Стёпина Татьяна Александровна
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №35 им. К.Д. Воробьева»
Работа учителя-логопеда в условиях общеобразовательной школы
Способность овладения языком является у человека врожденной, но для формирования полноценной речи, ребёнку необходима благоприятная речевая среда. В становлении речи все дети проходят одни и те же этапы, но индивидуальные особенности каждого ребенка накладывают свой отпечаток на картину его речевого развития и могут вызывать отклонения. Эти отклонения чаще всего касаются того возраста, в котором у него возникают те или иные речевые возможности. Мотивируя ребенка к диалоговой речи в раннем возрасте, получая от него, элементарные речевые ответы характерные для младенцев, мы тем самым являемся мощным двигателем речевого развития. Однако так происходит не всегда. Оставляя детей у мониторов телевизоров и компьютеров, умиляясь тому, что наш двухгодовалый ребёнок сам находит мультфильмы в сети Интернет и, казалось бы, с восторгом смотрит и понимает смысл увиденного, тем самым мы создаем иллюзию успешности и социализации маленького человека. При этом ребенок не имеет опыта речевого общения, умения вести диалог, преобразовывать слова - тем самым словарный запас его остается на примитивном уровне. Слыша изо дня в день искусственно насыщенную ошибками речь любимых героев, невольно сам начинает им подрожать.
Казалось бы, самое простое, на первый взгляд нарушение звукопроизношения, может сформировать у ребенка отрицательное отношение к занятиям в школе, непонимание среди сверстников, страх перед ответом, нежелании учиться, иногда даже может привести и к нервному расстройству. Из успешного дома, ребенок становится замкнутым, злым, раздраженным. Грамотная коррекция звукопроизношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и коррегирует у ребенка отклонения в развитии некоторых психологических функций: внимания, слухового восприятия, памяти, самоконтроля.
Нарушения речи многообразны. Существует несколько подходов к анализу речевых нарушений. При этом первостепенное значение приобретает анализ того, какие компоненты языковой системы, данные нарушения затрагивают. Смотрим, распространяется ли дефект на один компонент – фонематический, при котором отмечается преимущественно неправильное произношение звуков (фонем) - фонетическое недоразвитие, или затрагивает еще и фонематическое недоразвитие, когда нарушается не только устная речь, но также чтение и письмо. Может иметь место недоразвитие всей речевой системы – общее недоразвитие речи, в которое входят нарушения произношение и различение звуков, словарного запаса и грамматического строя.
Ребенок – логопат с трудом осваивает навыки чтения и письма, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество дисграфических ошибок. Адаптируя ребенка к школе, мы должны четко помнить, что в первом классе чтение - это предмет изучения, а в последующем - средство обучения. Зачастую родители эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребенок над книгой, обливается слезами, и испытывает к ней тихую ненависть. А причина кроется далеко не на поверхности. Прежде чем заставлять ребенка больше читать, нужно выяснить, в чем исходит причина трудностей. Одна из основных причин – недостаточная сформированность умения узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками, произносить звуки в указанном порядке в виде созвучей, слогов, слов, предложений. Логопед решает эту проблему следующим образом: развивает у ребенка способность декорировать написанное в буквы; буквы в созвучие, созвучие в слог, слог в слово. Эти технические операции, на первом этапе коррекционной работы, поглощают всё внимание ученика, при этом понимание читаемого текста затруднено, на него просто не хватает интеллектуальных сил. Постепенно технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, внимание ребенка концентрируется на понимании смысла прочитанного. Все названные умения формируются поэтапно во времени. На каждом этапе появляются и развиваются конкретные навыки. Переход на последующий этап возможен только тогда, когда ребенок овладеет всеми умениями текущего этапа. И не только овладеет, но и достигнет определенного уровня их автоматизации.
Первый этап – подготовительный. Ребенку предлагается чтение слоговых таблиц по степени трудности и частой встречаемости в словах русского языка.
Слоговая таблица для скорости чтения слогов, чаще всего встречающихся в словах русского языка
утро | вечер | утро | вечер | утро |
Бла | Блэ | Бли | Бло | Блю | Бра | Бра | Брэ | Бри | Бро | Бру | Брю | Бьи |
Бря | Брэ | Вдо | Вду | Вза | Взи | Взо | Взе | Взя | Вко | Вку | Вла | Вья |
Влэ | Вли | Вме | Вми | Вна | Вне | Вну | Вну | Вно | Вра | Вдэ | Вро | Вря |
Вру | Все | Вня | Всю | Вся | Фта | Вте | Вти | В то | Вхо | Вче | Вру | Вье |
Вув | Вме | Виш | Вло | Глу | Для | Гна | Гне | Гну | Гни | Гра | Гре | Гне |
Гри | Гро | Хрю | Гры | Гря | Два | Дво | Дже | Джи | Ждо | Джу | Дву | Дья |
Дли | Гне | Дну | Дра | Дре | Дро | Дру | Дря | Дзо | Зло | Зме | Зна | Зья |
Зра | Зре | Ква | Кве | Кви | Ква | Клее | Кло | Клу | Клю | Кли | Кля | Кью |
Кни | Кно | Кня | Кра | Кре | Кро | Кру | Кря | Кто | Мгу | Мна | Мле | Мно |
Мне | Мни | Мно | Мру | Нра | Кла | Клее | Кли | Кло | Кли | Клы | Клю | Ньи |
Кли | Кне | Пра | Пре | При | Про | Пры | Пря | Вса | Псе | Пси | Пта | Пью |
Пче | Тне | Рва | Рде | Ржа | Сбе | Сби | Сва | Сви | Све | Сву | Свы | Сье |
Свя | Ски | Сда | Сде | Зде | Сдо | Сду | Сжа | Сза | Сже | Сжи | Ска | Све |
Ске | Смо | Смы | Сму | Смы | Сна | Сне | Сни | Спа | Сну | Спи | Спю | Рья |
Спо | Сра | Сре | Сру | Сря | Ста | Сте | Сте | Сти | Стю | Сту | Сто | Рку |
Стя | Ско | Сце | Сча | Сща | Сщи | Сче | Тка | Тле | Тле | Тра | Тре | Тью |
Фля | Три | Трю | Тру | Тры | Трю | Стя | Тща | Тще | Фла | Фли | Фло | Фья |
Хря | Фра | Фря | Фри | Фро | Вфа | Хво | Хле | Хла | Хле | Хло | | Тье |
Шве | Хре | Хри | Хру | Хрю | Хря | Чва | Чре | Чти | Что | Шва | | Чья |
Шпи | Шво | Шка | Шки | Шку | Шла | Шле | Шли | Шлю | Шни | Шпа | | Крья |
Тре | Шра | Шта | Ште | Што | Шту | Хва | Цва | Дза | Шдю | Цву | | Трье |
утро | вечер | утро | вечер |
Стра | Ство | Стро | Вдре | Вдру | Вдрю | Взба | Взбе | Взби |
Взбу | Взбе | Взво | Взде | Взде | Вздо | Взлю | Взле | Взлю |
Взле | Взло | Взды | Взло | Взма | Взму | Взну | Взро | Взры |
Впро | Впра | Впры | Впря | Вспа | Вско | Всла | Всле | Вслу |
Всло | Всла | Вспо | Вспы | Вспя | Вста | Всту | Вско | Втри |
Вство | Встве | Здра | Мгно | Збра | Сбри | Збро | Збру | Згла |
Згно | Сгре | Скво | Скла | Скле | Скло | Скре | Скри | Скру |
Спле | Спра | Скви | Спри | Сплю | Спря | Стра | Стре | Стри |
Второй этап – чтение столбиков слов, словосочетаний, предложений (по методике Мисаренко Г. Г.)
Третий этап работа с текстом. Доведя чтение предложений до нормативных требований, переходим к тексту.
Ко всем этапам работы дается общая рекомендация: при первичном чтении задания, внимание ребенка сконцентрировано на правильном прочтении слогов от первой буквы до последней. Перейдя к чтению слов и словосочетаний – концентрируем внимание на понимании смысла прочитанного. Читая предложения и тексты – обязательно читаем абзац от начала до конца, ища при этом ответ на поставленный вопрос.
В основе возникновения стойких и повторяющихся специфических ошибок в письменных работах детей специалист понимает, что это не вина ребенка: может, но не хочет – это его беда: хочет, но не может. У таких учащихся часто отмечается несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи, нарушения слухового или зрительного внимания, восприятия и памяти, затруднение в переключении с одного вида деятельности на другой.
Современный урок общеобразовательной школы в рамках ФГОС включает разнообразные виды деятельности и дети – логопаты не всегда успевают за темпом урока, «застревают» на каком-то одном моменте и затем, отключаются от последующего хода занятия, зачастую даже не могут вспомнить, что они проходили сегодня. Практика показывает, что любой материал изучается намного легче, когда учитель произносит заветные слова для детей: «А теперь давайте поиграем!» (Приложение №1 Конспект логопедического занятия по теме «Ударение» для учащихся 2 класса с нарушением чтения и письма, обусловленного неярко выраженным общим недоразвитием речи).
Развитие и перспектива дошкольника, успешная адаптация и социализация учащегося, имеющего устное и письменное нарушение речи, во многом зависит от качественно-квалифицированной работы учителя-логопеда, учителя начальной школы, родителей. Беспокоясь о том, кем ребенок будет завтра, нужно не забывать, что кем-то он является уже сегодня. С детьми надо не просто говорить правильно и понятно, а четко знать ответ на вопрос: как говорить, чтобы дети вас слушали и слышали, и как слушать, чтобы дети с вами говорили.
Используемая литература.
Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: Учебн. пособие. — 3-е изд., перераб. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. — 128 с.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». Творческий центр СФЕРА, М., 2006.
Е.В. Мазанова.: Школьный логопункт.: М. Просвещение 2008 г.
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. Учебное пособие. М.: «АЗЪ», 1994 г.
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.– М.: Просвещение, 1989.–223 с.