СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал использовался при выступлении на педсовете

Просмотр содержимого документа
«Работа со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися в начальных классах»



РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ И НЕУСПЕВАЮЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Аленькина Т.Г., Осянина В.А,

учителя начальных классов

МБОУ СШ №7 г. Ярцева



(Слайд 2) СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учеников в школах составляет 10-15%. Чтобы такая категория учеников не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися все служб образовательного учреждения.

(Слайд 3) Что такое неуспеваемость? НЕУСПЕВАЕМОСТЬ - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьников возникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды так называемых трудных подростков.


(Слайд 4) Неуспевающий ученик обладает следующими основными особенностями:

невнимательность, частое непонимание задания, но разъяснений не просит, вопросов учителю не задаёт;

-пассивность, в том числе и интеллектуальная (постоянно нуждается в быстрой смене видов деятельности и в стимулах для перехода к очередным видам работы);

-медлительность, либо постепенное снижение темпа  деятельности,  быстрая вырабатываемость;

- не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;

равнодушно относится к результатам  работы; не подмечает своих неудач и трудностей.


(Слайд 5) Каковы же основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся? Их можно разделить на две группы:

1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика;

2) внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.


Внутренние.

Имеет место несколько главных причин плохой успеваемости школьников:

- педагогическая запущенность, пробелы в знаниях. Основную роль в педагогической запущенности играют родители, их педагогическая некомпетентность, отсутствие педагогических и психологических знаний при подготовке детей к школьной жизни;

– отставание ученика в умственном развитии от своих сверстников, а именно,недостаточное развитие процессов мышления и проблема слабого развития волевой сферы у школьников;

– плохое здоровье, частые и продолжительные пропуски уроков;

– отсутствие внутренней мотивации обучения;

– неумение организовать свою работу во время урока, несобранность, медлительность.


К внешним причинам относятся социальные причины: снижение ценности образования в обществе, несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, пробелы в знаниях и т.д.)


(Слайд 6) Условно выделены три типа неуспевающих:

  • Дети с низким качеством мышления, которые положительно относятся к учебе и статусу школьника.

  • Ученики с достаточным уровнем развития мыслительной деятельности. При этом они негативно относятся к процессу усвоения знаний. Такие дети частично или полностью потеряли позицию человека, причастного к школе.

  • Школьники со слабо развитым мышлением и отрицательным отношением к обучению. Они полностью сдали свои позиции, стремятся оставить учебное заведение.


(Слайд 7) Пути устранения неуспеваемости.

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

3. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.


Учитель, работающий над улучшением качества знаний отстающих учеников, выбирает для этого наиболее рациональные формы и методы.

Начать стоит с создания положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.


(Слайд 8) Виды помощи слабоуспевающим и неуспевающим ученикам:

  • Создавать для слабого учащегося ситуацию успеха.

  • Специальная система домашних заданий. Задавать индивидуальные домашние задания с предварительным разбором и проверять их в присутствии ребенка.

  • Определять перед учащимися учебную задачу, точно указав, что они должны уметь и иметь в процессе изучения данной темы.

  • Показывать практическую значимость изучаемого материала.

  • Разнообразить виды учебной деятельности во время урока.

  • (Слайд 9) Давать задания, которые позволят задействовать различные виды анализаторов в учебной деятельности.

  • Стоит обратить внимание и на особые условия опроса, в том числе проводить предупреждающие опросы для слабоуспевающих и неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.

  • Разработать персональные задания и индивидуальные дидактические пособия к темам (различного вида карточки: карточки-тренажеры, карточки с выбором ответа, учебные тексты, карточки-конспекты, карточки с образцом решения, а также таблицы, опорные схемы).

  • Подобрать занимательный материал (кроссворды, ребусы, головоломки).

  • (Слайд 10) Задать ученику творческое задание к уроку (самостоятельно изготовить наглядный материал, нарисовать иллюстрацию к произведению).

  • Разработать дифференцированные задания для разных видов проверочных работ.

Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе.

  • Проводить консультации, помогать перед уроком.

  • Дать возможность обучающемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую), позволяющих ученику лучше освоить материал или выполнить задание.

  • Стимулировать учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

  • Задания с выбором ответа (при проверке знаний).

  • Вести совместную работу с дефектологами, психологами.


(Слайд 11) Обязательным является проведение на уроке рефлексии:

  • На уроке я узнал(а)…

  • На уроке я понял(а)…

  • Самым сложным для меня было…

  • Больше всего мне понравилось…

  • Я самым важным я считаю…

  • На следующем уроке мне хотелось бы узнать


"Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все сердца, а любезное, учтивое, приличное служит талисманом, перед которым отворяются все двери и все сердца как старых, так и молодых людей".


(Слайд 12) Как лучше всего похвалить ребенка за хорошую работу на уроке?

  • Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера!

  • Ты на правильном пути!

  • Каждый может ошибаться! Попробуй еще!

  • Еще немного времени, и у тебя получится!

  • Ты постарался - и всё получилось!

  • Какое интересное решение


Основной вывод из всего  сказанного заключается в том, что повышение успеваемости и  качества знаний, преодоление отставания школьников в учебе требуют решения двух проблем: с одной стороны, нужно совершенствовать методику проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учащихся. С другой,  умело применять систему воспитательных средств воздействия на учащихся, с целью не допустить формирования у них отрицательного отношения к учебе, вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению встречающихся трудностей.

Основной задачей каждой школы должна стать, может быть, незаметная, но умно выстроенная коррекционная работа, которая позволит по ходу педагогического процесса исключать все сложности, возникающие у детей в процессе обучения. Обучение обязательно должно быть успешным для всех учащихся. Учитель должен помочь каждому учащемуся учиться, т.к. он сам выбрал профессию учителя. Долг учителя – средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащихся и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения.

Из опыта работы

С 1 класса используем наглядный материал: например, лента букв, числовая линейка:

Русский язык:

Математика:

В начальной школе есть такой прием работы «Выполнить задание по образцу». Это репродуктивный способ обучения, но у младших школьников должен формироваться и навык работы с образцом, с эталоном. Дети не только выполняют задание по образцу, они также сравнивают свою самостоятельно выполненную работу с эталоном.

Используются опорные схемы, позволяющие выполнить то или иное задание верно, например:

Различные памятки:

Шпаргалки-запоминалки:

Пример работы со слабоуспевающими:

Дополнительное задание, для тех, кто справился.

Используя схему, закончи решение задачи и запиши ответ: ( 5 + ___ ) + ___ =

Разноуровневые задания





































Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Вид работы

Когда?

Зачем?

Что?

Как?

Работа на уроке

При выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития посредством регулярного мониторинга, диагностики.

Для предотвращения отставания,  своевременного усвоения предмета.

1.Создание микроклимата в классе.
2.Алгоритмизация действий.
3.Удержание интереса.
4.Формирование мотивации к обучению.
5.Стимулирование оценкой, похвалой.

1. Вести карту наблюдения.
2.Работа в группах,  парах.
3.Индивидуальные консультации.
4.Уроки коррекции знаний.
5.Опорные конспекты, памятки.
6.Дидактические игры.

Внеурочная деятельность

При возникновении затруднений:
– в изучении нового материала;
– выявлении пробелов в знаниях.

Для:
– предупреждения неуспеваемости;
– ликвидации выявленных пробелов в знаниях;
– формирования мотивации, интереса к учебе

Индивидуально-личностный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

1.Индивидуальные и групповые консультации.
2.Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки инструкции, помощь сильных учеников).
3.Творческие задания.

Воспитательная работа

Регулярно, опираясь на контроль со стороны учителя.

Для формирования личности школьника, мотивации, интереса к учебе

Индивидуально-личностный подход, создание комфортной среды.

1. Вовлечение в кружки, КТД.
2. Проведение тематических классных часов, предметных недель.
3. Опора на хобби.

Работа с родителями

При отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий, несоответствующей обстановке в классе, семье.
Работа ведется регулярно.

Для оказания профессионально-педагогической помощи родителям; выяснения причин неуспеваемости;
установления единых требований.

Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних  мотивов. 
Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка.

Тематические родительские собрания.
Индивидуальная и коррекционная работа с родителями.
Совет профилактики.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!