СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работая программа по информатике 5-9 класс Л.Л. Босова

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работая программа по информатике 5-9 класс Л.Л. Босова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 Карасукского района Новосибирской области


















Рабочая программа по учебному предмету «Информатика», для обучающихся на уровне основного общего образования

срок освоения 5 лет












Составитель:

Красильникова Ольга Александровна

учитель информатики

Уровен



















  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Информатика»

Формирование универсальных учебных действий

5 - 6 класс

Личностные универсальные учебные действия:

5 класс

6 класс

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;


  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.



7 класс

8 класс

9 класс

приобретение опыта использования электронных средств в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
 повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ;

 рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера;

 организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств.


  • владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например, критическая оценка информации в СМИ;

  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;

  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;

  • повышения своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.


  • владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ;

  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов.



Коммуникативные универсальные учебные действия:

критерий

5 класс

6 класс

Обучающийся сможет

  • задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия;

  • формулировать свои затруднения, собственное мнение, слушать собеседника;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

  • общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности;

  • придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

  • вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить.

  • ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • формулировать собственное мнение, слушать собеседника;– разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • определять общую цель и пути ее достижения.


критерий

7 класс

8 класс

9 класс

Обучающийся сможет

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.


Познавательные универсальные учебные действия:

Критерий

5 класс

6 класс

Обучающийся сможет

  • работать с учебником;

  • обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и способах её получения человеком из окружающего мира;

  • основы ИКТ-компетентности, актуализация и систематизация представлений об основных устройствах компьютера и их функциях, расширение представления о сферах применения компьютеров;

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • актуализировать и структурировать общие представления учащихся о программном обеспечении компьютера, иметь навыки управления компьютером;

  • ставить и формулировать проблемы, понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой;

  • осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  • умение применять таблицы для представления разного рода однотипной информации;

  • умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные;

  • умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых;

  • умение анализировать и делать выводы.

  • использовать общие приемы решения поставленных задач;

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;

  • осознанно строить сообщения в устной форме;

  • ставить и формулировать проблемы;

  • осознанно строить сообщения в устной форме;

  • искать и выделять необходимую информацию из различных источников;

  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;


критерий

7 класс

8 класс

9 класс

Обучающийся сможет

основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.речи.

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.






Регулятивные универсальные учебные действия:

критерий

5 класс

6 класс

Обучающийся сможет

  • формулировать и удерживать учебную задачу;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • преобразовывать практическую задачу в образовательную;

  • формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия по созданию и сохранению файлов;

  • вносить в процессе работы необходимые изменения и дополнения;

  • выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • преобразовывать практическую задачу в образовательную;

  • способность к мобилизации сил и энергии;

  • применять установленные правила в работе с координатной плоскостью;

  • контроль и самоконтроль;

  • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

  • составление плана и последовательности действий;

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.


критерий

7 класс

8 класс

9 класс

Обучающийся сможет

целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временно2й перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.





Предметные результаты (по каждому разделу):

5 класс

Базовый (научится)

Повышенный (получит возможность научится)

Информация и способы её представления



  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;

  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • сформировать представление о способах кодирования информации;

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

Информационные технологии

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;

  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

  • овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

  • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

6 класс

Информационное моделирование

Базовый (научится)

Повышенный (получит возможность научится)

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

  • сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Элементы алгоритмизации

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;


7 класс

Базовый (научится)

Повышенный (получит возможность научится)

Информация и способы её представления

• использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

• описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;

• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

• кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

• использовать основные способы графического представления числовой информации.

• познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием;

• узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;

• познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;

• познакомиться с двоичной системой счисления;

• познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.

Использование программных систем и сервисов

• базовым навыкам работы с компьютером;

• использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);

• знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.

• познакомиться с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;

• научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;

• познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).

Обработка текстовой информации

  • • применять основные правила создания текстовых документов;

  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать формулы;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;

осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.

Обработка графической информации

  • определять компьютерную графику, формат графического файла; 

  • находить разницу между растровым и векторным способами представления изображения;

определять основное различие универсальных графических форматов;

  • самостоятельно определять формат графического файла;

  • осуществлять основное различие универсальных графических форматов.

Мультимедиа

  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;

  • создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;

создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками;

  • научаться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;

  • демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.

8 класс

Базовый (научится)

Повышенный (получит возможность научится)

Математические основы информатики

  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;

  • кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;

  • оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);

  • определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);

  • определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;

  • записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;

  • определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;

  • использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);

  • описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);

  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;

  • использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).


  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

  • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита

  • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;

  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;

  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;

  • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.

  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;

  • познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов

научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

Основы алгоритмической культуры

• понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;

• строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;

• понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);

• составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

• использовать логические значения, операции и выражения с ними;

• понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

• создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины.


познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;

• создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне её;

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Начала программирования

  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.

  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

9 класс

Базовый (научится)

Повышенный (получит возможность научится)

Моделирование и формализация

  • различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;

  • осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;

  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

  • определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

  • приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично-организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;

  • строить табличные информационные модели по словесному описанию объектов и их свойств.

Алгоритмизация и программирование

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;

  • исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;

  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;

  • исполнять алгоритмы с ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;

определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке.

  • исполнять записанные на алгоритмическом языке линейный, разветвляющиеся, цикли­ческие алгоритмы;

  • разрабатывать в среде формального исполнителя ко­роткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

  • разрабатывать и записывать на языке программирова­ния эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгорит­мические конструкции.

  • систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

научиться проводить обработку большого массива дан­ных с использованием электронных таблиц.

Обработка числовой информации

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;

строить диаграммы и графики в электронных таблицах.

Работа в информационном пространстве

  • базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;

  • • организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;

  • • основам соблюдения норм информационной этики и права.

  • познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;

  • познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

  • узнать о том, что в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты;

  • получить представление о тенденциях развития ИКТ.



2.Содержание учебного предмета.

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6 классах основной школы определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами).

Раздел 1. Информация и способы её представления (9 часов)

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Раздел 2. Информационные технологии (23 часа)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Раздел 3. Информационное моделирование (22 часа)

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Раздел 4. Элементы алгоритмизации (10 часов)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

Резерв – 4 часа


Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7-9 классах основной школы определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами).

7 класс

Раздел 1. Информация и способы её представления (9 часов)

Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Раздел 2. Использование программных систем и сервисов (7 часов)

Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики.

Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные комплексы. Роботизированные производства, аддитивные технологии (3D-принтеры).

Программное обеспечение компьютера.

Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой природе.

История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры.

Техника безопасности и правила работы на компьютере.

Раздел 3. Обработка текстовой информации (8 часов)

Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ).

Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений.

Проверка правописания, словари.

Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.

Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Реферат и аннотация.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Раздел 4. Обработка графической информации (5 часов)

Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности.Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования.

Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).

Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.

Раздел 5. Мультимедиа (4 часа)

Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и ви­део как составляющие мультимедиа Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов Звуки и видеоизображения Компо­зиция и монтаж. Возможность дискретного представ­ления мультимедийных данных.

Резерв – 1 час


8 класс

Раздел 1. Математические основы информатики (13 часов)

Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления.

Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.

Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную.

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.

Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.

Арифметические действия в системах счисления.

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики

Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите.

Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения.

Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций.

Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.

Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность).Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики. Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера.

Раздел 2. Основы алгоритмической культуры (10 часов)

Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.

Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем. Программное управление самодвижущимся роботом.

Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке. Системы программирования. Средства создания и выполнения программ.

Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.

Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.

Алгоритмические конструкции

Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.

Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.

Выполнение и невыполнениеусловия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.

Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.

Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.

Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных алгоритмических языках.

Раздел 3. Начала программирования (10 часов)

Оператор присваивания. Представление о структурах данных.

Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.

Примеры задач обработки данных:

  • нахождение минимального и максимального числа из двух,трех, четырех данных чисел;

  • нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;

  • заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел;

  • нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива;

  • нахождение минимального (максимального) элемента массива.

Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде программирования.

Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.

Резерв – 1 час

9 класс

Раздел 1. Моделирование и формализация (9 часов)

Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования.Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Использование компьютеров при работе с математическими моделями.

Компьютерные эксперименты.

Примеры использования математических (компьютерных) моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проверка на простых примерах (тестирование), проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент. Вставка, удаление и замена элемента.

Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер).

Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина, последующие вершины. Поддерево. Высота дерева. Бинарное дерево. Генеалогическое дерево.

Раздел 2. Алгоритмизация и программирование (10 часов)

Этапы решения задачи на компьютере.

Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах счисления, нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида).

Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование.

Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).

Знакомство с документированием программ. Составление описание программы по образцу.

Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных. Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку большого объема данных.

Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату. Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул.

Робототехника

Робототехника – наука о разработке и использовании автоматизированных технических систем. Автономные роботы и автоматизированные комплексы. Микроконтроллер. Сигнал. Обратная связь: получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.

Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т.п.).

Автономные движущиеся роботы. Исполнительные устройства, датчики. Система команд робота. Конструирование робота. Моделирование робота парой: исполнитель команд и устройство управления. Ручное и программное управление роботами.

Пример учебной среды разработки программ управления движущимися роботами. Алгоритмы управления движущимися роботами. Реализация алгоритмов "движение до препятствия", "следование вдоль линии" и т.п.

Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота, отладка программы управления роботом Влияние ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления роботом.

.

Раздел 3. Обработка числовой информации (7 часов)

Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул при копировании. Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм.

Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в готовой базе. Связи между таблицами.

Раздел 4. Работа в информационном пространстве. (7часов)

Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная система имен. Сайт. Сетевое хранение данных. Большие данные в природе и технике (геномные данные, результаты физических экспериментов, Интернет-данные, в частности, данные социальных сетей). Технологии их обработки и хранения. Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы. Поисковые машины

Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др.

Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция и др.

Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация личного информационного пространства.

Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики и ИКТ. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков и др.) и компьютерной эры (языки программирования, адресация в сети Интернет и др.).

Резерв – 1 час








3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

5 класс

п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов

Раздел 1 «Информация и способы её представления» 9

1

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

2

Входная контрольная работа.

1

3

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией Ввод информации в память компьютера. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

1

4

Управление компьютером.

Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»

1

5

Хранение информации.

Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы»

1

6

Передача информации.

1

7

Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»

1

8

В мире кодов. Способы кодирования информации

1

9

Метод координат.

1

Раздел 2 «Информационные технологии» 23

10

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

1

11

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

Практическая работа №5 «Вводим текст»

1

12

Редактирование текста.

Практическая работа №6 «Редактируем текст»

1

13

Текстовый фрагмент и операции с ним.

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»

1

14

Форматирование текста.

Практическая работа №8 «Форматируем текст»

1

15

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2)

1

16

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4)

1

17

Разнообразие наглядных форм представления информации

1

18

Диаграммы.

Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

1

19

Компьютерная графика. Графический редактор Paint

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

1

20

Преобразование графических изображений

Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

1

21

Создание графических изображений.

Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

1

22

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации

1

23

Списки – способ упорядочивания информации.

Практическая работа №14 «Создаём списки»

1

24

Поиск информации.

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

1

25

Кодирование как изменение формы представления информации

1

26

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №19 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор».

1

27

Преобразование информации путём рассуждений

1

28

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

1

29

Табличная форма записи плана действий.


30

Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (Задание 1)

1

31

Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (Задание 2)

1

32

Выполнение итогового мини-проекта.

Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»


Итоговое повторение 2

33

Стандартизированная контрольная работа.

1

34

Итоговый урок

1


6 класс

п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов

Раздел 3 «Информационное моделирование» 22

1

Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира. Файлы и папки. Практическая работа №1 «Работаем с объектами файловой системы».

1

2

Входная контрольная работа.

1

3

Классификация компьютерных объектов

Практическая работа №2 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов».

1

4

Способы познания окружающего мира.

Практическая работа №3 «Создаем компьютерные документы».

1

5

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.


Практическая работа №4 «Конструируем и исследуем графические объекты».

1

6

Определение понятия.

Практическая работа №5 «Конструируем и исследуем графические объекты».

1

7

Объекты операционной системы. Практическая работа №6 «Работаем с основными объектами операционной системы».

1

8

Разнообразие отношений объектов и их множеств.

Отношения между множествами.

Практическая работа №7 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задание 1-3).

1

9

Отношение «входит в состав». Практическая работа №7 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задание 5-6).

1

10

Разновидности объекта и их классификация.

1

11

Системы объектов. Состав и структура системы.

1

12

Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №8 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора».

1

13

Персональный компьютер как система.

Практическая работа №9 «Создаем компьютерные документы».

1

14

Информационное моделирование как метод познания.

Практическая работа №10 «Создаём графические модели».

1

15

Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные).

Практическая работа №11 «Создаем словесные модели».

1

16

Математические модели.

Практическая работа №12 «Создаём многоуровневые списки».

1

17

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.

Практическая работа №13 «Создаем табличные модели».

1

18

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.

Практическая работа №14 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре».

1

19

Графики и диаграммы.

Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

Практическая работа №15 «Создаем модели – графики и диаграммы» (Задание 1-4).

1

20

Создание информационных моделей – диаграмм.

Практическая работа №15 «Создаем модели – графики и диаграммы» (Задание 5-7).

1

21

Многообразие схем.

Практическая работа №16 «Создаём модели – схемы, графы и деревья».

1

22

Информационные модели на графах.

Использование графов при решении задач.

1


Раздел 4 «Элементы алгоритмизации» 10

23

Что такое алгоритм.

1

24

Исполнители вокруг нас

Практическая работа № 17 «Работа в среде исполнителя Кузнечик».

1

25

Формы записи алгоритмов

1

26

Линейные алгоритмы.

Практическая работа №18 «Создаем линейную презентацию».

1

27

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа №19 «Создаем презентацию с гиперссылками».

1

28

Алгоритмы с повторениями.

Практическая работа №20 «Создаем циклическую презентацию».

1

29

Знакомство с исполнителем Чертежник.

Пример алгоритма управления Чертежником.

Практическая работа №21 «Работа в среде исполнителя Чертёжник».

1

30

Использование вспомогательных алгоритмов.

Практическая работа №22 «Работа в среде исполнителя Чертёжник».

1

31

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.

Практическая работа №23 «Работа в среде исполнителя Чертёжник».

1

32

Контрольная работа по теме «Элементы алгоритмизации».

1

Итоговое повторение 2

33

Стандартизированная контрольная работа.

1

34

Итоговый урок.

1


7 класс

п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов

1

Техника безопасности и организация рабочего места.

Информация. Информационный процесс.

1

Раздел 1 «Информация и способы её представления» (9 часов)

2

Входная контрольная работа.

1

3

Представление информации. Формы представления информации. Алфавит, мощность алфавита.

1

4

Кодирование информации.


1

5

Единицы измерения количества информации.


1

6

Хранение информации.


1

7

Передача информации.

1

8

Обработка информации. Поиск информации.

Практическая работа №1. Поиск информации в сети Интернет.

1

9

Контрольная работа №1 "Информация и информационные процессы».

1

Раздел 2. Использование программных систем и сервисов (7 часов)

10

Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики.

1

11

Программное обеспечение компьютера. Практическая работа №2. Компьютеры и их история.

1

12

Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Практическая работа №3. Устройства персонального компьютера.

1

13

Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. Практическая работа №4. Программное обеспечение компьютера.

1

14

История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры. Практическая работа №5. Работа с объектами файловой системы.

1

15

Техника безопасности и правила работы на компьютере. Практическая работа №6. Настройка пользовательского интерфейса.

1

16

Контрольная работа №2 «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

1

Раздел 3. Обработка текстовой информации (8 часов)

17

Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ).

1

18

Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование.

1

19

Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Практическая работа №9. Создание текстовых документов.

1

20

Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений.

1

21

Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи.

1

22

Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. (Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Реферат и аннотация.) Практическая работа №10. Подготовка реферата «История развития компьютерной техники».

1

23

Компьютерное представление текстовой информации. (Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.) Практическая работа №11. Компьютерный перевод текстов.

1

24

Контрольная работа №3 «Обработка текстовой информации».

1

Раздел 4. Обработка графической информации (5 часов)

25

Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов. (Изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности.Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования).

1

26

Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Практическая работа №12. Обработка и создание растровых изображений.

1

27

Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Практическая работа №13. Создание векторных изображений.

1

28

Диаграммы, планы, карты.

1

29

Контрольная работа №4 «Обработка графической информации».

1

Раздел 5. Мультимедиа (4 часа)

30

Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и ви­део как составляющие мультимедиа. Практическая работа №14. Разработка презентации.

1

31

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Компо­зиция и монтаж. Практическая работа №15. Создание анимации.

1

32

Возможность дискретного представ­ления мультимедийных данных. Практическая работа №16. Создание видеофильма

1

33

Стандартизированная контрольная работа.

1

Итоговое повторение

34

Итоговый урок.

1


8 класс

п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов

1

Техника безопасности и организация рабочего места.

1

Раздел 1. Математические основы информатики (13 часов)

2

Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления.

1

3

Входная контрольная работа.

1

4

Основание системы счисления. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.

1

5

Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024.

1

6

Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную.

1

7

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.

1

8

Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.

1

9

Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите.

1

10

Высказывания.

1

11

Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание).

1

12

Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.

1

13

Контрольная работа №1 по теме «Математические основы информатики».

1

Раздел 2. Основы алгоритмической культуры(10 часов)

14

Алгоритмы и исполнители.


15

Способы записи алгоритмов. Практическая работа №1 «Работа с исполнителями в среде Кумир».

1

16

Объекты алгоритмов

1

17

Алгоритмическая конструкция «следование». Практическая работа №2 «Исполнение линейного алгоритма в среде Кумир».

1

18

Алгоритмическая конструкция «ветвление»

Полная форма ветвления. Практическая работа №3 "Построение алгоритмических конструкций".

1

19

Алгоритмическая конструкция «повторение».

Цикл с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №3.1 "Циклы”.

1

20

Цикл с заданным условием окончания работы

1

21

Цикл с заданным числом повторений

1

22

Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.

1

23

Контрольная работа №2 по теме «Основы алгоритмизации».

1

Раздел 3. Начала программирования (10 часов)

24

Общие сведения о языке программирования

Паскаль.

1

25

Организация ввода и вывода данных.

1

26

Программирование линейных алгоритмов. Практическая работа №4 "Программирование линейных алгоритмов.

1

27

Программирование разветвляющихся

алгоритмов. Условный оператор. Практическая работа №5 "Программирование разветвляющихся алгоритмов".

1

28

Составной оператор. Многообразие способов

записи ветвлений.

1

29

Программирование циклов с заданным условием

продолжения работы. Практическая работа №6 «Программирование циклов».

1

30

Программирование циклов с заданным условием

окончания работы. Практическая работа №7 «Программирование циклов».

1

31

Программирование циклов с заданным числом

Повторений.

1

32

Табличные величины (массивы). Одномерные массивы.

1

33

Стандартизированная контрольная работа.

1

Итоговое повторение

34

Итоговый урок.

1


9 класс

п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

Раздел 1. Моделирование и формализация (8 часов)

2

Входная контрольная работа.

1

3

Моделирование как метод познания. Практическая работа №1 Проведение компьютерного эксперимента.

1

4

Знаковые модели.

1

5

Графические модели.

1

6

Табличные модели.

1

7

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. Система управления базами данных.

1

8

Создание базы данных. Запросы на выборку данных.

1

9

Контрольная работа №1 по теме «Моделирование и формализация».

1

Раздел 2. Алгоритмизация и программирование (8 часов)

10

Решение задач на компьютере. Практическая работа №2 Разработка и отладка программ.

1

11

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.

1

12

Вычисление суммы элементов массива. Практическая работа №3: Знакомство со средой программирования Паскаль.

1

13

Последовательный поиск в массиве. Практическая работа №4 Составление описания программ по образцу.

1

14

Сортировка массива.

1

15

Конструирование алгоритмов. Практическая работа №5 Работа в учебной среде для управления Роботом.

1

16

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Практическая работа №6 Реализация алгоритмов для работа.

1

17

Контрольная работа №2 по теме «Алгоритмизация и программирование».

1

Раздел 3. Обработка числовой информации (6 часов)

18

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. Практическая работа №7 Работа с электронной таблицей.

1

19

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа №8 База данных, связи между таблицами.

1

20

Встроенные функции. Логические функции.

1

21

Сортировка и поиск данных. Практическая работа №9 База данных, поиск в БД.

1

22

Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №10 Работа с электронной таблицей, графики, диаграммы.

1

23

Контрольная работа №3 по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

1

Раздел 4. Работа в информационном пространстве (9 часов)

24

Локальные и глобальные компьютерные сети.

1

25

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера. Доменная система имён. Протоколы передачи данных. Практическая работа №11 Работа в сети Интернет.

1

26

Всемирная паутина. Файловые архивы.

1

27

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

1

28

Технологии создания сайта. Практическая работа №12 Создание мини-сайта.

1

29

Содержание и структура сайта.

1

30

Оформление сайта. Практическая работа №13 Оформление сайта.

1

31

Размещение сайта в Интернете. Практическая работа №14 Размещение сайта в сети Интернет.

1

32

Итоговая контрольная работа.

1

Итоговое повторение (2 часа)

33

Основные понятия курса.

1

34

Итоговый урок.

1





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!