Работа на уроках русского языка со словарями разного типа.
Учитель русского языка и литературы МБОУ Яковская ОШ
Грошева Тамара Александровна
Словари вместе с учебником по русскому языку должны стать обязательным пособием учащихся. Ни один язык — будь то родной или неродной — невозможно полноценно изучать без словаря. Только словари могут дать учащемуся все необходимые сведения о слове, помочь ему овладеть основами грамотной устной и письменной речи, постоянно повышать культуру речи, которая в значительной степени определяет общую культуру человека. Знакомство со словарями разных видов начинается с 5-го класса. Я доказываю ученикам, что «словарь, по словам А. Франса, – это книга книг». В кабинете русского языка и литературы в нашей школе словарям у нас отведён целый шкаф. Дети могут по мере необходимости (во время урока и после занятий) обратиться к ним за помощью
Учащиеся при изучении темы «Лексика», «Орфоэпия» работают с толковым словариком, который находится в конце учебника, обращаются к приложениям «Пиши правильно!», «Произноси правильно!».
Виды заданий с использованием словаря в 5-9 классах.
объяснить лексическое значение слова с помощью толкового словаря;
определить слово по данному толкованию (в кроссворде);
дать толкование лексического значения слова путем подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов, рисунков;
распределить слова по тематическим группам;
определить с помощью словаря: однозначными или многозначными являются данные слова;
найти в словаре и в тексте слова, употребленные в переносном значении;
подобрать синонимы к данным словам;
найти омонимы в словаре и составить с ними предложения, показывающие различия в их значении;
дать толкование значений фразеологизмов;
отгадать фразеологизмы по рисункам.
Я разработала орфографические упражнения, которые позволяли обращаться к толковым словарям, как к источникам дидактического материала. Конечно, предлагаемые упражнения использовались в сочетании с другими упражнениями (грамматико-орфографическими, упражнениями по развитию речи). Дело в том, что, экономные по времени, такие упражнения могут «вкрапливаться» в различные уроки русского языка.
Работа над трудными словами
1.Запишите те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям:
2. Прочитайте и объясните с помощью толкового словаря различие в значении каждой пары слов. Составьте предложение с любым словом: морковь- морковка, желтый – желтоватый.
3. Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов. В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю:
Вот и лето подоспело – земляника покраснела. Земляничка, земляничка – красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек.Но ежели вы жили возле земляничника, значит земляничное варенье вам привычно. Этот вид упражнения позволяет провести наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
4.Однородные члены предложения.
Впишите в предложение подходящие по смыслу слова из толкового словаря. Объясни с помощью толкового словаря значение вставленных слов:
-Тапочки, туфли – это обувь, а … - это мебель.
-Лиса, … - это звери, а … , … - это насекомые и т. д.
Необходимы на уроках русского языка и литературы орфоэпические словари(«Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р.И.Аванесова, «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова,»Словарь ударений русского языка» Р.В. Крыловой и другие. Для выработки и закрепления орфографических навыков у учащихся я предлагаю такие задания:
1.Игра «Диктор».Расставь ударения, произнеси правильно, потом проверь по словарю (договор, алфавит, звонит, хаос, партер, баловать, ломоть, ржаветь и др.)
2.Орфоэпический диктант: правильное произнесение записанных на доске слов.
4.В словах иноязычного происхождения (кофе,такси и др.)учащиеся часто ошибочно определяют род. Здесь может помочь «Школьный словарь иностранных слов»В.В.Одинцова, Г.П. Смолицких и др.
Большую помощь учащимся в овладении русским языком могут оказать «Школьный словарь синонимов русского языка», «Школьный словарь антонимов русского языка»М.Р. Львова, «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П.Жукова. Умение пользоваться этими словарями формирует у учащихся стремление употреблять слова в точном соответствии с их назначением и стилистической характеристикой.
Стараюсь включить работу со словарём в каждый урок. Поэтому 5-7 минут в начале каждого урока (исключая контрольные уроки и уроки развития речи) я отвожу непосредственно работе со словарями. Ребята объясняют значение слова и фразеологизма, правильное правописание, произношение слов, их строение (образование). Все слова я заранее записываю на доске. Мнение ребят мы сравниваем с правильным вариантом и словаря. Здесь же ребята получают задание на дом: найти в словаре значение слова (толковый словарь), правописание (орфографический), произношение (орфоэпический), значение любого фразеологизма (фразеологический) и другие. На следующем уроке задание проверяется и даётся новое. Таким образом, у учащихся вырабатывается умение, а затем и навык работы со словарями. Слова, с которыми школьники работали, выучивались, затем я включаю их в словарные диктанты.