СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с высокомотивированными детьми в МАОУ "Гимназия №33"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы с высокомотивированными детьми в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Работа с высокомотивированными детьми в МАОУ "Гимназия №33"»

Работа с высокомотивированными учащимися в

МАОУ «Гимназия №33».

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления,

развития и поддержки одарѐнных детей. Раскрытие и реализация их

способностей и талантов важны не только для одарѐнного ребѐнка как для

отдельной личности, но и для общества в целом. В этой связи работа с

одарѐнными детьми является крайне необходимой. Высокомотивированный

ребѐнок – ребѐнок, у которого высоко развиты внутренняя и внешняя

потребности быть успешными в определѐнной области знаний и деятельности.

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории

одарѐнных. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством

интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие

возможности и проявления; доминирующую активную, познавательную

потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Исходя из этого, выявление одарѐнных детей, развитие степени их одарѐнности

должно начинаться уже в начальной школе. Поэтому, рассуждая о системе

работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со

всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков,

познавательных способностей. Одарённых детей условно делят (по Б.М.

Теплову) на 4 группы: 

 дети с высокими показателями интеллекта; 

 дети с высоким уровнем творческих способностей; 

 дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные

музыканты, художники, спортсмены и т. д. Эту категорию чаще называют

талантливыми); 

 дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность)

Цель работы с высокомотивированными учащимися: создание условий

для формирования и развития их творческого потенциала.

Задачи:

• Сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя признанным и

востребованным.

• Научить конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми

людьми.

• Повышать интеллектуальную нагрузку учащихся.

К основным общим принципам обучения высокомотивированных детей можно

отнести следующее:

В работе с мотивированными детьми используются следующие

принципы: 1) принцип воспитывающего обучения - учить самостоятельности,

умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения,

развивать волю и целеустремлѐнность;

2)принцип ориентации на успех - каждый ученик имеет право быть умным на

уроке;

3) принцип ориентации на зону ближайшего развития - заметить и не

пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше.

Формы работы с мотивированными детьми

в урочной деятельности:

 Использование современных образовательных технологий

(проблемно - развивающее обучение, проектная деятельность и др.)

 Нетрадиционные уроки (урок-исследование, урок творчества, урок

фантазии,  урок поиска истины и т.п.)

 Работа в парах, в малых группах


 Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся определенной

образовательной области курируют остальных, осуществляя

взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)

 Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в

ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ

по разным предметам

 Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий

творческого и поискового характера (приветствуется их собственная

инициатива)

Нельзя забывать про атмосферу на уроке. Должна быть создана

благоприятная психологическая атмосфера, так как одаренный ребенок более

уязвим. Требует к себе особого внимания взрослых. Во время общения на

уроках необходимо стимулировать ребенка к творчеству во всех

направлениях. Формы и приёмы работы с высокомотивированными детьми в

рамках отдельного урока направлены на дифференциацию и

индивидуализацию работы.

Используемые приемы в работе с высокомотивированными детьми:

 «Подготовь к уроку» - дети помогают учителю найти материал к   уроку;

 

 «Особое задание» - ученики получают право на выполнение особо

сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в

себя тренировочные и творческие задания повышенной    сложности;  

 «Энциклопедист» -  предлагаю самостоятельный поиск дополнительного

материала учащимся для решения усложнённых заданий или дополнения

в  урок;

 «Молодой учитель» - даю ученикам опережающие задания. В ходе урока

они дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и

проведения различных этапов урока.

Не новой, но востребованной формой работы с мотивированными детьми

младшего школьного возраста является научно-исследовательская

деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации

личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.

Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы,

исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в

«исследователя». Дети проводят различные исследования, опыты,

измерения. На уроках окружающего мира учащиеся с большим интересом

работают с микроскопом, весами, компасом, термометром и другими разными

приборами.

Параллельно с урочными формами существуют внеурочные формы работы с

высокомотивированными учащимися.

Формы работы с мотивированными детьми во внеурочной

деятельности:

 Кружки по интересам:

«Юным умникам и умницам»

«Русский язык с увлечением»

«Считай, смекай, отгадывай»

 участие в олимпиадах

 поисковые и научные исследования

 участие в Дне науки (научно-практические конференции)

 конкурсы, викторины, интеллектуальные игры


 занятия на платформе «Учи.ру»

 работа по индивидуальным планам

Одной из самых эффективных работ с высокомотивированными детьми, на

мой взгляд, является индивидуальная работа с учеником после занятий: «один

на один». Для каждого высокомотивированного ребенка составляю план

работы, веду индивидуальную карту его развития. В результате проведенной

работы (использование дифференцированных заданий по трудности, по

уровню творчества, по объёму учебного материала), высокомотивированный

ученик получает дополнительный материал, большие возможности развития

мышления, умений работать самостоятельно (решение проблемных ситуаций,

логических задач, задания повышенной сложности, задания на опережение)

Таким образом, для того, чтобы потенциал высокомотивированного

ребёнка раскрылся полностью, необходимо вести ежедневную, кропотливую

индивидуальную работу, как на уроке, так и во внеурочное время.

Предлагаемый опыт работы, безусловно, не исчерпывает всех особенностей и

механизмов обучения и развития высокомотивированных детей в условиях

массовой школы. Поиски эффективных моделей и технологий работы с

талантливыми детьми продолжаются.