковая дама»).
- «Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца…» (А. С. Пушкин, «Барышня-крестьянка»).
- «Но и теперь я не ушёл от разъярённого моря: оно снова пустилось за мной вдогонку» (Д. Дефо, «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо»)
- «Лес запел».
- «Ива плачет».
- «Солнце смеётся».
- «Погода шепчет».
- «Весна пришла».
- «Снег пошёл».
- «Наступила ночь».
- «Дождь застучал».
- «Солнце спряталось».
- «Компьютер издевается».
- «Телефон молчит»
Найди олицетворение
Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес.
Проверка
Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала , И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась , и буря промчалась , И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес.