«Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». К.Паустовский
Эти слова помогают детям осознать один важный момент: слово – инструмент познания мира.
Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.
Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке, во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов.
На уроках русского языка мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении, речь сегодняшних школьников невыразительна, однообразна, засорена нелитературными словами, пестрит орфоэпически и грамматически неправильными формами слов. Ответы детей на уроках, а также письменные творческие работы говорят о бедности лексического запаса, о неумении владеть словами, близкими и противоположными по значению, чувствовать и понимать переносные значения слов, правильно с точки зрения грамматики сочетать слова.
Обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, обязаны:
а) расширять их активный словарь;
б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации .
Особенностью словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. На уроках русского языка (особенно чтения) дети учатся средствами языка приобретать знания об окружающем их мире природы и общества. Дети учатся наблюдать, думать и выражать в правильной словесной форме мысли о прочитанном, пережитом. Тем самым уроки русского языка способствуют обогащению словаря учащихся, учат их строю речи. Обучаясь специально языку на уроках грамматики и правописания, дети узнают все больше слов, обозначающих предметы, действия, признаки окружающей их жизни, узнают много новых терминов.
Разнообразие форм словарной работы с учетом современных методик повышает качество усвоения материала, обеспечивает мотивацию обучения.
1.Картинный диктант.
Записать названия предметов, изображённых на картинках.
2. Игра «Волшебная лесенка».
Подобрать слова из словаря и заполнить «лесенку».
( Город, ворона, сорока, корова, молоко, воробей)
3. «Толковый словарик»
1. Ящичек для ручек, карандашей. (пенал)
2. Самое любимое время для школьников (каникулы)
3. Собрание однородных предметов. (коллекция)
4. Коллективная поездка, посещение чего-нибудь. (экскурсия)
5. Седьмой день недели. (воскресенье)
6. Помещение, где хранятся и выдаются книги. (библиотека)
4.Шифровка «Убери лишнее».
Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например:
К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш
Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА).
К, Н, П, А, С, Р, О, Т, Ф, К, Д, Ш (НАРОД)
К, Д, П, И, С, В, А, Т, Н, Ш (ДИВАН)
5.Выборочный диктант.
Записать только те слова, которые отвечают на вопрос что?
Воробей, лисица, ягода, посуда, Москва, карандаш, рабочий, Россия, сорока, магазин, собака, тетрадь.
6.Диктант с загадками.
Зимой в берлоге отдыхает.
(медведь)
Кислые и сладкие.
Так и просятся в рот
И в варенье , и в компот.
(ягоды)
Прогнать домой пытается.
Ноя всё равно не уйду,
Помчусь по снегу и по льду.
(мороз)
А как все поднялись, замолчал.
(петух)
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, кисти, скрепки, кнопки-
Что угодно для души.(пенал)
7.Диктант-игра «Цепочка».
Каждое последующее слово должно начинаться ан последнюю букву предыдущего слова.
Алфавит-тетрадь-девочка-абрикос- скоро – огурец-цирк-карандаш-шофёр-рисунок-кровать-театр- ракета-азбука-апельсин-народ-дорога- абажур и т.д.
8. Составить словосочетания и записать их, вставляя пропущенные буквы.
…зык ов…щной
маг…зин железн…д…рожный
лист…я …втобусная
…становка б…гровые
в…кзал ру…кий
9«Добавь гласные»
Живые существа: КРВ (КОРОВА)
ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК)
ЛСЦ (ЛИСИЦА)
ВРБЙ (ВОРОБЕЙ)
Это растёт: БРЗ (БЕРЁЗА)
РХ (ОРЕХ)
ПМДР (ПОМИДОР)
10.КОПИЛКА - МИНУТКА.
Записанных слов должно быть не менее 10. Даётся 1 минута для запоминания слов. Затем слова убираются. Перед детьми ставится задача: вспомнить и записать за 1 мин как можно больше словарных слов..
12. От имён существительных образовать однокоренные имена прилагательные и записать их.
Воробей, берёза, север, морковь, медведь, горох, деревня, барабан, коллектив, молоко, картина, лисица, народ и т.д
Словарная работа на уроках русского языка дает положительные результаты:
-у младших школьников формируется навык написания слов из словаря,
обогащается словарный запас,
-воспитывается внимание к слову, интерес к истории возникновения слов, к овладению богатствами родного языка.
- способствует развитию у младших школьников орфографической зоркости. А результатом применения данных приемов является грамотное письмо.
Поэтому работу над словарными словами следует проводить целенаправленно и систематически в каждом классе.
Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ. Поэтому в работе по усвоению слов с непроверяемыми написаниями особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.
Использованная литература:
1.Э. И. Матекина « Словарные диктанты для начальной школы» ( Ростов –на-Дону, Феникс,2014)
2. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Словарные слова .4 класс» ( АСТ,Астрель, Полиграфиздат,М.,2010)
3. «Русский язык в загадках. 1-4 классы. Разрезные карточки.» сост. М.М Малахова (Волгоград, изд.Учитель2005
4. С.Ю. Кремнева « Словарные диктанты .1-2 классы» ( изд. Экзамен, М., 2008)