До начала урока ребята разделились на группы, выбрав тот или иной вариант произношения слов во фразе «Все будет хорошо!». Как вы понимаете, у нас получилось три группы. В дальнейшем каждая из команд работала над изучением особенностей того или иного наречия и говора.
На этапе актуализации знаний был представлен ролик из нарезок советских фильмов. Проблемный диалог помог ребятам выйти на тему урока.
Я считаю очень важным умением уметь ставить цели, поэтому сначала это сделала я, а затем предложила это сделать ученикам в их листах достижений. Большинство целей было им предложено, но у них была возможность дописать цели самостоятельно. В конце урока ребята вернулись к этим целям и отметили, удалось ли их достичь.
На своих уроках я использую прием EduScram. Его элементы были представлены на этапе работы с изучением нового материала. Прием предполагает достижение общего результата в командной работе, где есть четкие правила и распределение ролей. Результаты продвижения команды к общей цели отображаются на скрам-доске. В нашем случае это доска адаптированная, с меньшим количеством делений.
Мы с вами могли наблюдать, как продвигаются ученики, работая в тесном сотрудничестве и коммуницируя между собой, применяя критическое мышление для осмысления информации.
В ходе работы ребята научились выявлять фонетические и грамматические особенности наречий и говора.
Карта, которая в итоге получилась у всего класса, позволила сделать новое открытие и пополнить знания о том, что лингвистами создана карта диалектов русского языка, с которой, собственно говоря, они и работали.
Но, помимо грамматических и фонетических особенностей, необходимо было поработать и с лексическими различиями наречий и говора. Для этого я познакомила ребят с разработкой Яндекса: интерактивная карта, которая была составлена совместно с лингвистами Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН. Эта работа позволяет развивать языковую интуицию учащихся, а также привела нас к пониманию и лексических различий в наречиях и говоре.
Для лучшего понимания темы на доске была составлена интеллект-карта, которая позволила систематизировать знания о диалекте, наречиях и говоре.
Домашнее задание дифференцированное, для раскрытия различных возможностей учеников. Выполнение последнего – составить собственный текст, направлено на формирование креативной компетенции.
На мой взгляд, у меня получилось достичь поставленных задач.
Просмотр содержимого документа
«Работа в команде. «Диалект как часть общенародного языка»»
Технологическая карта открытого урока
Учитель-Новичихина В. А.
Предмет-русский язык.
Класс-10.
Количество учащихся-12 человек.
Тема урока – «Диалект как часть общенародного языка»
Цель урока-расширить представление о диалекте как разновидности русского языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной общностью.
Задачи урока:
личностные УУД: мотивировать образовательную деятельность обучающихся; формировать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности обучающихся; развивать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; воспитывать патриотизм, гражданственность, бережное отношение и интерес к языку;
предметные УУД: формировать умение распознавать единицы языка (диалект, наречие, говор) и видеть взаимосвязь и отличие между ними на основе лингвистического эксперимента, связанного с социальными функциями языка;
метапредметные УУД: развивать умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; формировать коммуникативную компетенцию обучающихся; научить извлекать (в том числе самостоятельно) и перерабатывать необходимую информацию из различных источников; соблюдать культуру публичной речи; выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи.
Тип урока: урок-усвоение новых знаний.
Оборудование урока: мультимедийные ресурсы (презентация, видео сюжет), электронные ресурсы (тематические сайты), раздаточный материал для групповой работы, технические средства обучения (ноутбуки на каждого, интерактивная доска).
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный этап. | Учитель просит выбрать одну из выбранных для урока фраз и занять свои места. Учитель представляется и приветствует обучающихся. | Ученики занимают свое рабочее место в зависимости от выбранной для урока фразы. | Мотивация образовательной деятельности обучающихся |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Учитель предлагает вниманию обучающихся интерактивную карту и видео ролик. Педагог задает проблемные вопросы. | Отвечают на вопросы. | Использование адекватных языковых средств для отображения своих мыслей. Воспитывать патриотизм, гражданственность, бережное отношение и интерес к языку |
3. Постановка учебной задачи. | В процессе проблемного диалога у обучающихся возникает затруднение. Учитель помогает сформулировать тему урока. | Отвечают на вопросы, высказывают предположения. | Формирование умения распознавать единицы языка (диалект). |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Учитель помогает сформулировать цель и задачи урока. Прикрепляет формулировки на флипчарте. | Обучающиеся ставят перед собой цель и задачи урока. | Выделяют и формулируют познавательную цель, планируют свою деятельность. |
Педагог предлагает каждой команде задание. | Ученики работают с материалами и создают таблицу, демонстрирующую фонетические и грамматические особенности северного и южного наречий, особенности среднерусского говора. | Умение извлекать информацию из различных источников и переводить ее в формат таблицы. |
5. Первичное закрепление | Учитель приглашает представителя от каждой группы для защиты командной работы. Педагог просит оценивать работу команды. | Ученик каждой группы представляет свою работу, прикрепляет результаты на доске. Во время защиты ученики другой команды оценивают правильность выполнения работы по ключам. | Формирование умения распознавать единицы языка (диалект, наречие, говор). Результатом работы всех команд является карта северного и южного наречий, среднерусского говора. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Учитель просит проверить знания по изученной теме. Для этого необходимо открыть сайт https://yandex.ru/company/researches/2021/local-words и пройти тест на знание диалектных слов, применяемых в различной области. | Ученики выполняют работу самостоятельно. При необходимости проверяют слова в онлайн словаре. | Формирование языковой интуиции. Воспитывать патриотизм, гражданственность, бережное отношение и интерес к языку |
7. Рефлексия деятельности | Педагог просит оценить достигнутые результаты. | Рефлексия деятельности. | Развивать умение оценивать результаты своей деятельности |
8. Оценивание | Педагог выставляет отметки обучающимся. | Учащиеся выражают свое мнение об отметках за урок (при необходимости). | Формирование умение выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи. |
9. Домашнее задание | Педагог предлагает стать участников международного проекта и внести свой вклад в распространение информации о диалектах нашей страны. https://yandex.ru/company/researches/2021/local-words | Ученики получают домашнее задание. | Мотивация для продолжения работы с результатами своего языкового исследования. |