СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа в группе как одна из форм интерактивного обучения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом совете гимназии преследует цель поделиться с коллегами своими наработками по вопросу использования групповых методик работы на уроках русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Работа в группе как одна из форм интерактивного обучения»

Кузьменко И.В., учитель русского языка и литературы

Материалы к выступлению на методсовете

Тема доклада: «Работа в группе как одна из форм интерактивного обучения»

В сотрудничестве, под руководством,

с чьей-то помощью ребенок всегда

может сделать больше, чем

самостоятельно…

Л.С. Выготский

Существует 2 основных фактора, определяющих для учителя – словесника актуальность работы обучающихся в группе:

1. Проблема удержания внимания. Известно, что если не поддерживать внимание ребенка на уроке с помощью специальных приемов, то интенсивность восприятия информации угасает уже на 4 минуте. Следовательно, чем большим арсеналом педагогических средств обладает учитель, тем более успешно он решает проблему поддержания внимания обучающихся .

2. Проблема обучения кинестетиков. Как правило, основная аудитория словесника – аудиалы и визуалы. Проблема обучения кинестетиков на уроках языка и литературы стоит достаточно остро, т. к. кинестетик ориентирован на осязательный канал восприятия информации, связанный с тактильными ощущениями и тесным общением с партнерами. И именно работа в группе помогает детям – кинестетикам включиться в активный процесс обучения.

Является ли работа в группе ведущим методом ведения современного урока? Безусловно, нет. Как и любая методика, групповая работа имеет свои плюсы и минусы:

Помимо вышеперечисленных, можно выделить еще несколько положительных моментов работы детей в группе:

  • Учащиеся приобретают навыки коммуникативной компетентности.

  • Совершенствуют межличностные отношения в классе.


А вот среди недостатков можно назвать:

  • Шум.

  • Невозможность проследить за степенью участия в работе каждого.

  • Есть немотивированные дети, которые будут отсиживаться.

  • Иногда личная несовместимость тормозит работу в группе.

  • Материальные затраты со стороны учителя.

Академическая педагогика предлагает довольно внушительный перечень видов групповой работы. Остановлюсь только на тех, которые, на мой взгляд, имеют реальную практическую значимость и, пройдя апробацию, показали свою эффективность на уроках русского языка и литературы.

  1. Мозговой штурм.

  • Используется для генерации идей.

  • Соблюдается жесткий регламент.

  • Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста)

  • После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады/сообщения от разных групп.


Формы работы по данной методике:



  1. «Пинг – понг».

Группы перебрасываются вопросами

  • Подобрать синонимы

  • Подобрать антонимы

  • НН в причастиях и прилагательных…

  • Только наречия (причастия…)

  • «Четвертый лишний»

  • «Лови ошибку»

  1. «Продолжи»

  • Каждая группа должна составить связный текст на заданную тему. Текст создается по цепочке: каждый участник составляет одно предложение.

4.«Пресс-конференция»

  • Каждая группа составляет вопросы по тексту. Группы работают над разными частями одного текста.

  • Устраивается пресс-конференция литературного героя (Гринева, Маши Мироновой, Пугачева…).

5.«Проект»

  • Инсценировать диалог, в основе которого слова из орфоэпического минимума ЕГЭ.

  • Инсценировать пословицу.

  • Сцена из литературного произведения.

  • Снять рекламу.

6.«Своя опора»

  • Группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата.

  • Презентация литературного героя (коллаж с использованием заготовок).


Итак, подводя итоги, можно констатировать, что работа обучающихся в группе:


  • Позволяет решить проблему удержания внимания


  • Способствует привитию интереса к предмету в средней школе



  • Помогает социализации обучающихся


  • Эффективна на любом из этапов урока



Закончить свое выступление хочу словами И.Г. Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».