РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ И НЕУСПЕВАЮЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Аленькина Т.Г., Осянина В.А,
учителя начальных классов
МБОУ СШ №7 г. Ярцева
(Слайд 2) СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учеников в школах составляет 10-15%. Чтобы такая категория учеников не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися все служб образовательного учреждения.
(Слайд 3) Что такое неуспеваемость? НЕУСПЕВАЕМОСТЬ - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой.
Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьников возникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды так называемых трудных подростков.
(Слайд 4) Неуспевающий ученик обладает следующими основными особенностями:
- невнимательность, частое непонимание задания, но разъяснений не просит, вопросов учителю не задаёт;
-пассивность, в том числе и интеллектуальная (постоянно нуждается в быстрой смене видов деятельности и в стимулах для перехода к очередным видам работы);
-медлительность, либо постепенное снижение темпа деятельности, быстрая вырабатываемость;
- не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;
- равнодушно относится к результатам работы; не подмечает своих неудач и трудностей.
(Слайд 5) Каковы же основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся? Их можно разделить на две группы:
1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика;
2) внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.
Внутренние.
Имеет место несколько главных причин плохой успеваемости школьников:
- педагогическая запущенность, пробелы в знаниях. Основную роль в педагогической запущенности играют родители, их педагогическая некомпетентность, отсутствие педагогических и психологических знаний при подготовке детей к школьной жизни;
– отставание ученика в умственном развитии от своих сверстников, а именно,недостаточное развитие процессов мышления и проблема слабого развития волевой сферы у школьников;
– плохое здоровье, частые и продолжительные пропуски уроков;
– отсутствие внутренней мотивации обучения;
– неумение организовать свою работу во время урока, несобранность, медлительность.
К внешним причинам относятся социальные причины: снижение ценности образования в обществе, несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, пробелы в знаниях и т.д.)
(Слайд 6) Условно выделены три типа неуспевающих:
Дети с низким качеством мышления, которые положительно относятся к учебе и статусу школьника.
Ученики с достаточным уровнем развития мыслительной деятельности. При этом они негативно относятся к процессу усвоения знаний. Такие дети частично или полностью потеряли позицию человека, причастного к школе.
Школьники со слабо развитым мышлением и отрицательным отношением к обучению. Они полностью сдали свои позиции, стремятся оставить учебное заведение.
(Слайд 7) Пути устранения неуспеваемости.
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.
2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
3. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
Учитель, работающий над улучшением качества знаний отстающих учеников, выбирает для этого наиболее рациональные формы и методы.
Начать стоит с создания положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
(Слайд 8) Виды помощи слабоуспевающим и неуспевающим ученикам:
Специальная система домашних заданий. Задавать индивидуальные домашние задания с предварительным разбором и проверять их в присутствии ребенка.
Определять перед учащимися учебную задачу, точно указав, что они должны уметь и иметь в процессе изучения данной темы.
Показывать практическую значимость изучаемого материала.
Разнообразить виды учебной деятельности во время урока.
(Слайд 9) Давать задания, которые позволят задействовать различные виды анализаторов в учебной деятельности.
Стоит обратить внимание и на особые условия опроса, в том числе проводить предупреждающие опросы для слабоуспевающих и неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.
Разработать персональные задания и индивидуальные дидактические пособия к темам (различного вида карточки: карточки-тренажеры, карточки с выбором ответа, учебные тексты, карточки-конспекты, карточки с образцом решения, а также таблицы, опорные схемы).
Подобрать занимательный материал (кроссворды, ребусы, головоломки).
(Слайд 10) Задать ученику творческое задание к уроку (самостоятельно изготовить наглядный материал, нарисовать иллюстрацию к произведению).
Разработать дифференцированные задания для разных видов проверочных работ.
Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе.
Проводить консультации, помогать перед уроком.
Дать возможность обучающемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую), позволяющих ученику лучше освоить материал или выполнить задание.
Стимулировать учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
Задания с выбором ответа (при проверке знаний).
Вести совместную работу с дефектологами, психологами.
(Слайд 11) Обязательным является проведение на уроке рефлексии:
На уроке я узнал(а)…
На уроке я понял(а)…
Самым сложным для меня было…
Больше всего мне понравилось…
Я самым важным я считаю…
На следующем уроке мне хотелось бы узнать
"Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все сердца, а любезное, учтивое, приличное служит талисманом, перед которым отворяются все двери и все сердца как старых, так и молодых людей".
(Слайд 12) Как лучше всего похвалить ребенка за хорошую работу на уроке?
Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера!
Ты на правильном пути!
Каждый может ошибаться! Попробуй еще!
Еще немного времени, и у тебя получится!
Ты постарался - и всё получилось!
Какое интересное решение
Основной вывод из всего сказанного заключается в том, что повышение успеваемости и качества знаний, преодоление отставания школьников в учебе требуют решения двух проблем: с одной стороны, нужно совершенствовать методику проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учащихся. С другой, умело применять систему воспитательных средств воздействия на учащихся, с целью не допустить формирования у них отрицательного отношения к учебе, вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению встречающихся трудностей.
Основной задачей каждой школы должна стать, может быть, незаметная, но умно выстроенная коррекционная работа, которая позволит по ходу педагогического процесса исключать все сложности, возникающие у детей в процессе обучения. Обучение обязательно должно быть успешным для всех учащихся. Учитель должен помочь каждому учащемуся учиться, т.к. он сам выбрал профессию учителя. Долг учителя – средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащихся и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения.
Из опыта работы
С 1 класса используем наглядный материал: например, лента букв, числовая линейка:
Русский язык:
Математика:
В начальной школе есть такой прием работы «Выполнить задание по образцу». Это репродуктивный способ обучения, но у младших школьников должен формироваться и навык работы с образцом, с эталоном. Дети не только выполняют задание по образцу, они также сравнивают свою самостоятельно выполненную работу с эталоном.
Используются опорные схемы, позволяющие выполнить то или иное задание верно, например:
Различные памятки:
Шпаргалки-запоминалки:
Пример работы со слабоуспевающими:
Дополнительное задание, для тех, кто справился.
Используя схему, закончи решение задачи и запиши ответ: ( 5 + ___ ) + ___ =
Разноуровневые задания
Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Вид работы | Когда? | Зачем? | Что? | Как? |
Работа на уроке | При выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития посредством регулярного мониторинга, диагностики. | Для предотвращения отставания, своевременного усвоения предмета. | 1.Создание микроклимата в классе. 2.Алгоритмизация действий. 3.Удержание интереса. 4.Формирование мотивации к обучению. 5.Стимулирование оценкой, похвалой. | 1. Вести карту наблюдения. 2.Работа в группах, парах. 3.Индивидуальные консультации. 4.Уроки коррекции знаний. 5.Опорные конспекты, памятки. 6.Дидактические игры. |
Внеурочная деятельность | При возникновении затруднений: – в изучении нового материала; – выявлении пробелов в знаниях. | Для: – предупреждения неуспеваемости; – ликвидации выявленных пробелов в знаниях; – формирования мотивации, интереса к учебе | Индивидуально-личностный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися | 1.Индивидуальные и групповые консультации. 2.Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки инструкции, помощь сильных учеников). 3.Творческие задания. |
Воспитательная работа | Регулярно, опираясь на контроль со стороны учителя. | Для формирования личности школьника, мотивации, интереса к учебе | Индивидуально-личностный подход, создание комфортной среды. | 1. Вовлечение в кружки, КТД. 2. Проведение тематических классных часов, предметных недель. 3. Опора на хобби. |
Работа с родителями | При отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий, несоответствующей обстановке в классе, семье. Работа ведется регулярно. | Для оказания профессионально-педагогической помощи родителям; выяснения причин неуспеваемости; установления единых требований. | Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних мотивов. Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка. | Тематические родительские собрания. Индивидуальная и коррекционная работа с родителями. Совет профилактики. |