Просмотр содержимого документа
«РАФТ-технология. Что это и для чего она нужна?»
РАФТ-технология — это калька с английского RAFT technologies. Аббревиатура расшифровывается так: Role — «роль», Audience — «аудитория», Format — «форма», Topic — «тема». Это педагогический приём, который предполагает создание письменных текстов определённой тематики и учит школьников рассматривать тему с различных точек зрения, обращаться к разным источникам.
Перед занятием педагог должен подготовить таблицу, как на нашей картинке, — можно просто нарисовать её на доске. При обсуждении каждого столбца учитель фиксирует все суждения, чтобы они были перед глазами учеников на протяжении всего урока. К ним постоянно нужно будет обращаться, обсуждать, анализировать, дополнять.
Помимо таблицы, на уроке, который проводится по РАФТ-технологии, желательно наличие наглядного материала. Он помогает лучше вникнуть в суть вопроса, прочувствовать окружение персонажа и способствует воплощению в него.
Разберём по шагам действия педагога при применении РАФТ-технологии на примере урока истории.
1. Выберите тему для изучения. Например, «Реформы Петра I».
2. В идеальном варианте урока ученики сами предлагают роли, аудиторию, формы обращения и их темы. Но скорее всего, им потребуется помощь педагога, поэтому варианты заполнения таблицы должны быть заранее продуманы учителем.
Роли. Напишите список действующих лиц, с точки зрения которых может быть рассмотрена тема: Пётр I, крепостной крестьянин, Екатерина I, Меншиков, Растрелли, иностранец-путешественник.
Аудитория. Подумайте, к кому могут обращаться эти действующие лица: потомки, царь, крестьяне и т.п.
Формы. Предположите, в какой форме могут быть эти обращения: письмо, приказ, путевой дневник, петиция и т.п.
Темы. Тема обращения может быть одна на всех, но можно предложить и несколько вариантов. Например: армия, государство, образование, церковь, быт.
3. Предложите ученикам выбрать себе из каждой колонки таблицы одну роль, аудиторию, форму текста и тему. При этом обсудите, какие варианты возможны, какие не имеют смысла. Например, крестьянин пишет письмо царю — теоретически возможный вариант, иностранец отдаёт приказ царю — невозможный. Важно объяснить ученикам, что они должны попытаться перевоплотиться в выбранного персонажа, понять его мысли и чувства, подробно изучить условия жизни.
4. Дайте задание написать текст по выбранным параметрам. Хорошо, если ученики при этом будут пользоваться дополнительными материалами: учебниками, книгами, фильмами. Ребята могут писать тексты в парах, группах или индивидуально. Кроме того, можно предложить написать текст в качестве домашнего задания.
5. Готовые тексты зачитываются вслух и затем обсуждаются. Для повышения интереса можно предложить ученикам не говорить заранее, от лица какого героя они написали текст. Пусть ребята в классе догадаются сами.
6. После прослушивания текстов предполагается осмысление пройденного материала. Дети обсуждают и сравнивают ранее известные им факты и новую информацию, анализируют услышанное.
Учитывая большой объём работы, РАФТ-технология может занять два урока: на первом ученики с педагогом заполняют таблицу и пишут тексты, на втором представляют написанное. Важно спланировать время так, чтобы все тексты были зачитаны.
Источники: pedsovet.su, https://vbudushee.ru/