Работа социального педагога с детьми «группы риска»
Автор:
Социальный педагог МБОУ «СОШ №3 с УИОП»
Павленко Татьяна Евгеньевна
«Человек рождается на свет полным добра, а испортить его могут жизненные обстоятельства» Ж . Ж . Руссо
Актуальность
Рост детской преступности, наркомании; тенденция увеличения числа детей с девиантным поведением; низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних; рост агрессивности несовершеннолетних; нежелание учиться и работать.
Учащиеся "группы риска" – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества; это дети, для которых характерно проявление различных девиаций и существует риск усиления девиантного поведения, как основополагающего, в сознании ребенка, т.е. риск зарождения и развития соответствующих особенностей личности.
Критерии, определяющие «группу риска»
- Медицинские: имеют хронические заболевания внутренних органов, имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи, часто и длительно болеют , состоят на учете у психоневропатолога, перенесли сложные медицинские операции, стрессы.
- Социальные: живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребенку), живут в малообеспеченной семье, в семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые проблемы), проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса, самовольный уход из дома.
- Учебно-педагогические: имеют стойкую неуспеваемость, пропуски занятий без уважительных причин, пропускают отдельные предметы без уважительных причин.
- Поведенческие: нарушение поведения, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями, повышенная тревожность, употребление ПАВ, гиперактивность.
К детям группы риска относятся:
- Социально запущенные дети;
- Социально незащищенные дети;
- Дети из неблагополучных семей;
- Дети с девиантным поведением;
- «Педагогически запущенные» дети;
- Дети-инвалиды;
- Дети на опеке и без попечения родителей;
Взаимодействие с семьями группы риска
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: благополучной или неблагополучной.
«У одного восточного мудреца, который славился не только своим умом, но и большой дружной семьей, как-то спросили: «В чем секрет вашего семейного счастья?» В ответ мудрец написал 33 раза всего лишь одно слово: «терпение»»
Проводя работу с детьми «группы риска», необходимо параллельно вести работу с семьей. Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток.
Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.
1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении. 2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели. 3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели. 4. Классный руководитель обязан поощрять успехи, замечать даже самые незначительные успехи. 5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное. 6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
При работе с неблагополучными семьями классному руководителю необходимо:
1 . Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования). 2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей: - Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности. - Привлечение родителей в качестве активных воспитателей семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой). 3. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей. 4. Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.). 5. Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов. 6. Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность.
Благополучие ребенка в нравственно здоровой семье – основа воспитания личности, важнейший из факторов, препятствующий возникновению отклоняющегося поведения.
«Семья-это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». В.А.Сухомлинский.