СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа со словарями разных типов на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный  материал  поможет  педагогам при  организации словарной  работы  на уроках

Просмотр содержимого документа
«Работа со словарями разных типов на уроках русского языка»

Работа на уроках русского языка со словарями разного типа.

Учитель русского языка и литературы МБОУ Яковская ОШ

Грошева Тамара Александровна



Словари вместе с учебником по русскому языку должны стать обязательным пособием учащихся. Ни один язык — будь то родной или неродной — невозможно полноценно изучать без словаря. Только словари могут дать учащемуся все необходимые сведения о слове, помочь ему овладеть основами грамотной устной и письменной речи, постоянно повышать культуру речи, которая в значительной степени определяет общую культуру человека. Знакомство со словарями разных видов начинается с 5-го класса. Я доказываю ученикам, что «словарь, по словам А. Франса, – это книга книг». В кабинете русского языка и литературы в нашей школе словарям у нас отведён целый шкаф. Дети могут по мере необходимости (во время урока и после занятий) обратиться к ним за помощью

Учащиеся при изучении темы «Лексика», «Орфоэпия» работают с толковым словариком, который находится в конце учебника, обращаются к приложениям «Пиши правильно!», «Произноси правильно!».

Виды заданий с использованием словаря в 5-9 классах.

  • объяснить лексическое значение слова с помощью толкового словаря;

  • определить слово по данному толкованию (в кроссворде);

  • дать толкование лексического значения слова путем подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов, рисунков;

  • распределить слова по тематическим группам;

  • определить с помощью словаря: однозначными или многозначными являются данные слова;

  • найти в словаре и в тексте слова, употребленные в переносном значении;

  • подобрать синонимы к данным словам;

  • найти омонимы в словаре и составить с ними предложения, показывающие различия в их значении;

  • дать толкование значений фразеологизмов;

  • отгадать фразеологизмы по рисункам.

Я разработала орфографические упражнения, которые позволяли обращаться к толковым словарям, как к источникам дидактического материала. Конечно, предлагаемые упражнения использовались в сочетании с другими упражнениями (грамматико-орфографическими, упражнениями по развитию речи). Дело в том, что, экономные по времени, такие упражнения могут «вкрапливаться» в различные уроки русского языка.

Работа над трудными словами

1.Запишите те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям:

  • Молодая осина

  • Осиновый лес

  • Гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу.

2. Прочитайте и объясните с помощью толкового словаря различие в значении каждой пары слов. Составьте предложение с любым словом: морковь- морковка, желтый – желтоватый.

3. Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов. В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю:

Вот и лето подоспело – земляника покраснела. Земляничка, земляничка – красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек.Но ежели вы жили возле земляничника, значит земляничное варенье вам привычно. Этот вид упражнения позволяет провести наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

4.Однородные члены предложения.

Впишите в предложение подходящие по смыслу слова из толкового словаря. Объясни с помощью толкового словаря значение вставленных слов:

-Тапочки, туфли – это обувь, а … - это мебель.

-Лиса, … - это звери, а … , … - это насекомые и т. д.

Необходимы на уроках русского языка и литературы орфоэпические словари(«Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р.И.Аванесова, «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова,»Словарь ударений русского языка» Р.В. Крыловой и другие. Для выработки и закрепления орфографических навыков у учащихся я предлагаю такие задания:

1.Игра «Диктор».Расставь ударения, произнеси правильно, потом проверь по словарю (договор, алфавит, звонит, хаос, партер, баловать, ломоть, ржаветь и др.)

2.Орфоэпический диктант: правильное произнесение записанных на доске слов.

4.В словах иноязычного происхождения (кофе,такси и др.)учащиеся часто ошибочно определяют род. Здесь может помочь «Школьный словарь иностранных слов»В.В.Одинцова, Г.П. Смолицких и др.

Большую помощь учащимся в овладении русским языком могут оказать «Школьный словарь синонимов русского языка», «Школьный словарь антонимов русского языка»М.Р. Львова, «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П.Жукова. Умение пользоваться этими словарями формирует у учащихся стремление употреблять слова в точном соответствии с их назначением и стилистической характеристикой.

Стараюсь включить работу со словарём в каждый урок. Поэтому 5-7 минут в начале каждого урока (исключая контрольные уроки и уроки развития речи) я отвожу непосредственно работе со словарями. Ребята объясняют значение слова и фразеологизма, правильное правописание, произношение слов, их строение (образование). Все слова я заранее записываю на доске. Мнение ребят мы сравниваем с правильным вариантом и словаря. Здесь же ребята получают задание на дом: найти в словаре значение слова (толковый словарь), правописание (орфографический), произношение (орфоэпический), значение любого фразеологизма (фразеологический) и другие. На следующем уроке задание проверяется и даётся новое. Таким образом, у учащихся вырабатывается умение, а затем и навык работы со словарями. Слова, с которыми школьники работали, выучивались, затем я включаю их в словарные диктанты.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!