СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Работа со словарными словами"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа со словарными словами на уроках усского языка как средство  развития речи школьников и обогащение словарного запаса

Просмотр содержимого документа
«"Работа со словарными словами"»

















































«Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». К.Паустовский



Эти слова помогают детям осознать один важный момент: слово – инструмент познания мира.

Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

  Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке, во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов.

На уроках русского языка мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении, речь сегодняшних школьников невыразительна, однообразна, засорена нелитературными словами, пестрит орфоэпически и грамматически неправильными формами слов. Ответы детей на уроках, а также письменные творческие работы говорят о бедности лексического запаса, о неумении владеть словами, близкими и противоположными по значению, чувствовать и понимать переносные значения слов, правильно с точки зрения грамматики сочетать слова.

Обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, обязаны:

а) расширять их активный словарь;

б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации .

Особенностью словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. На уроках русского языка (особенно чтения) дети учатся средствами языка приобретать знания об окружающем их мире природы и общества. Дети учатся наблюдать, думать и выражать в правильной словесной форме мысли о прочитанном, пережитом. Тем самым уроки русского языка способствуют обогащению словаря учащихся, учат их строю речи. Обучаясь специально языку на уроках грамматики и правописания, дети узнают все больше слов, обозначающих предметы, действия, признаки окружающей их жизни, узнают много новых терминов.



Разнообразие форм словарной работы с учетом современных методик повышает качество усвоения материала, обеспечивает мотивацию обучения.

1.Картинный диктант.

Записать названия предметов, изображённых на картинках.







2. Игра «Волшебная лесенка».

Подобрать слова из словаря и заполнить «лесенку».


о


о



о


о




о


о




о


о




о


о




о


о






( Город, ворона, сорока, корова, молоко, воробей)


3. «Толковый словарик»



1. Ящичек для ручек, карандашей. (пенал)

2. Самое любимое время для школьников (каникулы)

3. Собрание однородных предметов. (коллекция)

4. Коллективная поездка, посещение чего-нибудь. (экскурсия)

5. Седьмой день недели. (воскресенье)

6. Помещение, где хранятся и выдаются книги. (библиотека)



4.Шифровка «Убери лишнее».

Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например:


К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш

Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА).


К, Н, П, А, С, Р, О, Т, Ф, К, Д, Ш (НАРОД)


К, Д, П, И, С, В, А, Т, Н, Ш (ДИВАН)


5.Выборочный диктант.

Записать только те слова, которые отвечают на вопрос что?


Воробей, лисица, ягода, посуда, Москва, карандаш, рабочий, Россия, сорока, магазин, собака, тетрадь.



6.Диктант с загадками.

  • Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

(медведь)

  • Красные и чёрные,

Кислые и сладкие.

Так и просятся в рот

И в варенье , и в компот.

(ягоды)

  • Он щиплется, кусается,

Прогнать домой пытается.

Ноя всё равно не уйду,

Помчусь по снегу и по льду.

(мороз)


  • Сидел на заборе, кричал,

А как все поднялись, замолчал.

(петух)

  • В этой узенькой коробке

Ты найдёшь карандаши,

Ручки, кисти, скрепки, кнопки-

Что угодно для души.(пенал)



7.Диктант-игра «Цепочка».

Каждое последующее слово должно начинаться ан последнюю букву предыдущего слова.


Алфавит-тетрадь-девочка-абрикос- скоро – огурец-цирк-карандаш-шофёр-рисунок-кровать-театр- ракета-азбука-апельсин-народ-дорога- абажур и т.д.





8. Составить словосочетания и записать их, вставляя пропущенные буквы.

зык ов…щной

маг…зин железн…д…рожный

лист…я …втобусная

становка б…гровые

в…кзал ру…кий





9«Добавь гласные»


Живые существа: КРВ (КОРОВА)

ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК)

ЛСЦ (ЛИСИЦА)

ВРБЙ (ВОРОБЕЙ)


Это растёт: БРЗ (БЕРЁЗА)

РХ (ОРЕХ)

ПМДР (ПОМИДОР)


10.КОПИЛКА - МИНУТКА.

Записанных слов должно быть не менее 10. Даётся 1 минута для запоминания слов. Затем слова убираются. Перед детьми ставится задача: вспомнить и записать за 1 мин как можно больше словарных слов..


12. От имён существительных образовать однокоренные имена прилагательные и записать их.

Воробей, берёза, север, морковь, медведь, горох, деревня, барабан, коллектив, молоко, картина, лисица, народ и т.д


Словарная работа на уроках русского языка дает положительные результаты:

-у младших школьников формируется навык написания слов из словаря,

обогащается словарный запас,

-воспитывается внимание к слову, интерес к истории возникновения слов, к овладению богатствами родного языка.

- способствует развитию у младших школьников орфографической зоркости. А результатом применения данных приемов является грамотное письмо.

Поэтому работу над словарными словами следует проводить целенаправленно и систематически в каждом классе.


Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ. Поэтому в работе по усвоению слов с непроверяемыми написаниями особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.














Использованная литература:


1.Э. И. Матекина « Словарные диктанты для начальной школы» ( Ростов –на-Дону, Феникс,2014)

2. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Словарные слова .4 класс» ( АСТ,Астрель, Полиграфиздат,М.,2010)

3. «Русский язык в загадках. 1-4 классы. Разрезные карточки.» сост. М.М Малахова (Волгоград, изд.Учитель2005

4. С.Ю. Кремнева « Словарные диктанты .1-2 классы» ( изд. Экзамен, М., 2008)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!