I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу | Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока | Регулятивные: формулируют учебную задачу; планируют учебные действия | Беседа |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Завоевания – главный источник рабства | Индивиду-альная, фронтальная. Словесный, практический. Работа с текстом, беседа | Предлагает прочитать п. 1 § 49 и назвать источники рабства в Риме | Проводят поиск необходимой ин- формации в тексте | Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения (ос- мысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели) | Беседа по вопросам |
Сферы применения рабского труда | Групповая. Словесный, творческий, наглядный, проблемный. Работа с текстом, картиной, рассказ, инсценировка | – Прочитайте п. 2, 3 § 49. Подготовьте рассказы по темам: «Рабы в имении землевладельца», «Рабы в богатом доме». Организует работу с рисунками (изображены тюрьма, рабы в кандалах, с исполосованными спинами, в лохмотьях), беседу: – Кто обрабатывал землю в странах Древнего Востока и Древней Греции? – Почему труд рабов в Риме стоил дешево? – Какой в Риме был главный источник рабства? | На основе учебного текста и картины составляют рассказ, готовят инсценировку, представляют «воображаемую экскурсию». Анализируют изображения на рисунках. Сравнивают рабочую силу в странах Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима | Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умеют работать в группе, контролируют деятельность партнера | Рассказ, ин- сценировка |
Римские ученые о рабах (документ) | Коллективная. Словесный, проблемный. Работа с документом, бе-седа | Формулирует задания для работы с документом (вопросы к § 49 «Познакомьтесь с документом») | Анализируют документ. Характеризуют рабство, условия и жизнь рабов | Познавательные: осуществляют анализ, приводят доказательства; строят логическую цепь рассуж-дений | Беседа по вопросам |
Гладиаторы на арене амфитеатра | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ, работа с картиной, беседа | Рассказывает о гладиаторских боях, используя картину | Составляют рассказ по картине, высказывают свое отношение к гладиаторским боям | Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания | Рассказ по картине |
IV. Закрепление знаний | Коллективная. Словесный, проблемный. Беседа | – Объясните смысл высказывания: «Раб должен трудиться или спать». – Римляне любили повторять: «Господин имеет над рабом право жизни и смерти». Как вы объясните смысл этого высказывания? | Анализируют высказывания. Объясняют их смысл | Познавательные: строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других | Беседа по вопросам |
V. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Задания 64–66 в рабочей тетради. Карточки (компакт-диск) | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | Задания в рабочей тетради, карточки |