Чертыкова Л.М., Ященкова Т.В., Сялдышева И.Н., Михайлова Снежана Александровна.
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20», г.Черногорск, Россия
РАБОТА С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.
(Г.Б.Адамс)
В государственной образовательной политике одаренным детям отводится особое внимание (Концепция государственных стандартов общего образования второго поколения, Федеральная целевая программа «Одарённые дети» и др.).
В связи с этим возникла потребность в создании банка лингвистических задач на уроках русского языка. Необходимость разработки вызвана внедрением ФГОС и недостаточно высокой мотивацией обучащихся. Компетентностные задания обеспечивают условия для применения предметных ЗУНов и УУД в незнакомых для учащихся межпредметных ситуациях, направленных на приобретение учащимися опыта решения задач жизненного характера. Этот тип задания позволяет включить школьников в самостоятельную исследовательскую деятельность, связанную с анализом, синтезом, оценкой на разных этапах обучения, а также спланировать различные формы контроля (зачёт, практикум, семинарское занятие, лабораторная работа).
Занятия на факультативах и элективных курсах (8-10 кл.) стремимся построить так, чтобы учащиеся постоянно испытывали информационный и эмоциональный голод, утолить который может только постоянная работа над собой, чтения, раздумья.
Работа с группой одарённых учащихся позволяет:
повышать познавательный интерес школьников к предмету;
развивать творческую инициативу и интеллектуальные способности учеников;
принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;
развивать коммуникативные возможности учащихся.
Главная цель занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня, а также к поступлению и обучению в вузах страны. Занятия проводятся как с разновозрастной группой учащихся (8-10 класс), так и с отдельными учениками.
При планировании занятий материал разбивается на циклы в соответствии с разделами языкознания. Особая роль отводится комплексному анализу текста, работа над которым не только актуализирует знания учащихся по всем лингвистическим разделам, но и является средством для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
На занятиях предлагаются упражнения, требующие проведения небольшого исследования. Например, задание к уроку по теме «Жаргон»: составьте список слов из профессиональных жаргонов, разделив их на группы соответственно профессиям. Для выполнения необходимо провести опрос родителей и узнать, какие жаргонизмы принято использовать в их профессии.
Упражнения, подобные этим, можно дать и в качестве домашнего задания к уроку русского языка. Обсуждение его органично впишется в урок.
В работе с высокомотивированными детьми важен принцип учёта возрастных возможностей. Интеллект старшеклассников становится зрелым: формируется абстрактное мышление, теоретическое, рефлексивное мышление, хорошо развита способность обобщать, выдвигать гипотезу, рассуждать, переходя от общего к частному. Психологически старшеклассники готовы к исследовательской деятельности. Например, на занятии по русской орфографии в 10-м классе было дано задание: «Понаблюдайте, есть ли вокруг нас слова, написанные не по современным орфографическим правилам, запишите найденные примеры, подумайте, чем объясняется подобное написание». Приведём примеры, которые привлекли внимание учеников.
Банкъ «Столичный», СотрудничестВО! (реклама), реалити-шоу (а может быть, реалити шоу?).
Старшеклассники объяснили некоторые написания желанием привлечь внимание потребителей с помощью графической игры (с нарушением орфографических норм); создать респектабельный вид, используя элементы дореформенной орфографии. На данный материал можно будет опираться при написании небольшого сочинения на тему «Чем мне интересна русская орфография».
В работе с одарёнными детьми используются разнообразные формы и методы работы, приёмы ораторского мастерства, лингвистические задания повышенной сложности (эвристического характера), способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников. На каждом занятии даются лингвистические задачи, исследовательские задания, требующие работы с дополнительной литературой (словарями, справочниками различного типа, в т.ч. интернет-ресурсами).
В качестве материала для занятий также используются олимпиадные задания регионального и российского уровней.
Таким образом, ориентация на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися требует формирования навыков ведения исследовательской работы во всей её полноте: выдвижения гипотез, осуществления их проверки, самостоятельного создания алгоритмов для решения задач творческого и поискового характера, формулирования полученных результатов.
Литература.
Концепция государственных стандартов общего образования второго поколения ФГОС 2011 г.
Плунгян А.В. Лингвистические задачи турнира им М.В.Ломоносова с решениями (1994-1999).- М., 1999.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года.