СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Работа со слабоуспевающими учащимися как одна из форм повышения качества образования»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете "Как работать со слабоуспевающими учащимися"

Просмотр содержимого документа
««Работа со слабоуспевающими учащимися как одна из форм повышения качества образования»»


Выступление на педсовете.

«Работа со слабоуспевающими учащимися как одна из форм повышения качества образования»





Подготовила: Рыбальченко Т.Н,

учитель математики,

МКОУ СОШ с. Малиновка
























Слайд 2


Слабоуспевающие учащиеся - учащиеся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения.


Работа со слабоуспевающими учащимися как одна из форм повышения качества образования

Работа со слабоуспевающими учащимися это фактор повышения качества знаний и умений обучающихся. Необходимо ответить как минимум на два вопроса – Чему учить? Как учить?

Чему учить? Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень знаний ученика, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

Как учить? Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.

Актуальность:

  1. Требование времени.

  2. Результаты ВПР, контрольных работ и всей учебной деятельности.

Слайд 3

Актуальная проблема образования – «не потерять», «не упустить» обучающихся с низкими учебными возможностями.,

Слайд 4

Причина слабой успеваемости

1. Низкий уровень умственных способностей, памяти и мышления, слабые учебные умения и навыки, низкие навыки устной и письменной речи, гиперактивность, отсутствие контроля со стороны родителей, отсутствие действенных мотивов, Низкая мотивация к обучению, не сформировалось прилежание.

Признаки отставания ученика Причины: В чем проявляется:

Низкий уровень умственного развития

Педагогическая запущенность. Частые заболевания. Пропуски занятий.

Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Не умеет устанавливать причинно-следственные связи. Учитывать все признаки предмета или явления. Видеть общее и т. д.

Несформированность учебных навыков

Ребенок не умеет учиться: Работать с текстом; выделять главное, существенное; не может организовать свое время и распределить усилия

Дефицит внимания с гиперактивностью

Функциональные особенности нервной системы Отвлекаемость; Чрезмерная подвижность;

Неусидчивость. Отсутствие познавательного интереса

С ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности

Слабо развитый интерес ко всему, что его окружает, не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое времяпрепровождение.

Слайд 5

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов

Слайд 6

Можно рассмотреть такувзаимосвязь - ЖЕСТКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК”

Ученик – учитель - родители

Ученик – родители – классный руководитель

Ученик – родители – одноклассники

Ученик – учитель – классный руководитель

Слайд 7

учитель - учитель ставит “2” – проблемы с администрацией и классным руководителем;

учитель ставит “3” - но знаний у учащихся нет.

ученик - нужны знания, но при этом не прикладывает усилий

Слайд 8

Родители – родителям нужно, чтобы у ребенка были знания, но при этом нет контроля и помощи детям с их стороны;

Учитель - сами учителя не всегда видят выход из создавшейся ситуации

Слайд 9

Что остается делать учителю, если классы у него слабые и он ещё и классный руководитель в этих классах ?

Ученик предпочитает улицу, или случайных знакомых занятиям в школе

Слайд 10

Таким образом, рождается идея создания индивидуальной образовательной программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

Какой же выход из создавшейся ситуации?

Как помочь ученику, учителям и родителям выйти из “неподвижного треугольника”?

Слайд 11

Как предотвратить неуспеваемость обучающихся?

КАК МОЖНО ПОМОЧЬ УЧЕНИКУ?

Как повысить работоспособность обучающихся?

Слайд 12

Об эффективности работы со слабоуспевающими учащимися

Слайд 13

Дозирование заданий для самостоятельной работы на уроке, более подробные, чем других учеников, инструкции.

Создание особых условий опроса для неуспевающих учеников.

Индивидуальная форма обучения.

Дифференциация домашней работы учащихся.

Дополнительные занятия с отстающими.

Слайд 14

Деятельность учителя

1. В начале учебного года проводить диагностику учащихся с целью выявления уровня обучаемости.

2. Использовать на уроках различные виды опроса.

3. Обязательно комментировать каждую оценку ученика.

4. Учитель не должен опрашивать ученика или предлагать ему письменную работу в первый день занятий после болезни или отсутствия в школе по уважительной причине.

5. Учитель для устранения пробелов в знаниях ученика по пропущенной теме должен определить время, за которое учащийся должен освоить указанную тему, и в случае затруднения проконсультировать его.

Слайд 15

6. Учитель должен выставлять полученные учащимся неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей.

7. Учитель обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о снижении успеваемости учащегося.

8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика (убеждение, беседа с психологом и социальным педагогом)

9. Учитель должен: уметь встать на позиции ученика; - уметь вести непринуждённый диалог; - стремиться к внешней занимательности




Слайд 17-18

ПЛАН РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ


 

Проводимые мероприятия

Сроки

1

Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам

август

2

Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся. Информацию зафиксировать в специальную тетрадь по работе со слабоуспевающими учащимися

сентябрь

3

Проведение контрольного среза знаний по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения, для того чтобы выявить фактический уровень знаний и выявить пробелы в знаниях учащихся

сентябрь

4

Провести собеседование с учителями предметниками класса по согласованию и уточнению плана работы со слабоуспевающими учащимися

сентябрь

5

Собеседование с учителями по итогам четверти и результатам индивидуальной работы с обучающимся

По итогам четверти

6

Индивидуальные беседы с учителями о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам контрольных работ.

 

 7

Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учащимися

о состоянии их учебных дел

В течение учебного года

8

Осуществление контроля за посещаемостью слабоуспевающих обучающихся. ежедневно

В течение учебного года

9

Организация дополнительных занятий, индивидуальных консультаций со слабоуспевающими

еженедельно

10

Контроль и анализ ведения диагностических карт обучающихся, то есть вести мониторинг

 

11

Начать работу по отражению индивидуальной работы со слабым обучающимся в специальных тетрадях по предмету.

Сентябрь - май

12

Подбор заданий базового уровня сложности для слабоуспевающих детей.

 

13

  Сбор и систематизация материалов периодической печати по данной проблеме.

 

14

Работа с родителями слабоуспевающих учащихся: беседы, консультации, родительские собрания

 


Слайд 19

В процессе обучения возникает проблема:

Как быть с родителями таких учащихся?

Слайд № 20

Самой распространенной формы работы с такими родителями является

Индивидуальная беседа.

Организация индивидуальной беседы

родителей и учителя в присутствии ученика.

Родительское собрание

Подкрепляется методическими рекомендациями и практикумом.

Рекомендация методической литературы по отдельным предметам.

Приглашение родителей на уроки с целью:

Определить интеллектуальный уровень ребёнка на фоне

классного коллектива.

Слайд № 21

Советы родителям слабоуспевающих учеников (памятка для родителей)

Всячески укрепляйте уверенность ребенка в своих силах;

Давайте ребенку только одно задание на определенный промежуток времени, чтобы он мог его выполнить;

Поддерживайте дома четкий распорядок дня;

Отрабатывайте формы поведения в различных ситуациях;

Проявляйте заинтересованность школьными делами ребенка;

Будьте последовательны в своих требованиях, поощрениях и наказаниях;

Не предъявляйте завышенные требования к ребенку и не вводите его в роль «неудачника».

Слайд № 22

КАК УЧИТЬ? ПОМОЧЬ ученику!

Правила, разработанные психологами:

Давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку (исключить ситуацию неожиданного вопроса).

Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

Разбить разнообразный, сложный материал на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

Не заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу.

Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) формировать у учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться.

Осторожно оценивать неудачи ученика.

Во время подготовки учеником ответа дать время для проверки и исправления написанного.

В минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку

Слайд № 23-24

Памятка «Психотерапия неуспеваемости»

1. "Не бить лежачего" // Оценку своих знаний обучающийся уже получил и ждет спокойной

помощи, а не новых упреков.

2. Не более одного недостатка в минуту // Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе

человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества

недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую

очередь, и помогайте бороться с ним.

3. "За двумя зайцами погонишься…" // Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в

первую очередь значимы для самого учащегося.

4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение // Оценка должна иметь точный адрес. Критика

должна быть как можно более безличной.

5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами //

Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по

заслугам.

6. Не скупитесь на похвалу // Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку

успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

7. Техника оценочной безопасности // Оценивать деятельность дробно, дифференцированно.

Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".

8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели // Не искушайте его

невыполнимыми целями.

9. Учащийся не объект, а соучастник оценки // Умение оценивать себя самостоятельно – главное

средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее

дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки

за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.

10. Сравнивайте достижения // Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках:

графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения

учащегося

Слайд № 25

Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень.
Но каждый ребенок должен самореализоваться




























































ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКЕ

Предварительное дифференцированное домашнее задание:

1) Фронтальное:.

2) Групповое:

3) Индивидуальное:

Дифференцированные задания, используемые по ходу урока:

1) Фронтальное: сопоставить описание письменный вывод по уроку; предложить свое название урока; ответить на вопросы:

2) Групповое: проиллюстрировать

3) Индивидуальное: выделить; проанализировать тему урока; сопоставить описание


























Мероприятия

1 Выявление слабоуспевающих обучающихся. Составление индивидуального

плана работы в соответствии с календарно-тематическим планированием.

2 Организация работы со слабоуспевающими обучающимися. в течение

учебного года

3 Осуществление контроля за посещаемостью слабоуспевающих обучающихся. ежедневно

4 Контроль и анализ ведения диагностических карт обучающихся. 5 Организация дополнительных занятий, индивидуальных консультаций со

слабоуспевающими. в течение года

6 Подбор заданий базового уровня сложности для слабоуспевающих детей.

7 Осуществление дифференцированного и индивидуального подходов в

обучении: использование разноуровневых тестов; групповая форма работы по уровням знаний обучающихся. в течение года

8 Сбор и систематизация материалов периодической печати по данной проблеме. в течение года

9 Творческая работа, привлечение к участию в игровых конкурсах. в течение года

10 Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:

- проведение индивидуальных бесед с родителями;

- посещение на дому семей слабоуспевающих обучающихся

в течение года




  1. Составить списокслабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам

  2. Установление причин отставания

  3. Провести собеседование с учителями предметниками

  4. Собеседование с учителями по итогам четверти

  5. Индивидуальные беседы с учителями о состоянии дел у слабоуспева

  6. Индивидуальные беседы с учениками слабоуспевающими

  7. Работа с родителями слабоуспевающих учащихся



Список слабоуспеваю


проведени



Мероприятия по предупреждению неуспеваемости обучающихся.

Беседа с родителями “Причины школьной неуспеваемости”, анкетирование родителей

Анкетирование учащегося с целью выявления причин неуспеваемости

Беседа с учащимся “Что мне мешает учиться?”

Дополнительные занятия с обучающимся после уроков (систематические) каждую неделю

Дополнительные занятия с обучающимися (разовые)

“Правила составления плана устного ответа”

“Как правильно работать с текстом”

Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду): задания познавательного характера, дифференцированные самостоятельные работы, вовлечение во внеклассную творческую деятельность ежедневно на разных этапах урока

Опрос ученика на уроках: устно (монологический ответ или серия ответов с места) или письменно по индивидуальной карточке-заданию на каждом уроке



Работа с обучающимся на уроке:

в процессе контроля: создание атмосферы доброжелательности, снижение темпа

опроса, предложение примерного плана ответа, разрешение использовать наглядные

пособия, стимулирование оценкой или похвалой;

при изложении нового материала: частое обращение к неуспевающим, привлечение их в качестве помощников на каждом уроке

Организация самостоятельной работы на уроке: разбивка заданий на дозы,

ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее, ссылка на правила и свойства,

более тщательный контроль с указанием на ошибки;

выбор наиболее рациональных упражнений, более подробное объяснение

последовательности выполнения задания, предупреждение о возможных затруднениях,

Проверка всех домашних заданий, контроль выполнения их после уроков (в случае отсутствия) на каждом уроке

Организация специальной системы домашних заданий: подготовка памяток; творческие задания, лан работы со слабоуспевающими обучающими

1. Выявление слабоуспевающих обучающихся.

Составление индивидуального плана работы в соответствии с календарно-тематическим планированием.

2 Организация работы со слабоуспевающими обучающимися.

3 Осуществление контроля за посещаемостью слабоуспевающих обучающихся. ежедневно

4 Контроль и анализ ведения диагностических карт обучающихся. 1 раз в четверть

5 Организация дополнительных занятий, индивидуальных консультаций со слабоуспевающими. в течение года

6 Подбор заданий базового уровня сложности для слабоуспевающих детей.

7 Осуществление дифференцированного и индивидуального подходов в обучении: использование разноуровневых тестов; групповая форма работы по уровням знаний обучающихся. в течение года

8 Сбор и систематизация материалов периодической печати по данной проблеме.

9 Творческая работа, привлечение к участию в игровых конкурсах. в течение года

10 Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:

- проведение индивидуальных бесед с родителями;

- посещение на дому семей слабоуспевающих обучающихся в течение года

образования

Слайд 1

  1. Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам

  2. Установление причин отставания

  3. Провести собеседование с учителями предметниками

  4. Собеседование с учителями по итогам четверти

  5. Индивидуальные беседы с учителями о состоянии дел у слабоуспева

  6. Индивидуальные беседы с учениками слабоуспевающими

  7. Работа с родителями слабоуспевающих учащихся


План индивидуальной работы со слабоуспевающим обучающимся

1.Индивидуальные дополнительные занятия (еженедельно или ежедневно)

Беседа. Задание: «на основе опорных карточек и конспекта».

Задание. Написать в словариках значения терминов

2. Практическая работа, совместное выполнение домашнего задания в случае неоказания родителями помощи.

Беседа. Практикум. Дать письменный ответ на вопрос: (составление плана ответа).

3. Обобщающее повторение по изученным темам в виде математического диктанта или устного счета.

Контроль усвоения знаний. Контрольный тест по контролю уровня знаний

4.Работа с дневником и тетрадью.

Ежедневная проверка домашней и самостоятельной работы на уроке;

Начать работу по отражению индивидуальной работы со слабым обучающимся в специальных

тетрадях по предмету.

5.Консультации для родителей. (в виде бесед, памяток)

а).Причины школьной неуспеваемости. .

2.Как помочь ребенку в выполнении домашнего задания

6.Создание ситуации успеха на уроке

Использование карточек-помощников, вовлечение в игровые ситуации, соревнования


Как предотвратить неуспеваемость обучающихся?

Как можно помочь ученику?

Как повысить работоспособность обучающихся?

Учитель должен

- уметь встать на позиции ученика;

- уметь вести непринуждённый диалог;

- стремиться к внешней занимательности;

- использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план);

-учить работать со словарями и другим справочным материалом.

В обучении применять:

- опережающее обучение;

-различные формы групповой работы;

- взаимоопрос, самоконтроль;

- конспекты-блоки по разным темам;

- работу с алгоритмами.

НЕТ насмешливому тону!

СИТУАЦИЯ УСПЕХА « Я МОГУ ! »

Одно из важных средств предупреждения неуспеваемости – разноуровневое, ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ обучение.

Основной смысл его заключается в адаптации учебного процесса к познавательным возможностям; способностям и интересам каждого ученика.

Цель работы с неуспевающими – не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности

РАБОТА С НЕУСПЕВАЮЩИМИ

Дозирование заданий для самостоятельной работы на уроке, более подробные, чем других учеников, инструкции.

Создание особых условий опроса для неуспевающих учеников.

Индивидуальная форма обучения..

Дифференциация домашней работы учащихся.

Дополнительные занятия с отстающими

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ РАБОТЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧЕНИКАМИ:

карточки для индивидуальной работы задания с выбором ответа

“разрезные” теоретические материалы перфокарты карточки - тренажёры

творческие задания “карточки-информаторы” карточки с образцами решения,

«карточки - сигналы», таблицы, рисунки,










































1.



Коллеги, вы сидите за столами в группах. Сегодня мы попытаемся рассмотреть проблему неуспеваемости с позиции каждой из 3 групп, а 4 группа - эксперты, выслушивая выступления предыдущих групп, будут эти выступления обобщать

До сих пор одним из самых “больных” мест нашей школы остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школы, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе.

Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки должно сопровождаться целой системой мер по ее дальнейшему предотвращению».

Лозинский В.М

И так первый вопрос: что такое неуспеваемость с вашей точки зрения?

А теперь я дам научное определение неуспеваемости:

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. 
Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов. 
Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе. 

Определение видов неуспеваемости содержится в работе А. М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания: 
1 - общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время; 
2 - частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика); 
3 - неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая. 

Блонский, который, составляя общую типологию школьников, выделил и типы неуспевающих. Это, во-первых, тип, названный им «плохой работник». Его чертами являются следующие: 
1) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит; 
2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы); 
3) не подмечает своих неудач и трудностей; 
4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу; 
5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно; 
6) индифферентно относится к результатам работы. 
Указанные черты неуспевающего школьника, поскольку они характеризуют его деятельность в учебном процессе, могут быть использованы в определении неуспеваемости.

Другой выделенный тип назван патологическим - это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи.

Необходимо учесть особенности мыслительной деятельности учащихся, связанные с обучаемостью, направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.

На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников:

  1. Первый тип неуспевающих школьников.

Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.



Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.
Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных возможностей свое отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности, так как понимание причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим стимулом для преодоления недостатков. Об этом говорит тот факт, что школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.

  1. Второй тип неуспевающих школьников.

Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.



Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. Однако на качестве их учебной работы отражается прежде всего то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно.В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения отрицательной моральной направленности.

  1. Третий тип неуспевающих школьников.

Неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу

Для этого типа, как и для первого характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость мышления.
Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории. В школе их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда.

 Общим для неуспевающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам работы. 

И так Неуспеваемость – извечная головная боль педагогов. Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый – перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй – повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество.

При наличии потенциальных возможностей у всех детей мы в школах имеем детей неуспевающих, трудных. В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано?

Каковы по вашему мнению причины неуспеваемости школьников?

Причинами школьной неуспеваемости были отмечены: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, неисправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителями.

В настоящее время для научной мыcли характерна теория двух факторов, т.е., принятие как биологических, так и социальных теорий. Специалисты отмечают, что проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной. Именно поэтому в последнее десятилетие все чаще и чаще звучат призывы к объединению усилий специалистов разного профиля в деле повышения успеваемости школьников. Существует мнение, что для выявления причин неуспеваемости необходимо комплексное обследование. К психологическому обследованию необходимо добавить антропометрическое (тип телосложения) и психофизиологическое (свойства нервной системы) обследования.

Не смотря на пристальное внимание педагогов и психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растет.

Психофизические возможности детей изменяются, совершенствуются под влиянием социальных условий, в том числе и влиянием учебно-воспитательной работы школы. Содержание и методы обучения повышают (а иногда задерживают, понижают) возможности учащихся. 
Социальные условия (в широком смысле слова) как фактор - успеваемости также взаимодействуют с возможностями детей. Это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный уровень родителей и окружающей среды, наполняемость классов, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной литературы и многое другое. И этот фактор так или иначе учитывается при определении содержания обучения. 
Одни и те же условия обучения и воспитания по-разному воздействуют на детей, воспитывающихся в разных условиях, имеющих различия в организме, в общем развитии. Не только обучение, но и вся жизнь ребенка влияет на формирование его личности, и развитие личности не совершается под влиянием одних внешних условий.

Такая типология, на мой взгляд, имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, можно оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.

Кому какая помощь нужна? Давайте подумаем, какие виды помощи можно предложить школьникам?

– Основная помощь учащимся первой группы, для которых характерны низкая обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и у которых преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению учебных задач, должна заключаться главным образом в формировании приемов познавательной деятельности. Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать родителей в школу бесполезно. Ощутимых результатов все это не даёт. Эти учащиеся занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними – учить учиться.

– Причиной плохой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Исследования показывают, что учащимся этой группы достаточно изменить свое отношение к обучению, как резко возрастает продуктивность их учебной деятельности. Поэтому преодоление неуспеваемости учащихся этой группы в начинается с воспитательной работы. Данные ребята привлекаются к участию во внеурочной деятельности в подготовке школьных вечеров, “КВНов”; участию в интеллектуальных конкурсах “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, “Золотое руно”, “КИТ”, “Человек и общество” и др. Это повышает самооценку отдельных обучающихся и ведёт к изменению отношения к учебным предметам.

А как быть с теми, кто по субъективным или объективным причинам всё-таки не может или не хочет учиться лучше? Как ни грустно, таких учащихся с каждым годом становится все больше. Что же надо сделать, чтобы они не потеряли веру в себя, не озлобились, сохранили положительное отношение к школе и учителям? Современный английский психолог и педагог Р. Берне считает, что: “Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку. Было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки”.

Пожалуйста, приведите примеры из личного опыта работы по предупреждению неуспеваемости у учащихся. Слово предоставляется председателям МО

Исследования показывают, что некоторым учащимся достаточно изменить свое отношение к обучению, как резко возрастает продуктивность их учебной деятельности. Поэтому преодоление неуспеваемости учащихся начинается с воспитательной работы

Каким образом можно бороться с неуспеваемостью через воспитательную работу?

Ещё древние мудрецы говорили: “Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом”. Актуальная проблема нашей школы – “не потерять”, “не упустить” учащихся с низкими учебными возможностями.

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

. Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности. Учи­телю необходимо помнить:

 

  • с учеником-визуалом, нужно использовать сло­ва, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывать дей­ствия, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия. Ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблю­дать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, кар­тина, ракурс, отчетливо, ярко, туманно и т.д.

 

  • с учеником-кинестетиком, необходимо ис­пользовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти. Чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят мате­риал. Позволяйте им «играть» роль различных частей из вашей информации. Учителю можно отражать телом ритм метронома (головой). Ключевые слова кинестетической модальности: чувствовать, ощущать, притрагиваться, хва­тать, гладкий, шероховатый, холодный и т.д.

 

  • с учеником-аудиалом, необходимо исполь­зовать вариации голоса (громкость, высота, паузы). Клю­чевые слова аудиальной модальности: слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т.д.

 

Учитель и ученики неточно понимают друг друга, если обмениваются информацией в терминах разных модаль­ностей. Использование же одной общей модальности спо­собно обеспечить доверительные отношения автоматичес­ки, на подсознательном уровне. Кроме того, учитель может использовать нейтральные слова, подходящие к любой мо­дальности: думать, знать, понимать, воспринимать, по­мнить, верить, уважительный, изменчивый и т.д.

 

Работа учителя в трех модальностях восприятия возмож­на абсолютно на всех уроках. Необходимо учитывать прояв­ления ведущей модальности каждого конкретного ученика. Например, нельзя заставлять кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него идет более прочное запоминание материала. Визуалу необходимо раз­решить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать и т.д. Аудиалу нельзя делать замечания, когда он в процессе вы­полнения сложного задания издает звуки, шевелит губами. Без этого он может не справиться с заданием.

 

Замечания ученикам необходимо делать на их языке: визуалу — покачать головой, погрозить пальцем; кинестетику — положить руку на плечо, легко похлопать по нему; аудиалу — сказать шепотом: «Ш-ш-ш».

Подводя итоги нашей с вами работы, мы с Ю.А. позволили себе предложить вам такое решение педсовета

Большое спасибо за работу.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!