СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа в команде. «Диалект как часть общенародного языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

До начала урока ребята разделились на группы, выбрав тот или иной вариант произношения слов во фразе «Все будет хорошо!». Как вы понимаете, у нас получилось три группы. В дальнейшем каждая из команд работала над изучением особенностей того или иного наречия и говора.

На этапе актуализации знаний был представлен ролик из нарезок советских фильмов. Проблемный диалог помог ребятам выйти на тему урока. 

Я считаю очень важным умением уметь ставить цели, поэтому сначала это сделала я, а затем предложила это сделать ученикам в их листах достижений. Большинство целей было им предложено, но у них была возможность дописать цели самостоятельно. В конце урока ребята вернулись к этим целям и отметили, удалось ли их достичь.

На своих уроках я использую прием EduScram. Его элементы были представлены на этапе работы с изучением нового материала. Прием предполагает достижение общего результата в командной работе, где есть четкие правила и распределение ролей. Результаты продвижения команды к общей цели отображаются на скрам-доске. В нашем случае это доска адаптированная, с меньшим количеством делений. 

Мы с вами могли наблюдать, как продвигаются ученики, работая в тесном сотрудничестве и коммуницируя между собой, применяя критическое мышление для осмысления информации.

В ходе работы ребята научились выявлять фонетические и грамматические особенности наречий и говора. 

Карта, которая в итоге получилась у всего класса, позволила сделать новое открытие и пополнить знания о том, что лингвистами создана карта диалектов русского языка, с которой, собственно говоря, они и работали.

Но, помимо грамматических и фонетических особенностей, необходимо было поработать и с лексическими различиями наречий и говора. Для этого я познакомила ребят с разработкой Яндекса: интерактивная карта, которая была составлена совместно с лингвистами Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.   Эта работа позволяет развивать языковую интуицию учащихся, а также  привела нас к пониманию и лексических различий в наречиях и говоре. 

Для лучшего понимания темы на доске была составлена интеллект-карта, которая позволила систематизировать знания о диалекте, наречиях и говоре. 

Домашнее задание дифференцированное, для раскрытия различных возможностей учеников. Выполнение последнего – составить собственный текст, направлено на формирование  креативной компетенции. 

На мой взгляд, у меня получилось достичь поставленных задач. 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Работа в команде. «Диалект как часть общенародного языка»»

Технологическая карта открытого урока

Учитель-Новичихина В. А.

Предмет-русский язык.

Класс-10.

Количество учащихся-12 человек.



Тема урока – «Диалект как часть общенародного языка»

Цель урока-расширить представление о диалекте как разновидности русского языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной общностью.

Задачи урока:

личностные УУД: мотивировать образовательную деятельность обучающихся; формировать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности обучающихся; развивать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; воспитывать патриотизм, гражданственность, бережное отношение и интерес к языку;

предметные УУД: формировать умение распознавать единицы языка (диалект, наречие, говор) и видеть взаимосвязь и отличие между ними на основе лингвистического эксперимента, связанного с социальными функциями языка;

метапредметные УУД: развивать умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; формировать коммуникативную компетенцию обучающихся; научить извлекать (в том числе самостоятельно) и перерабатывать необходимую информацию из различных источников; соблюдать культуру публичной речи; выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи.

Тип урока: урок-усвоение новых знаний.

Оборудование урока: мультимедийные ресурсы (презентация, видео сюжет), электронные ресурсы (тематические сайты), раздаточный материал для групповой работы, технические средства обучения (ноутбуки на каждого, интерактивная доска).



Этап

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

1. Самоопределение к деятельности. Организационный этап.

Учитель просит выбрать одну из выбранных для урока фраз и занять свои места.

Учитель представляется и приветствует обучающихся.

Ученики занимают свое рабочее место в зависимости от выбранной для урока фразы.

Мотивация образовательной деятельности обучающихся

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Учитель предлагает вниманию обучающихся интерактивную карту и видео ролик.

Педагог задает проблемные вопросы.

Отвечают на вопросы.

Использование

адекватных языковых средств для отображения своих мыслей.

Воспитывать патриотизм, гражданственность, бережное отношение и интерес к языку

3. Постановка учебной задачи.


В процессе проблемного диалога у обучающихся возникает затруднение.

Учитель помогает сформулировать тему урока.

Отвечают на вопросы, высказывают предположения.

Формирование умения распознавать единицы языка (диалект).

4. Построение проекта выхода из затруднения


Учитель помогает сформулировать цель и задачи урока. Прикрепляет формулировки на флипчарте.

Обучающиеся ставят перед собой цель и задачи урока.


Выделяют и формулируют познавательную цель, планируют свою деятельность.

Педагог предлагает каждой команде задание.


Ученики работают с материалами и создают таблицу, демонстрирующую фонетические и грамматические особенности северного и южного наречий, особенности среднерусского говора.

Умение извлекать информацию из различных источников и переводить ее в формат таблицы.

5. Первичное закрепление

Учитель приглашает представителя от каждой группы для защиты командной работы.

Педагог просит оценивать работу команды.





Ученик каждой группы представляет свою работу, прикрепляет результаты на доске.

Во время защиты ученики другой команды оценивают правильность выполнения работы по ключам.

Формирование умения распознавать единицы языка (диалект, наречие, говор).

Результатом работы всех команд является карта северного и южного наречий, среднерусского говора.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Учитель просит проверить знания по изученной теме. Для этого необходимо открыть сайт https://yandex.ru/company/researches/2021/local-words и пройти тест на знание диалектных слов, применяемых в различной области.

Ученики выполняют работу самостоятельно.

При необходимости проверяют слова в онлайн словаре.

Формирование языковой интуиции.

Воспитывать патриотизм, гражданственность, бережное отношение и интерес к языку

7. Рефлексия деятельности


Педагог просит оценить достигнутые результаты.

Рефлексия деятельности.

Развивать умение оценивать результаты своей деятельности

8. Оценивание

Педагог выставляет отметки обучающимся.

Учащиеся выражают свое мнение об отметках за урок (при необходимости).

Формирование умение выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи.

9. Домашнее задание

Педагог предлагает стать участников международного проекта и внести свой вклад в распространение информации о диалектах нашей страны.

https://yandex.ru/company/researches/2021/local-words

Ученики получают домашнее задание.

Мотивация для продолжения работы с результатами своего языкового исследования.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!