11 класс
Тема урока: Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока: ввести и закрепить понятия радиоактивности, альфа-, бета-, гамма-излучения и периода полураспада; изучить правило смещения и закон радиоактивного распада.
Задачи урока:
а) образовательные задачи - объяснить и закрепить новый материал, познакомить с историей открытия явления радиоактивности;
б) развивающие задачи - активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке, реализовать успешное овладение новым материалом, развивать речь, умение делать выводы;
в) воспитательные задачи - заинтересовать и увлечь темой урока, создать личную ситуацию успеха, вести коллективный поиск по сбору материала о радиации, создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию.
Ход урока
Организационный момент
Учитель:
У природы много тайн и загадок, раскрывает она их не охотно, поэтому каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на пути к познанию мира. (Слайд 1)
Вот и вам сегодня предлагается приоткрыть занавес тайны одного из физических явлений!
- Ребята, предлагаю вам выполнить следующее задание. Найдите в списке слова, обозначающие явления: Испарение, атом, протон, электризация, нейтрон, проводник, напряжённость, электричество, электроскоп, заземление, поле, преломление, линза, сопротивление, напряжение, амперметр, заряд, самоиндукция, освещение, радиоактивность, магнит, генератор, телеграф, инерция, намагничивание (Слайд 2)
- Дайте определения этим явлениям. Для какого явления мы ещё не можем дать определение?
- Правильно, для радиоактивности.
- Ребята, именно с тайнами радиоактивности мы сегодня с вами и познакомимся.
(Слайд 3)
Изучение нового материала
Учитель:
Вильгельм Рентген изучал электрический разряд в вакуумной трубке и открыл загадочные и невидимые Х-лучи.
-Вспомните, какими свойствами обладают эти лучи?
Учащиеся:
-Излучение рентгеновских лучей сопровождалось свечением веществ! Они были способны проходить через различные предметы, засвечивать фотопластинку.(Слайд 4)
Учитель:
-Очень сильным потрясением для ученого стало то, что даже настоящая материя не была преградой для этих лучей. Не была ясна природа этих лучей. И вообще, существуют ли другие источники подобного излучения?
- В 1896 году французский ученый Анри Беккерель предположил, что Х-лучи испускаются люминофорами под действием солнечного света. Он начинает ставить опыты с таким из одних веществ: солью урана. Предварительно выдержав её на солнце, Беккерель кладет её на фотопластинку, завернутую в светонепроницаемую бумагу. После проявки пластинка оказалась засвеченной, она почернела там, где лежала урановая соль. В следующий раз из-за облачной погоды Беккерель убрал пластинку в стол, положив на неё медный крест, покрытый солью урана. Проявив пластинку через 2 дня, было обнаружено почернение в форме отчетливой тени креста.
-Как вы думаете, к какому выводу пришел Беккерель после такого результата своего опыта?
Учащиеся:
-Соли урана сохраняют эту способность и без солнца. Значит, это не оно возбуждает загадочное излучение.
Учитель:
-Совершенно верно. Соли урана, самопроизвольно и постоянно, без каких –либо внешних факторов, создавали какое-то излучение, которое пронизывает непрозрачные тела и действует на фотопластинку. (Слайд 5-11))
Изучением этого загадочного излучения посвятили свою жизнь Пьер и Мария Кюри. (Слайд 12). Свои первые опыты они проводили в кладовке школы, где работал Пьер. У них не было денег, персонала, помещения. Был изнуряющий труд, невероятная усталость. Два года напряженной работы и лучи Беккереля были обнаружены не только у урана, но и у тория. В этом же 1898 году Мария Кюри вместе со своим мужем получила из руд, содержащих уран и торий, неизвестный раннее химический элемент, который был назван полонием, а следом был открыт и радий. (Слайд 13)
-Самопроизвольное излучение некоторых химических элементов было названо радиоактивностью, от латинского radio «излучать». (Слайд 14)
- Химические элементы с номера 83 являются радиоактивными, то есть самопроизвольно излучают, причем, степень излучения не зависит от того, в состав какого соединения они входят. (Слайд 14)
- Изучением природы радиоактивного излучения занимался великий физик начала 20 века Эрнест Резерфорд. Опыты в магнитном поле позволили обнаружить, что лучи Беккереля по своему составу сложнее рентгеновских.
- Что же представляет из себя радиоактивное излучение? Предлагаю вам самостоятельную работу с текстом: прочитать параграф 99.
- Ребята, ответьте на вопросы:
1. Что представляет собой радиоактивное излучение? (состоит из трех компонентов: альфа-, бета-, и гамма- лучей)
2. Что представляют собой α-лучи? (α-лучи – это поток частиц, представляющих собой ядра гелия.)
3. Что представляют собой β-лучи? (β-лучи – это поток электронов, скорость которых близка к скорости света в вакууме.)
4. Что представляет собой γ-излучение? (γ-излучение – это электромагнитное излучение, частота которого превышает частоты рентгеновского излучения.)
Учитель:
- В 1899 г Эрнест Резерфорд обнаружил неоднородность излучения. Исследуя излучение радия в магнитном поле, он обнаружил, что поток радиоактивного излучения имеет сложную структуру: состоит из трех самостоятельных потоков, названных α-, β- и γ-лучами. При дальнейших исследованиях оказалось, что α-лучи представляют из себя потоки ядер атомов гелия, β-лучи – потоки быстрых электронов, а γ-лучи есть электромагнитные волны с малой длиной волны.
- Но эти потоки различались еще и своими проникающими способностями.
(Слайды 15-22)
-Что же происходит с веществом при радиоактивном излучении? В 1902 году Резерфорд и его сотрудник Содди, проведя опыты с торием, указывают на то, что вещество должно испытывать какие-то изменения. Превращения должны испытывать сами атомы и сопровождаться превращением атомов одного химического элемента в атомы другого химического элемента с испусканием различных частиц.
Например, радий превращался в радон, отличающийся от исходного вещества и физическими, и химическими свойствами
Физические свойства | Химические свойства | Агрегатное состояние | Масса ядра | Заряд ядра | Число электронов |
Металл | Радий | Твердое | 226 | 88 | 88 |
Инертный газ | Радон | газ | 222 | 86 | 86 |
(Слайд 23)
- Превращение атомных ядер часто сопровождается испусканием α-, β-лучей. Если одним из продуктов радиоактивного превращения является ядро атома гелия, то такую реакцию называют α-распадом, если же – электрон, то β-распадом.
Эти два распада подчиняются правилам смещения, которые впервые сформулировал английский ученый Ф.Содди. Давайте посмотрим, как выглядят эти реакции.
1. При α-распаде ядро теряет положительный заряд 2e и его масса убывает на 4 а.е.м. В результате α-распада элемент смещается на две клетки к началу периодической системы Менделеева:

(Слайд 24-27)
2. При β-распаде из ядра вылетает электрон, что увеличивает заряд ядра на 1е, масса же остается почти неизменной. В результате β-распада элемент смещается на одну клетку к концу периодической таблицы Менделеева.

(Слайд 28-32)
3. Кроме альфа- и бета-распадов радиоактивность сопровождается гамма-излучением. При этом из ядра вылетает фотон.
γ-излучение – не сопровождается изменением заряда; масса же ядра меняется ничтожно мало. (Слайд 33-34)
Первичный контроль
ВАРИАНТ 1.
1. Написать реакцию
распада магния 22 12Mg .
2. Написать реакцию
распада натрия 22 11Na .
-----------------------------------
ВАРИАНТ 2.
1. Написать реакцию
распада урана 235 92U.
2. Написать реакцию
распада плутония 239 94Pu .
-----------------------------------
ВАРИАНТ 3.
1. Написать реакцию
распада радия 226 88Ra.
2. Написать реакцию
распада свинца 209 82Pb.
-----------------------------------
ВАРИАНТ 4.
1. Написать реакцию
распада серебра 107 47Аg.
2. Написать реакцию
распада кюрия 247 96Cm .
------------------------------
ВАРИАНТ 5.
1. В результате какого радиоактивного распада натрий
22 11Na превращается в магний 22 11Mg?
2. В результате какого радиоактивного распада плутоний 23994Pu превращается в уран 235 92U?
Закон радиоактивного распада носит статистический характер. Вывод формулы закона N0=N2- t/Т, N0- исходное число ядер, N- число не распавшихся ядер, t- время распада,T- период полураспада. Разбор графика активности распада ȵ=N0-N/N0.
Решение задач из Рымкевича 1232,1233.
В развитии знаний о “микромире”, в частности в изучении явлений радиоактивности, исключительную роль сыграли приборы, позволяющие регистрировать ничтожное действие одной-единственной частицы атомных размеров.
В настоящее время используется много различных методов регистрации заряженных частиц . В зависимости от целей эксперимента и условий, в которых он проводится, применяются следующие методы регистрации частиц:
1. Счетчик Гейгера. (дем. слайдов)
Действие основано на ударной ионизации.
Вспомним, что такое ионизация?
Какие причины вызывают ионизацию?
Заряженная частица, пролетающая в газе, открывает у атома электрон и создает ионы и электроны. Электрическое поле между анодом и катодом ускоряет электроны до энергии, при которой начинается ударная ионизация.
Чтобы счетчик Гейгера мог регистрировать каждую попадающую в него частицу, надо своевременно прекращать лавинный разряд. Быстрое гашение разряда можно достичь примесями, добавленными к инертному газу. Положительные ионы газа, сталкиваясь с молекулами спирта, рекомбинируют в нейтральные атомы и теряют способность выбивать из катода электроны (самогасящиеся счетчики). В других счетчиках гашение разряда производят, подбирая определенное нагрузочное сопротивление с цепи счетчика: R = 109 Ом. Так, возникающий при самостоятельно разряде, прохода через резистор, вызывает на нем большое падение напряжения, что приводит к быстрому уменьшению напряжения между анодом и катодом: лавинный разряд прекращается.
На электродах восстанавливается начальное напряжение, и счетчик готов к регистрации следующей частицы. Скорость счета равна 104 частиц в секунду.
Продемонстрировать работу счетчика Гейгера.
Обратить внимание на то, что этим методом можно лишь зарегистрировать частицу, а увидеть след частицы невозможно.
2. Камера Вильсона.
Действие камеры Вильсона основано на конденсации перенасыщенного пара на ионах с образованием капель воды. Если в геометрическом сосуде с парами воды или спирта происходит резкое расширение газа (адиабатный процесс), температура убывает. И если в этот момент через объем камеры пролетает заряженная частица, то на своем пути она создает ионы, на которых образуются капельки сконденсировавшегося пара. Таким образом, частица составляет за собой след (трек) в виде узкой полоски тумана. Этот трек можно наблюдать или сфотографировать. По треку можно определить энергию и скорость частицы. Если поместить камеру в магнитное поле, то по искривлению трека можно определить знак заряда и его энергию, а по толщине трека - величину заряда и массу частицы.
Показать работу камеры Вильсона.
В чем преимущество этого метода перед счетчиком Гейгера?
3. Пузырьковая камера.
В 1952 г. Д. Глейзером для регистрации заряженных частиц, имеющих высокую энергию, была создана пузырьковая камера. Принцип действия ее основан на том, что в перегретом состоянии чиста жидкость, находясь под высоким давлением, не закипает при температуре выше точки кипения. Пузырьковая камера заполнена жидким водородом под высоким давлением. При резком уменьшении давления переводят жидкость в перегретое состояние. Если в это время в рабочий объем камеры попадает заряженная частица, то она образует на своем пути в жидкости цепочку ионов. В области пролета частицы жидкость закипает, появляются вдоль ее траектории мелкие пузырьки пара, которые являются треком этой частицы.
Преимущество перед камерой Вильсона: пузырьковая камера может регистрировать частицы с большей энергией, т.к. большая плотность рабочего вещества в пузырьковой камере. Кроме того, по сравнению с камерой Вильсона пузырьковая камера обладает быстродействием. Рабочий цикл равен 0,1 с.
4. Метод толстослойных фотоэмульсий.
Этот метод был разработан в 1928 г. физиками А.П. Ждановым и Л.В. Мысовским. Его сущность заключается в использовании специальных фотоэмульсий для регистрации заряженных частиц. Пролетающая сквозь фотоэмульсию быстрая заряженная частица действует на зерна бромистого серебра и образует скрытое изображение. При проявлении фотопластинки образуется трек. После исследования трека оценивается энергия и масса заряженной частицы.
Преимущество метода: с его помощью получают не исчезающие со временем следы частиц, которые могут быть тщательно изучены.
Сегодня широкое применение нашли полупроводниковые детекторы, регистрирующие ?-, ?-частицы и ?-излучения
4. Подведение итогов
5. Домашнее задание: параграф