До начала урока ребята разделились на группы, выбрав тот или иной вариант произношения слов во фразе «Все будет хорошо!». Как вы понимаете, у нас получилось три группы. В дальнейшем каждая из команд работала над изучением особенностей того или иного наречия и говора.
На этапе актуализации знаний был представлен ролик из нарезок советских фильмов. Проблемный диалог помог ребятам выйти на тему урока.
Я считаю очень важным умением уметь ставить цели, поэтому сначала это сделала я, а затем предложила это сделать ученикам в их листах достижений. Большинство целей было им предложено, но у них была возможность дописать цели самостоятельно. В конце урока ребята вернулись к этим целям и отметили, удалось ли их достичь.
На своих уроках я использую прием EduScram. Его элементы были представлены на этапе работы с изучением нового материала. Прием предполагает достижение общего результата в командной работе, где есть четкие правила и распределение ролей. Результаты продвижения команды к общей цели отображаются на скрам-доске. В нашем случае это доска адаптированная, с меньшим количеством делений.
Мы с вами могли наблюдать, как продвигаются ученики, работая в тесном сотрудничестве и коммуницируя между собой, применяя критическое мышление для осмысления информации.
В ходе работы ребята научились выявлять фонетические и грамматические особенности наречий и говора.
Карта, которая в итоге получилась у всего класса, позволила сделать новое открытие и пополнить знания о том, что лингвистами создана карта диалектов русского языка, с которой, собственно говоря, они и работали.
Но, помимо грамматических и фонетических особенностей, необходимо было поработать и с лексическими различиями наречий и говора. Для этого я познакомила ребят с разработкой Яндекса: интерактивная карта, которая была составлена совместно с лингвистами Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН. Эта работа позволяет развивать языковую интуицию учащихся, а также привела нас к пониманию и лексических различий в наречиях и говоре.
Для лучшего понимания темы на доске была составлена интеллект-карта, которая позволила систематизировать знания о диалекте, наречиях и говоре.
Домашнее задание дифференцированное, для раскрытия различных возможностей учеников. Выполнение последнего – составить собственный текст, направлено на формирование креативной компетенции.
На мой взгляд, у меня получилось достичь поставленных задач.