МБОУ «Афанасьевская СОШ» Обоянского района Курской области
Районное массовое мероприятие – операция
«Покормите птиц зимой!»
Номинация: «Прилетайте в гости к нам!»
Выполнили: учащиеся 1 «а» класса.
Руководитель: Халина Елена Николаевна
учитель начальных классов.
2018г.
Оглавление.
1.Характеристика проекта с. 3
2.Введение с.4
3.Этапы реализации с. 5 - 12
а) теоретический с. 5 - 7
б) практический с.8 - 10
в) наблюдение с.11 - 12
4. Заключение с.13
5.Результаты с.14
6.Приложения с. 15-19
Экологический проект: «Прилетайте в гости к нам!»
I.Характеристика проекта.
Тип проекта: информационно-исследовательский
Вид проекта: коллективный.
Сроки работы над проектом: февраль.
Возраст детей-участников:6-7 лет.
Участники: педагог, дети и родители.
Актуальность:
Туго приходится птицам зимой – против них объединяются холод и голод. В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня.
Гипотеза:
Учащиеся предположили, если сделать кормушки для птиц и регулярно подкармливать их, то выживших птиц будет больше.
Цель проекта:
изучение образа жизни и поведения птиц зимой у кормушек.
Задачи:
- познакомиться с информацией и определить птиц, зимующих в нашем крае;
- провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
- изготовить с помощью родителей кормушки для птиц;
- сделать анализ и обобщить результат.
Местообитание птиц: сады, огороды, приусадебный участок с.Афанасьево Обоянского района Курской области .
Методы и приёмы:
Наблюдения.
Сбор информации.
Экскурсии.
Творческая работа.
Обработка полученной информации.
Введение
Птицы окружают нас круглый год, принося нам пользу и радость: они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своими звонкими чудесными песнями, часто напоминая о том, что нуждаются в нашей помощи и поддержке. В большие зимние морозы погибает очень много птиц, и поэтому очень важно устраивать для них искусственную прикормку.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.

Этапы реализации (теоретический)
Чтобы помочь птицам, надо знать какие из них зимуют и чем питаются. Поэтому сначала детям была предложена информация о зимующих птицах нашего края в виде просмотра фильма «Птицы на кормушках» (телекомпания «Современная гуманитарная академия»). На уроках окружающего мира была изучена тема «Птицы перелетные и зимующие», проведена викторина «Пернатые друзья», игра «Угадай птицу по описанию». Учащиеся подготовили загадки о птицах, и был проведен конкурс «А ну-ка, отгадай птицу по картинке!» (приложение )
Вывод: зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к
выживанию в жёстких погодных условиях.





Этапы реализации (практический)
Выяснив, какие птицы являются зимующими, и чем они кормятся во время суровой погоды, дети пришли к выводу, что птицам необходима помощь. Для того, чтобы было удобно подкармливать наших гостей, которые прилетают поближе к нашему дому, можно сделать кормушки.
Кормушки могут быть разными. Кормушку для мелких птиц можно устроить в любом месте: на окне, во дворе, приусадебном участке. При ее устройстве не стоит увлекаться слишком сложными конструкциями. Самые простые в изготовлении кормушки – из картонных пакетов из-под молочных продуктов. Нужно прорезать в них окошко, отогнуть вырезанный над отверстием клапан, засыпать корм и подвесить. Удобны различные варианты кормушек-автоматов, в которых пища высыпается постепенно по мере ее потребления (и птица постоянно сыта, и уход за кормушкой несложен). Для этого можно применить укрепленную вверх дном пластиковую бутылку, зерно из которой постепенно высыпается на подставку.
Способы крепления «птичьей столовой» разные. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.
Ребята так же убедились, что не стоит делать кормушки и слишком легкими, непрочными. При малейшем ветре такие кормушки пугают птиц.
Птицы могут успешно противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма. А корм действительно должен быть подходящим! Дети выяснили, что для кормления птиц подходят нежареные семена подсолнечника, тыквы, дыни, арбуза; пшено, просо, пшеница, овес, геркулес в сыром виде; крошки черствого пшеничного хлеба; кусочки несоленого сала, яблок; засушенные семена лебеды, крапивы, лопуха; гроздья ягод рябины, калины, бузины.
Учащиеся совместно с родителями смастерили различные виды кормушек. Ежедневно дети проверяли корм и подсыпали по необходимости, следили за чистотой в птичьей столовой.




Этап реализации (наблюдение)
Какие птицы обычно прилетают к птичьей столовой?
Воробьи прилетают стайками, жадно набрасываются на корм, предпочитая семечки, просо, пшено, хлебные крошки.
Часто прилетают синички, но не стайками, а 2-3, очень любят сало. Воробьи встречают синиц недружелюбно, провоцируя драки.
Пару раз нашу столовую посещала сойка, пугая всех маленьких птах. Сойка лакомилась салом, но была недолго. К сожалению, мы не успели сфотографировать её. Все свои наблюдения мы занесли в Дневник наблюдений (Приложение)
Вывод:
число птиц, прилетающих к кормушкам в морозные дни, больше, чем в теплые;
в нашем селе рядом с человеком зимуют воробьи, синицы;
если подкармливать птиц, то им легче перенести суровое время года.



Заключение.
Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под
пухом и перьями. Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем теплую. Зимой птицам могут помочь только люди. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и сильный мороз не
страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего
утра им нужен корм.
Птицы, прилетая на кормушки, подарили нам много радости, позволив рассмотреть себя поближе. Внимательно наблюдая за пернатыми мы увидели не только знакомых птиц, но и тех, которые встречаются редко, например, сойку.

Результат.
Результатом данной проекто-исследовательской деятельности являются буклеты, изготовленные учащимися совместно с родителями. Эти буклеты дети раздали ученикам других классов. Учащиеся решили сделать операцию «Покормите птиц зимой!» доброй традицией класса.

По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!»
Результаты наблюдений за птицами с учетом погодных условий в феврале 2018 года
Дата | Температура воздуха, С0 | Количество птиц | Какие птицы прилетают на кормушки |
Первая кормушка | Вторая кормушка | Третья кормушка |
1.02 | -5 | 5 | Синицы-2 | - | Синицы-3 |
2.02 | +1 | 8 | - | Синицы-2 | Воробьи-6 |
3.02 | +3 | - | - | - | |
4.02 | +5 | - | - | - | - |
5.02 | -7 | 2 | Синицы-2 | - | - |
6.02 | -3 | 8 | Синицы-4 | - | - |
7.02 | -5 | 10 | Синицы-2 | Воробьи-8 | Синицы-4 |
8.02 | -1 | 13 | Синицы-4 | Синицы-4 | Синицы-4 Сойка-1 |
9.02 | 0 | 6 | Синицы-2 | Синицы-2 | Синицы-2 |
10.02 | +1 | - | - | - | - |
11.02 | +1 | - | - | - | - |
12.02 | +6 | 4 | Синицы-4 | - | - |
13.02 | -7 | 2 | - | Синицы-2 | - |
14.02 | -4 | 4 | Синицы-2 | - | Синицы-2 |
15.02 | -1 | 2 | - | Синицы-2 | - |
16.02 | 0 | 4 | Синицы-2 | - | Синицы-2 |
17.02 | 0 | - | - | - | - |
18.02 | 0 | - | - | - | - |
19.02 | -2 | 10 | Синицы-4 | Воробьи-6 | Синицы-4 |
20.02 | -6 | 12 | Синицы-4 | Воробьи-4 | Синицы-4 |
21.02 | -6 | 5 | - | Сойка-1 | Синицы -4 |
22.02 | -9 | 1 | - | - | Воробьи -1 |
23.02 | -11 | - | - | - | - |
24.02 | -13 | - | - | - | - |
25.02 | -11 | - | - | - | - |
26.02 | -11 | 3 | - | Синицы-2 | Воробьи -7 |
27.02 | -10 | 6 | Синицы-4 | - | Синицы-2 |
28.02 | -8 | 6 | Воробьи-6 | Синицы-2 | Синицы-2 |
Викторина «Пернатые друзья»
Вопросы для первой команды:
1. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки (стрижи)
2. Самая маленькая птица ( королек)
3. Какая птица выводит птенцов зимой (клест)
4. Какая птица лает как собака (самец белой полярной куропатки)
5. Какая птица носит название писателя (гоголь)
6. Где гнездятся скворцы кроме скворечников ( в дупле)
7. Где водятся пингвины (в Антарктиде)
8. Какие птицы самые быстрые (стрижи)
9. Самая крупная птица в России ( дрофа)
10. Какая птица барабанит (дятел)
Вопросы для второй команды:
1. Какая птица совершает самый дальний перелет ( полярная крачка)
2. Дышит ли птенец в яйце (да)
3. У каких птиц поют самки и самцы (снегири)
4. Какая птица носит название насекомого (мухоловка)
5. Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге (нет)
6. Птица, поющая только высоко в небе ( жаворонок)
7. Какую птичку зовут так же, как и мальчишку? ( славка)
8. Имя какой птицы связано с лошадью? (конёк)
9. Какая птица бегает под водой? (оляпка)
10. Какая птица носит название танца? (чечётка)
Игра «Угадай птицу по описанию»
Маленькая подвижная птичка с серо-коричневым оперением. Голова у неё круглая, шея короткая, туловище овальное, крылья короткие. Клюв короткий, к концу заострённый. В холодную пору эти птицы сидят плотно прижавшись, друг к другу и нахохлившись (Воробей).
На голове у этой птицы черная шапочка. Щёки у нее белые, на горле чёрная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое (Синица).
У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв крепкий и острый (Дятел).
У этой птицы верх головы, крылья и хвост чёрные, спинка голубовато-серая, брюшко красное. Клюв короткий, толстый конической формы чёрного цвета (Снегирь).
Эта небольшая птичка красного (самка зеленоватого) цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом (Клёст).
Голова, крылья и хвост у этой птицы чёрные, а по бокам - белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв крепкий и острый (Сорока).
У этой птицы крупное продолговатое туловище, сильные ноги. Ходит она, широко шагая, клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья чёрные, а тело серые. (Ворона).
Загадки о птицах.
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке?
Словно кошки не боится —
Собирает крошки,
А потом на ветку — прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее ... (ворона).
Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел)
Угадай, какая птица —
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная?
Звонко тенькает: «Тень, тень!
Как хорош весенний день!» (Синица)
Кто летает, кто стрекочет —
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)
Что за птица
Мороза не боится?
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде. ( Клёст)
Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря)
Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках — хохолки! (Свиристели)
Кто летает темной ночью
И схватить мышонка хочет? (Сова)
В тундре холодной зимой
Дует ветер ледяной.
Птица в снег зароется
И снежком укроется. (Белая куропатка)
Он похож на петуха,
Песенка его громка. (Глухарь)
На нем красный берет,
И крупнее дятла нет.
Он, присев на толстый сук,
Целый день стучит: тук-тук. (Дятел-желна)
Кедровые орешки добывает ловко
И зовут ее ... (кедровкой).