СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа учителя по формированию гражданской компетентности обучающихся

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день формирование гражданской компетентности в учебном процессе происходит не столько благодаря содержанию учебных дисциплин гуманитарного цикла, сколько благодаря оптимальному подбору педагогом методов обучения, направленных именно на развитие гражданских знаний, качеств, навыков, ценностей. Определение таких методов, а также организационных форм обучения и является одной из важнейших задач современной отечественной и зарубежной педагогики.

Просмотр содержимого документа
«Работа учителя по формированию гражданской компетентности обучающихся»

Доклад учителя ОБЖ Резник З. А. на тему:

«Работа учителя по формированию гражданской компетентности обучающихся»

Компетенция или компетентность в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. В современной педагогической науке встречается ряд достаточно близких по своему содержанию терминов – «гражданская компетентность», «гражданская компетенция», «компетенции гражданственности».

Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» под гражданской компетенцией принято понимать готовность к применению знаний о праве, политике, обществе, государстве, политико-правовых умений и навыков при исполнении различных гражданских ролей. Она направлена на грамотное поведение гражданина в различных политических, правовых и общественных ситуациях. Гражданская компетенция – это совокупность готовности и способности, позволяющих личности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике .

Под «компетенциями гражданственности» принято понимать знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободу и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн).

Проводимые экспериментальное исследование и обобщение источников научно-методической литературы позволяют рассматривать гражданскую компетентность как «суммарный показатель вышеназванных компетенций гражданственности, а также как комплекс гражданских знаний и умений, гражданских качеств; навыков и практического опыта гражданской деятельности, вызванных ориентацией субъекта на реализацию гражданских ценностей».

Одной из задач современной педагогической науки является поиск средств формирования гражданской компетентности у школьников.

Некоторое время формирование гражданской компетентности  в процессе получения, как среднего, образования напрямую связывалось сугубо с содержанием различных учебных дисциплин. Так, по мнению  в ходе изучения истории и обществоведения учащиеся получают представление о духовном развитии человека, о различии понятий «равенство» и «равноправие». Курс ОБЖ дает дополнительные возможности для уточнения и конкретизации важнейших понятий: «мораль», «право», «законность», «ответственность», «достоинство», «честь». Внимание учащихся привлекается к вопросам: жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человеке и природе, человеке и нации, чести и долге, совести, нравственном выборе. При изучении ОБЖ школьники получают общие сведения о стране языка, о ВС которые нас защищают, о национальной стратегии развития ВС, что способствует взаимопониманию и осознанию между значимости вопроса, толерантности. Предмет акцентируют внимание на природных, социальных и экономических аспектах прав человека; на изучении закономерностей природы, пренебрежение которыми ведет к гибельным последствиям; формирует чувство ответственности за мир, сохранение окружающей среды, как в местном, так и глобальном масштабах.

Эффективность процесса формирования гражданской компетентности у обучаемых зависит не от содержания учебной дисциплины, а от правильности подбора методов обучения и воспитания. К таким методам возможно отнести убеждение и разъяснение, положительный пример (демонстрация положительной модели поведения), проблемные ситуации и ситуации достижения успеха, анализ конфликтов, моделей, стилей поведения и принятия решений, демократический диалог и состязательность, педагогический менеджмент, ролевые игры, педагогическое управление лидером и культивирование авторитета, методику коллективных творческих дел, традиций педагогики. 

Особую роль в процессе формирования гражданской компетентности также играет гражданская деятельность (природоохранного, экономического, правового, политического, патриотического и т.д. характера).

Для формирования такого компонента гражданской компетентности как гражданское самосознание многие педагоги особо выделяют метод изучения биографий (или изучения личных документов). Он позволяет исследовать субъективные стороны общественной жизни. Он фиксирует личные отношения человека к тем социальным процессам, социально-психологическим ситуациям, в которые он был включен опосредованно или непосредственно. Все эти формы биографического метода с разной степенью глубины и особенности позволяют выявить специфику жизненного опыта человека, характер реализации его жизненных сил в процессе совместной жизнедеятельности с другими людьми.

Также, по мнению ряда исследователей в области педагогической науки, в процессе формирования гражданской компетентности крайне важно использовать метод беседы. Беседа о гражданственности – это разговор коллектива идейных единомышленников. Главная цель беседы – вызвать у молодежи увлечение, которое нужно превратить в стремление и подвести к мыслям, что главное в жизни – оставить после себя след на земле – извечная мечта настоящего человека.

Следует также отметить, что на уроках ОБЖ процесс формирования гражданской компетентности происходит в нескольких направлениях – как формирование экологической, правовой, политической культуры обучаемых и т.д. 

Так, например, в ходе изучения темы «Основные загрязнители окружающей среды» обучающимся предлагается проектная работа «Не будь распространителем мусора!». Обучаемые участвуют в различных формах индивидуальной, парной и групповой работы – они отвечают на вопросы викторины, предложенной преподавателем, разрабатывают свой глоссарий по теме занятия, а также создают и защищают перед группой эскизы «дорожных знаков, которые призывали бы население Земли не мусорить»! Как показывает опыт, занятие всегда проходит интенсивно, обучающиеся активно работают, обсуждают действительно важные для каждого из них, наболевшие проблемы загрязнения окружающей среды. 

Поскольку согласно рабочей программе дисциплины и календарно-тематическому планированию данное занятие проводится в апреле месяца, активное обсуждение экологических проблем не остается голословным, оно формирует мотивацию к осуществлению деятельности природоохранного характера (одному из важнейших видов гражданской деятельности) – обучающиеся охотно участвуют в субботниках, занимаются озеленением территории около школы.

Способствует формированию гражданской компетентности средствами урока ОБЖ и использование разнообразных ролевых игр, в частности воспроизводящих элементы правовой деятельности (одной из наиболее популярных является – «Суд» в разных направлениях). Следует заметить, что подобные формы учебной деятельности возможно использовать и на занятиях по другим дисциплинам – химии, биологии, экологии, географии, обществознанию, истории и т.д.

Обобщая всё вышесказанное, можно прийти к тому выводу, что на сегодняшний день формирование гражданской компетентности в учебном процессе происходит не столько благодаря содержанию учебных дисциплин гуманитарного цикла, сколько благодаря оптимальному подбору педагогом методов обучения, направленных именно на развитие гражданских знаний, качеств, навыков, ценностей. Определение таких методов, а также организационных форм обучения и является одной из важнейших задач современной отечественной и зарубежной педагогики.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!