СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабство в Древнем Риме

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рзработка по теме: Рабство в Древнем Риме. Даны источники рабства, работа с историческим документом. Включает работу с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Рабство в Древнем Риме»

Урок №53 Дата:05.04. Класс 5


Тема урока: Рабство в Древнем Риме


Цель урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.

Планируемые результаты

Предметные:

-выработка умений определять и объяснять понятия «раб, рабовладелец, амфитеатр, гладиатор»

-умение выделять главную мысль, идею в учебном тексте; изучать и систематизировать информацию из письменных исторических источников.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;

- самостоятельно оценят достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- научатся находить информацию в тексте;

- научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;

- сформулируют и аргументируют мнение по проблеме.

Коммуникативные УУД:

- примут участие в обсуждении в ходе работы в малой группе.

- задумаются о последствиях римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян;

- сформулируют и выскажут свое мнение о римских завоеваниях.

Личностные:

- формировать ответственного отношения к учению и способности обучаемых к саморазвитию.

Оборудование:    мультимедийный проектор для демонстрации презентации урока; видеоролик «Гладиатор Крикс против Афкта»; карточки раздаточного материала.

Тип урока: освоение новых знаний


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. А сейчас давайте перелистаем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нем знаем.


1.1.Игра «Да-нетка» (требует ответа «да» или «нет»)

1.  Древняя Италия находится на Балканском полуострове  / нет

2. Первоначально в Риме правил царь Ромул/да

3.  В Сенате заседало 300 сенаторов, избираемых пожизненно  /да

4.  Италия в переводе означает «страна телят» /да

5. В Риме выбирали 3-х консулов  /нет

6. Право управлять государством принадлежало богатым патрициям /да

7.Народный трибун представлял интересы только патрициев/нет

 8.Рим воевал с Карфагеном   /да

9.Рим был основан в 753г. до н.э. /да

Взаимопроверка учащихся( по критериям)


1.2. «Историческая цепочка»

По цепочке называть исторические понятия и термины по теме и объяснить их значение.

( плебеи; патриции»; триумф; республика; император; народный трибун и т.д.)



III. Определение темы и целей урока.

Прежде чем назвать тему нового материала послушайте следующие стихотворные строки и подумайте, о ком из жителей Древнего мира они сказаны:

Он родился свободным

Под отеческим кровом,

Но в железные цепи

Был врагами закован.

Он теперь на чужбине,

Он теперь не свободен-

Никогда не увидит

Он Отчизны просторы.


Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. И в какой бы уголок мы ни заглянули, везде нам встретятся множество рабов.

Итак, тема урока “Рабство в древнем Риме”.

Подумайте и скажите, какова цель нашего урока.

Сегодня на уроке я хочу

  • узнать …;

  • выяснить…;

  • понять… .

Да, действительно, сегодня мы с вами должны познакомиться с источниками рабства, жесточайшем положением римских рабов, убедиться в глубокой безнравственности данного явления и падении нравов у жителей Рима, а также продолжаем формировать умения анализировать текст, отвечать на вопросы.


Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова римского ученого Варрона. Однажды он сказал: ««Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трёх видов: немые – повозки, лопаты, плуги; мычащие – быки и говорящие - …, .»

IV.Изучение нового материала



На рубеже II-I веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Кто же такие рабы?

Работа со словарём.



Раб – это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.



Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет». А откуда же в Риме было столько рабов? Ответ на этот вопрос мы сейчас попытаемся найти.


Работа с историческим источником и составление кластера ( доске) «Источники рабства»


Две рабыни и раб о возникновении и источниках рабства.

В римскую гавань по волнам Средиземного моря направляется корабль, который доставит нас на местоНа нем плывут люди, между которыми завязалась беседа.

Раб. Сколько еще плыть? Кто знает, что нас ждет в новой жизни?

1-ая Рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они мучают своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: «Раб - не человек» или «Раб должен работать или спать». Рабы для них — говорящее орудие труда.

2-ая Рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где всегда светит солнце и зреет виноград, о свободе. Ни мне, ни моим детям не суждено познать такое счастье.

Раб. А я вот знаю, что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили,а я попал в плен.

1-ая Рабыня. На месте моего города римляне оставили лишь черноебезжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.



Доска

Источники рабства в Древнем Риме



Пленники- пиратство- дети рабов.



2.Труд рабов .

Работа в парах с текстом учебника.

Задание: заполнить пропуски в тексте.



Откройте учебник на стр. 238-240 прочитайте пункт 2( пар.48) и дополните предложения:



«Труд рабов в сельском хозяйстве»

(стр. 238-240)



1.В каждом имении трудилось по ________________.

2.Всеми работами в имении руководил _____________________________________.

3.Он следил за тем, чтобы в любую погоду рабы трудились ______________________________.

4.Даже долгими зимними вечерами, когда прекращались _____________________________________, невольники не сидели без дела. Они плели _________________, вили _______________, обтесывали ___________ _____________________________________.

5.Только раз год рабам __________________ ___________________, раз в два года - ____________________ _______ и деревянные _________________.

6.Принудить рабов к __________________ _________ можно было лишь _________________ __________________. Особо строптивых ссылали в каменоломни, а если оставляли в имении, то держали в ________________. На ночь закованных рабов запирали в глубоком ______________ с узкими _________________ под самым потолком.



«Труд рабов в богатом доме»

(стр. 240)

1.Дом богача был переполнен рабами. Одни с тряпками, _________________ и вениками в руках ___________________ _________________, другие помогали ____________ ____________________, брили его и _________________ ______________, третьи готовили ____________ и подавали ее к столу.

2.Рослые и сильные рабы носили хозяина по ____________ в ___________________.

3.Лечили хозяина ____________________, ведал его книгами ________________________________, писал под его диктовку письма __________________________________.

4.Домашним рабам жилось легче, чем рабам в имениях. Однако любой раб ___________ _______________________, считался __________________, которой __________________ мог _______________________, как ___________________________.



По окончанию работы учащиеся формулируют вывод.



3. Гладиаторы.

В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах, провинциях строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боев. На аренах амфитеатров умирали тысячи рабов.

Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н.э.. Он назывался Колизеем и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы. Верхние ряды заняты простыми гражданами.

Сейчас я предлагаю Вам просмотреть видеоролик «Гладиатор Крикс против Афкта».

Во время просмотра вам нужно найти ответы на вопросы:

- Как выглядят гладиаторы?

- Каким оружием они сражались?

- Какова была реакция публики?

ПОСЛЕ ПРОСМОТРА!!! Учащиеся отвечают на вопросы.



V.Закрепление изученного материала.

Тестовые задания по теме: « Рим в VI-I вв. до н.э.»



VI.Домашнее задание

§ 49 прочитать, составить рассказ «Один день из жизни раба».

VII.Подведение итогов работы. Выставление отметок.

VIII.Рефлексия

«Четыре Я»

Я узнал…

Я научился…

Я проявил себя …

Я смогу применить ...



«Труд рабов в сельском хозяйстве»

(стр. 238-240)



1.В каждом имении трудилось по ________________.

2.Всеми работами в имении руководил _____________________________________.

3.Он следил за тем, чтобы в любую погоду рабы трудились ______________________________.

4.Даже долгими зимними вечерами, когда прекращались _____________________________________, невольники не сидели без дела. Они плели _________________, вили _______________, обтесывали ___________ _____________________________________.

5.Только раз год рабам __________________ ___________________, раз в два года - ____________________ _______ и деревянные _________________.

6.Принудить рабов к __________________ _________ можно было лишь _________________ __________________. Особо строптивых ссылали в каменоломни, а если оставляли в имении, то держали в ________________. На ночь закованных рабов запирали в глубоком ______________ с узкими _________________ под самым потолком.





«Труд рабов в богатом доме»

(стр. 240)

1.Дом богача был переполнен рабами. Одни с тряпками, _________________ и вениками в руках ___________________ _________________, другие помогали ____________ ____________________, брили его и _________________ ______________, третьи готовили ____________ и подавали ее к столу.

2.Рослые и сильные рабы носили хозяина по ____________ в ___________________.

3.Лечили хозяина ____________________, ведал его книгами ________________________________, писал под его диктовку письма __________________________________.

4.Домашним рабам жилось легче, чем рабам в имениях. Однако любой раб ___________ _______________________, считался __________________, которой __________________ мог _______________________, как ___________________________.



Две рабыни и раб о возникновении и источниках рабства.

В римскую гавань по волнам Средиземного моря направляется корабль, который доставит нас на местоНа нем плывут люди, между которыми завязалась беседа.

Раб. Сколько еще плыть? Кто знает, что нас ждет в новой жизни?

1-ая Рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они мучают своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: «Раб - не человек» или «Раб должен работать или спать». Рабы для них — говорящее орудие труда.

2-ая Рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где всегда светит солнце и зреет виноград, о свободе. Ни мне, ни моим детям не суждено познать такое счастье.

Раб. А я вот знаю, что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили,а я попал в плен.

1-ая Рабыня. На месте моего города римляне оставили лишь черноебезжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!