Деркачева Наталья Ярославна
Работа со школьниками, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности по математике.
Пути повышения эффективности обучения ищут во всем мире. Учение - это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей - познавательные мотивы. Проблема мотивации является актуальной в современных условиях. Выявить одаренных детей, создать условия для формирования творческой индивидуальности ребенка – одна из главных задач учителя математики. Учеба - это не легкий труд, но при правильной организации деятельности учащихся, способен приносить радость творческих открытий.
При работе с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности в процессе обучения, можно использовать следующие методы:
1) переход учителя с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора познавательной деятельности, т.е. учитель управляет познавательной деятельностью ученика.
2) мотивация познавательной деятельности. В результате у ученика формируется либо интерес, либо устойчивое положительное отношение к предмету.
В классе всегда найдется группа детей, имеющих повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности по математике. Именно они:
-проявляют любознательность;
-способны сами видеть, находить проблемы и их решать, активно экспериментируя;
-имеют устойчивое внимание, развитую речь, хорошую память, высокий интерес к новому, необычному;
-проявляют оригинальность суждений, высокую обучаемость;
-стремятся к самостоятельности.
В качестве основных направлений работы с детьми, имеющими склонность к математике я выделяю следующее:
определение склонности ребенка;
организация индивидуальной работы по усвоению знаний и развитию логического мышления;
создание в классе групп, работающих с заданиями опережающего характера;
представление им возможности ускоренного прохождения отдельных тем программы;
использование средств занимательной математики;
организация дополнительного образования.
Индивидуальную работу по усвоению знаний и развитию логического мышления с группой таких детей я организую так:
Изменяю количественные характеристики содержания образования, объема учебного материала и тем обучения.
Изменяю качественные характеристики содержания образования, характер подачи – алгоритмизированный, эвристический.
В целом, учитывая возрастные особенности: в 5-7 классах акцент делаю на игровую образовательную технологию, с целью привития учащимся познавательного интереса к предмету. В своей педагогической работе я обращаюсь к играм на уроках-путешествиях, уроках-лабиринтах, уроках-сказках, а так же на различных этапах традиционных классических уроков: при закреплении нового материала, повторении и обобщении ранее изученного. Такие игры как «Назови число», «Считай», «Считай – не зевай!», «Найди число», «Вставь слово» способствуют формированию у детей вычислительных навыков, развитию логического
мышления.
В основу обучения среднего звена (9 классы) входит дифференцированный подход, который способствует дальнейшему развитию учащихся высокого уровня с обязательным овладением минимума знаний по математике всеми учащимися.
Дифференцированный подход стараюсь осуществлять на определенных этапах урока. Так, например, на этапе введения нового материала (понятия, свойства, алгоритма), работаю со всем классом без деления его на группы. Но, после того, как несколько упражнений выполнено на доске, предлагаю учащимся приступить к дифференцированной самостоятельной работе, ее особенность состоит в том, что группа базового уровня и группа повышенного уровня получают задание, различающиеся не только содержанием, но и формой их подачи. Именно уровневая дифференциация позволяет создавать в классе группы, работающих с заданиями опережающего характера.
Систематическая работа в этом направлении приводит к тому, что у детей, работающих в группах повышенного уровня, возникает потребность в самостоятельном, ускоренном изучении новых тем.
Обучение старшего звена (10-11 классы) основывается на образовательной технологии проблемного обучения, которое способствует развитию исследовательской деятельности и творческого мышления каждого ученика.
Все я это делаю с целью создания необходимых условий, содействующих развитию мотивации личности школьника к изучению математики, на основе раскрытия их индивидуального потенциала.
При изучении признака перпендикулярности прямой и плоскости: «Если прямая перпендикулярна двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна и самой плоскости».
Ученикам можно дать длинную линейку или рейку и задаётся вопрос: «Надо поставить столб, как это сделать?» Предполагаемый ответ проверить перпендикулярность к земле с двух направлений. После этого делается вывод и формулируется теорема.
Учащимся с повышенной мотивацией к учебно–познавательной деятельности рекомендуется давать творческие и самостоятельные работы; использовать коллективные способы обучения (организация работы ученика с учеником или ученика с источником знаний). У одноклассников проще спросить непонятное, попросить объяснить, а тот, кто объясняет ещё лучше усваивает пройденный материал.
Глубокие, прочные, а главное осознанные знания могут получить те школьники, у которых развита не столько память, сколько логическое мышление. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Главное не просто увидеть проблему, а понять и захотеть её решить.
Создание проблемной ситуации - это лишь начало обучения. Затем учащиеся сами (под контролем учителя) должны проанализировать ситуацию, точно сформулировать учебно – познавательную проблему, выдвинуть гипотезу и доказать её. И тут учителю надо быть очень осторожным: чтобы, попав в положение невозможности ученик не отчаялся, надо вовремя прийти ему на помощь.
Когда результат получен и ученик гордится своими достижениями, учитель может считать свою работу выполненной. Ведь школьник почувствовал прелесть открытия.
Можно использовать домашние задания, которые позволяют выдвинуть на следующем уроке учебные проблемы, поставившие школьника дома в тупик.
В работе с детьми применяю различные виды занимательного материала:
- занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности;
-задачи-головоломки, цель которых научить видоизменять заданную фигуру путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;
-группа заданий на моделирование плоских и объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;
-наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей ряда фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.
Для повышения мотивации учащихся использую продуктивные приемы:
- проблемная ситуация ставится и решается совместно с учащимися;
- активизирующий вопрос приводит к диалогу, дискуссии;
- анализируются решения, используются игровые ситуации, соревнование.
Применяю разнообразные приемы активизации: целенаправленная ошибка, размышление вслух, установить верно ли? и т.д. На своих уроках организую групповую и парную работу, что позволяет создать комфортную атмосферу учащимся. Использую паузы, дающие время на обдумывание. Организую проблемно-поисковую деятельность, чаще среди учеников с повышенным уровнем обучения: предлагаю задания повышенной сложности, задания с параметром, которые требуют рассмотрение всевозможных случаев решения.
Контроль усвоения знаний выявляет степень усвоения материала, высвечивает проблемы затруднения, для этого использую дифференцированный подход, используя разно уровневые задания, тесты, задания с кодированными ответами. Домашние задания включают обязательные упражнения и задания по выбору (сложные задания оцениваются отдельно, только положительной оценкой). Обязательным элементом моих уроков является: организация обмена мысли, мнения; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарища; стремление к созданию успеха каждого учащегося; продуманное чередование видов работ, типов заданий.
В своей работе использую приемы для создания эмоционального комфорта:
- системное одобрение; похвала, направленная на формирование положительных оценочных суждений; доброжелательность, юмор, улыбка, умеренные жесты, мимика;
- создание обстановки доверия, уверенности в успехе.
Использую приемы воздействия на поведение: организация деятельности, а не поведения; преобладание положительных оценок деятельности, ее результатов.
Итак, в своей работе использую различные формы работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению.
1. Индивидуальные и групповые занятия в творческих группах.
Задачи:
Учет индивидуальных возможностей учащихся.
Повышение степени самостоятельности учащихся.
Расширение познавательных возможностей учащихся.
Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
2. Научно- исследовательская работа учащихся.
Задачи:
развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой;
обобщение и систематизация знаний по предмету;
формирование информационной культуры учащихся.
3. Участие в муниципальных, региональных, всероссийских, международных олимпиадах и конкурсах.
Результаты:
Год | Мероприятие | Класс | Форма | Направления работы | Результат |
Федеральный уровень |
2017 | Сибирский Федеральный Университет. Олимпиада школьников «Бельчонок» | 6 класс | 2тур(очный) | интеллектуальное | участие |
2018 | Сибирский Федеральный Университет. Олимпиада школьников «Бельчонок» | 7 класс | 2тур(очный) | интеллектуальное | участие участие |
2019 | Сибирский Федеральный Университет. Олимпиада школьников «Бельчонок» | 8 класс | 2тур(очный) | интеллектуальное | участие участие |
Республиканский уровень |
2018 | Республиканский этап ХІ олимпиады по математике имени Л.Эйлера | 8 класс | очный | интеллектуальное | 5 место |
2019 | НПК «Наука- наше будущее» ХТИ – филиал СФУ | 5 класс | очный | интеллектуальное | сертификат |
2019 | Открытая олимпиада ХГУ им.Н.Ф.Катанова «Старт в будущее» | 10 класс | очный | интеллектуальное | участие |
2020 | Республиканский этап Всероссийской олимпиады школьников (Пр. №100-276 от 23.03.20) | 9 класс | очный | интеллектуальное | призер |
2020 | Республиканский этап Всероссийской олимпиады школьников(Пр. №100-276 от 23.03.20) | 10 класс | очный | интеллектуальное | участие |
2021 | Республиканский этап Всероссийской олимпиады школьников (Пр. № 100-909 от 28.12. 2020) | 10 класс | очный | интеллектуальное | 4 место |
Муниципальный уровень |
2016 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников (Пр №395 от 13.12.16) | 6 класс | очный | интеллектуальное | призер |
2017 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников (Пр №395 от 13.12.17) | 7 класс | очный | интеллектуальное | призер |
2018 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников (Пр №395 от 13.12.17) | 8 класс | очный | интеллектуальное | призер |
| 2018 | НПК «Ломоносовские чтения (ПР. №373 от 30.11.18) | 5 класс | очный | интеллектуальное | І место |
| 2019 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников (Пр №395 от 13.12.19) | 9 класс | очный | интеллектуальное | ІІ место |
| 2019 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников (Пр №395 от 13.12.19) | 10 класс | очный | интеллектуальное | ІІ место |
| 2020 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников (Пр №457 от 21.12.20) | 10 класс | очный | интеллектуальное | призер |
Развиваю интеллектуальные способности учащихся через участие в различных дистанционных конкурсах:
Год | Название | Результат |
2017 | Сибирский Федеральный Университет. Олимпиада школьников «Бельчонок» | 1 чел.- призер (заочный тур) |
2017 | Всероссийский конкурс- игра по математике «Потомки Пифагора», электронная школа «Знаника» | 2 чел. –ІІ место 2 чел.- ІІІ место 1 чел.- похвальная грамота |
2017 | Всероссийская олимпиада по математике «Волшебный сундучок», электронная школа «Знаника» | 1 чел. – похвальная грамота |
2018 | Сибирский Федеральный Университет. Олимпиада школьников «Бельчонок» | 2 чел- призеры (заочный тур) |
2018 | Всероссийская неделя мониторинга по математике. Электронная школа Знаника | 12 чел. – сертификаты |
2019 | Сибирский Федеральный Университет. Олимпиада школьников «Бельчонок» | 2 чел.-призеры (заочный тур) |
2020 | Международный дистанционный блицтурнир «Лига знаний» по математике. https://konkurs.info/ | 2 чел.- І место 5 чел.- ІІ место 2 чел - ІІІ место |
2020 | Международная онлайн- олимпиада по математике для школьников. https://mir-olymp.ru/ | 2 чел.- ІІ место 3 чел.- ІІІ место |
2020 | Всероссийская олимпиада по физико-математическим предметам (IV этап XIII Всероссийской олимпиады. https://fgostest.ru/ | 6 чел.- І место 2 чел.- ІІ место |
2020 | Весенняя Олимпиада по математике для 5–11 классов. 2020 год https://uchi.ru/ | 2 чел-похвальные грамоты |
2020 | Всероссийский конкурс «Человек и космос» https://fgostest.ru/ | 1 чел.- І место 2 чел. –ІІ место 1 чел.- ІІІ место |
2020 | Районная дистанционная образовательная олимпиада «Герои ВОВ» uab-cdo.rh.muzkult.ru | ІІІ место |
2020 | Районная дистанционная олимпиада «Моя Хакасия» | 1 чел.- ІІ место |
2020 | Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Достижения юных» http://a-sotvorenie.ru | 1 чел.- ІІ место |
2020 | Международный математический конкурс «Ребус» https://konkurs-rebus.ru [email protected] | 2чел.-сертификаты 1 чел.- ІІ место 1 чел.- ІІІ место |
2020 | Всероссийская образовательная олимпиада по математике в соответствии с ФГОС ООО. Образовательный портал Минобр.орг. | 1 чел.- ІІ место |
2020 | Онлайн- олимпиада по математике для учеников 1-11 классов BRICSMATH.COM на платформе Учи.ру https://in.bricsmath.com | 4 чел.-похвальная грамота 10 чел.-дипломы |
|
которые есть на различных образовательных платформах. Результатом моей работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний.
В заключение хочу отметить, что нужно поощрять детей, предлагающих наибольшее число решений или оригинальное решение определённых задач. Ориентируя школьников на поиск «красивых», изящных решений математических задач, учитель подводит к открытию новых для них математических фактов, способствует эстетическому воспитанию учащихся, повышению их математической и общей культуры.
Часто математику считают сухой и скучной наукой. Так думают те, кто не пошёл дальше страниц школьного учебника. Интерес к решению задач может появиться только тогда, когда уже есть некоторые успехи, когда ребёнок не испытывает трудностей с основными законами математики и освоил школьную программу.