Урок №53 Дата:05.04. Класс 5
Тема урока: Рабство в Древнем Риме
Цель урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.
Планируемые результаты
Предметные:
-выработка умений определять и объяснять понятия «раб, рабовладелец, амфитеатр, гладиатор»
-умение выделять главную мысль, идею в учебном тексте; изучать и систематизировать информацию из письменных исторических источников.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;
- самостоятельно оценят достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- научатся находить информацию в тексте;
- научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;
- сформулируют и аргументируют мнение по проблеме.
Коммуникативные УУД:
- примут участие в обсуждении в ходе работы в малой группе.
- задумаются о последствиях римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян;
- сформулируют и выскажут свое мнение о римских завоеваниях.
Личностные:
- формировать ответственного отношения к учению и способности обучаемых к саморазвитию.
Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации презентации урока; видеоролик «Гладиатор Крикс против Афкта»; карточки раздаточного материала.
Тип урока: освоение новых знаний
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. А сейчас давайте перелистаем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нем знаем.
1.1.Игра «Да-нетка» (требует ответа «да» или «нет»)
1. Древняя Италия находится на Балканском полуострове / нет
2. Первоначально в Риме правил царь Ромул/да
3. В Сенате заседало 300 сенаторов, избираемых пожизненно /да
4. Италия в переводе означает «страна телят» /да
5. В Риме выбирали 3-х консулов /нет
6. Право управлять государством принадлежало богатым патрициям /да
7.Народный трибун представлял интересы только патрициев/нет
8.Рим воевал с Карфагеном /да
9.Рим был основан в 753г. до н.э. /да
Взаимопроверка учащихся( по критериям)
1.2. «Историческая цепочка»
По цепочке называть исторические понятия и термины по теме и объяснить их значение.
( плебеи; патриции»; триумф; республика; император; народный трибун и т.д.)
III. Определение темы и целей урока.
Прежде чем назвать тему нового материала послушайте следующие стихотворные строки и подумайте, о ком из жителей Древнего мира они сказаны:
Он родился свободным
Под отеческим кровом,
Но в железные цепи
Был врагами закован.
Он теперь на чужбине,
Он теперь не свободен-
Никогда не увидит
Он Отчизны просторы.
Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. И в какой бы уголок мы ни заглянули, везде нам встретятся множество рабов.
Итак, тема урока “Рабство в древнем Риме”.
Подумайте и скажите, какова цель нашего урока.
Сегодня на уроке я хочу
узнать …;
выяснить…;
понять… .
Да, действительно, сегодня мы с вами должны познакомиться с источниками рабства, жесточайшем положением римских рабов, убедиться в глубокой безнравственности данного явления и падении нравов у жителей Рима, а также продолжаем формировать умения анализировать текст, отвечать на вопросы.
Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова римского ученого Варрона. Однажды он сказал: ««Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трёх видов: немые – повозки, лопаты, плуги; мычащие – быки и говорящие - …, .»
IV.Изучение нового материала
На рубеже II-I веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Кто же такие рабы?
Работа со словарём.
Раб – это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.
Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.
Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет». А откуда же в Риме было столько рабов? Ответ на этот вопрос мы сейчас попытаемся найти.
Работа с историческим источником и составление кластера ( доске) «Источники рабства»
Две рабыни и раб о возникновении и источниках рабства.
В римскую гавань по волнам Средиземного моря направляется корабль, который доставит нас на место. На нем плывут люди, между которыми завязалась беседа.
Раб. Сколько еще плыть? Кто знает, что нас ждет в новой жизни?
1-ая Рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они мучают своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: «Раб - не человек» или «Раб должен работать или спать». Рабы для них — говорящее орудие труда.
2-ая Рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где всегда светит солнце и зреет виноград, о свободе. Ни мне, ни моим детям не суждено познать такое счастье.
Раб. А я вот знаю, что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили,а я попал в плен.
1-ая Рабыня. На месте моего города римляне оставили лишь черноебезжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.
Доска
Источники рабства в Древнем Риме
Пленники- пиратство- дети рабов.
2.Труд рабов .
Работа в парах с текстом учебника.
Задание: заполнить пропуски в тексте.
Откройте учебник на стр. 238-240 прочитайте пункт 2( пар.48) и дополните предложения:
«Труд рабов в сельском хозяйстве»
(стр. 238-240)
1.В каждом имении трудилось по ________________.
2.Всеми работами в имении руководил _____________________________________.
3.Он следил за тем, чтобы в любую погоду рабы трудились ______________________________.
4.Даже долгими зимними вечерами, когда прекращались _____________________________________, невольники не сидели без дела. Они плели _________________, вили _______________, обтесывали ___________ _____________________________________.
5.Только раз год рабам __________________ ___________________, раз в два года - ____________________ _______ и деревянные _________________.
6.Принудить рабов к __________________ _________ можно было лишь _________________ __________________. Особо строптивых ссылали в каменоломни, а если оставляли в имении, то держали в ________________. На ночь закованных рабов запирали в глубоком ______________ с узкими _________________ под самым потолком.
«Труд рабов в богатом доме»
(стр. 240)
1.Дом богача был переполнен рабами. Одни с тряпками, _________________ и вениками в руках ___________________ _________________, другие помогали ____________ ____________________, брили его и _________________ ______________, третьи готовили ____________ и подавали ее к столу.
2.Рослые и сильные рабы носили хозяина по ____________ в ___________________.
3.Лечили хозяина ____________________, ведал его книгами ________________________________, писал под его диктовку письма __________________________________.
4.Домашним рабам жилось легче, чем рабам в имениях. Однако любой раб ___________ _______________________, считался __________________, которой __________________ мог _______________________, как ___________________________.
По окончанию работы учащиеся формулируют вывод.
3. Гладиаторы.
В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах, провинциях строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боев. На аренах амфитеатров умирали тысячи рабов.
Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н.э.. Он назывался Колизеем и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы. Верхние ряды заняты простыми гражданами.
Сейчас я предлагаю Вам просмотреть видеоролик «Гладиатор Крикс против Афкта».
Во время просмотра вам нужно найти ответы на вопросы:
- Как выглядят гладиаторы?
- Каким оружием они сражались?
- Какова была реакция публики?
ПОСЛЕ ПРОСМОТРА!!! Учащиеся отвечают на вопросы.
V.Закрепление изученного материала.
Тестовые задания по теме: « Рим в VI-I вв. до н.э.»
VI.Домашнее задание
§ 49 прочитать, составить рассказ «Один день из жизни раба».
VII.Подведение итогов работы. Выставление отметок.
VIII.Рефлексия
«Четыре Я»
Я узнал…
Я научился…
Я проявил себя …
Я смогу применить ...
«Труд рабов в сельском хозяйстве»
(стр. 238-240)
1.В каждом имении трудилось по ________________.
2.Всеми работами в имении руководил _____________________________________.
3.Он следил за тем, чтобы в любую погоду рабы трудились ______________________________.
4.Даже долгими зимними вечерами, когда прекращались _____________________________________, невольники не сидели без дела. Они плели _________________, вили _______________, обтесывали ___________ _____________________________________.
5.Только раз год рабам __________________ ___________________, раз в два года - ____________________ _______ и деревянные _________________.
6.Принудить рабов к __________________ _________ можно было лишь _________________ __________________. Особо строптивых ссылали в каменоломни, а если оставляли в имении, то держали в ________________. На ночь закованных рабов запирали в глубоком ______________ с узкими _________________ под самым потолком.
«Труд рабов в богатом доме»
(стр. 240)
1.Дом богача был переполнен рабами. Одни с тряпками, _________________ и вениками в руках ___________________ _________________, другие помогали ____________ ____________________, брили его и _________________ ______________, третьи готовили ____________ и подавали ее к столу.
2.Рослые и сильные рабы носили хозяина по ____________ в ___________________.
3.Лечили хозяина ____________________, ведал его книгами ________________________________, писал под его диктовку письма __________________________________.
4.Домашним рабам жилось легче, чем рабам в имениях. Однако любой раб ___________ _______________________, считался __________________, которой __________________ мог _______________________, как ___________________________.
Две рабыни и раб о возникновении и источниках рабства.
В римскую гавань по волнам Средиземного моря направляется корабль, который доставит нас на место. На нем плывут люди, между которыми завязалась беседа.
Раб. Сколько еще плыть? Кто знает, что нас ждет в новой жизни?
1-ая Рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они мучают своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: «Раб - не человек» или «Раб должен работать или спать». Рабы для них — говорящее орудие труда.
2-ая Рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где всегда светит солнце и зреет виноград, о свободе. Ни мне, ни моим детям не суждено познать такое счастье.
Раб. А я вот знаю, что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили,а я попал в плен.
1-ая Рабыня. На месте моего города римляне оставили лишь черноебезжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.