СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рамка наблюдения на уроке

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рамка наблюдения на уроке. Преподавание и учение рассматривается как фактор оценки эффективности школы в целом... 

Просмотр содержимого документа
«Рамка наблюдения на уроке»

Рамка наблюдения на уроке.


Преподавание и учение рассматривается как один из основных факторов, определяющих эффективность школы, поэтому принципиально важно провести точную диагностику качества работы учителя на уроке. Эта оценка делается на основе экспертного наблюдения на уроке.

Рамка наблюдения и оценки ориентирована на ключевые профессиональные умения учителя, доступные для наблюдения на уроке. Представленная рамка для оценки качества преподавания опирается на модель эффективного преподавания.

Компоненты эффективного преподавания

Профессиональные умения учителя

I Блок: менеджмент

Компонент I А: Организация учебной среды

Организация пространства, материалов и оборудования для поддержки учебной активности

  • Мебель расставлена так, чтобы учитель и дети могли свободно передвигаться во время урока

  • Учитель организует классное пространство и оборудование так, чтобы поддерживать активность детей на уроке

  • Учебные материалы, пособия, оборудования присутствуют и готовы к использованию

  • Есть признаки проделанной учителем предварительной подготовки классного пространства к уроку

  • Классное пространство организовано так, что позволяет осуществлять разные формы учебной работы.

  • Классная комната чистая, убранная и безопасная.

  • Всё, что представлено в классе, создаёт приятную атмосферу и тематически связано с учебным процессом.

Поддержка позитивного учебного климата

  • Дети чувствуют себя комфортно, легко и естественно общаются с учителем

  • Учитель поддерживает абсолютно ВСЕХ учеников

  • Дети знают, чего от них ожидает учитель, и эти ожидания достаточно высоки

  • Дети получают поддержку как в вербальной, так и в невербальной форме

  • Абсолютно ВСЕ ученики демонстрируют своё доверие учителю

  • Учитель справедлив и последователен по отношению ко всем ученикам

  • Классный климат свидетельствует о взаимной вежливости и уважении.

Компонент I В: Максимально продуктивное использование времени

Распорядок и организация времени на уроке

  • Учебная работа начинается без промедления

  • Все дети понимают распорядок урока

  • Все дети понимают указания учителя

  • Распорядок начала и окончания урока, выполнения заданий, раздачи материалов и т.д. отработан и постоянно поддерживается.

  • Смена форм работы проходит без потери времени

  • Ученики активно вовлечены в работу в течение всего урока.

Распределение времени на разные формы работы

  • Ученикам, закончившим работу быстрее других, предоставляются другие задания

  • Учитель справляется с возникшими помехами с минимальной потерей времени

  • Учитель минимизирует отклонения учеников от запланированной работы

  • Учитель минимизирует время, которое ученики проводят в ожидании, ничего не делая

  • Учебная работа укладывается в отведённое для неё время

  • Учебная деятельность продолжается до завершения урока

  • Ученики активно и явно вовлечены в учебную работу (ничегонеделание отсутствует или минимизировано)

Компонент I С: Управление поведением учеников, обеспечивающее возможность продуктивной учебной работы

Установки и ожидания в отношении поведения учеников

  • Поведение учеников свидетельствует о том, что ожидания ясны, последовательны и хорошо установлены

  • Процедуры и правила ясно обозначены и поддерживаются

  • Последствия неприемлемого поведения обозначены и установлены

  • Учитель уделяет постоянное внимание высоким требованиям к поведению учеников

Использование инструментов мониторинга для поддержки учебной деятельности

  • Поведение эффективно отслеживается (осуществляется мониторинг) в ходе урока

  • Неприемлемое поведение останавливается или переориентируется

  • Неприемлемое поведение влечёт за собой обоснованные последствия

  • Учитель отслеживает соблюдение учениками правил поведения

  • Учитель использует превентивные меры, предотвращая возникновение проблем

  • Частая смена задач обеспечивает концентрацию внимания и сосредоточенность на задании

  • Нет детей, выпавших из работы.

II Блок: преподавание

Компонент IIА : Эффективное осуществление преподавания

Использование техник, которые повышают результативность урока

  • Ученики осознают цели, логику и результаты урока

  • Используется набор разнообразных методов преподавания и форм учебной работы

  • Внимание всех детей собирается перед тем, как вводится новой работы

  • Урок начинается с работы, которая концентрирует внимание учеников

  • Выбранные формы работы повышают учебные результаты

  • Цели предлагаемой работы ясно заданы

  • Указания, необходимые для постановки учебной задачи, ясны и полны.

Последовательность урока, способствующая учению

  • Даётся общий обзор урока (устанавливаются цели, даются отсылки к прошлым и будущим урокам, собирается внимание детей)

  • Фокус на содержании урока ( работа концентрируется на освоении новых понятий и умений)

  • Ученики имеют возможность самостоятельно практиковаться в изучаемых понятиях и умениях.

  • Урок включает обзор происшедшего

  • Урок включает формальное завершение

  • Мониторинг осуществляется постоянно в течение всего урока

  • Даётся обратная связь относительно учебных достижений учеников

  • Урок разворачивается в логической последовательности, с хорошо организованным содержанием

Использование приемлемых учебных материалов и дополнительных средств для достижения учебных целей

  • Различные материалы и дополнительные средства используются для того. чтобы заинтересовать учеников и сделать преподавание разнообразным

  • Использование материалов и дополнительных средств способствует развитию результатов

  • Материалы и дополнительные средства приспособлены к индивидуальным особенностям учеников (кинестетики, визуалы, аудисты)

  • Материалы и дополнительные средства служат углублению, закреплению и расширению формируемых понятий.

Корректировка урока в случае необходимости

  • Если необходимо учитель повторяет то, что было сделано

  • Когда возникает необходимость, учитель корректирует ход урока

Компонент II В: Учитель даёт соответствующее (приемлемое) содержание

Представление содержания предмета на уровне, соответствующем развитию учеников

  • Учитель хорошо знает содержание предмета

  • Учитель приспосабливает содержание к способностям учеников, уровню их достижений и интересам

Представление содержания предмета чётко и точно

  • Содержание представляется чётко и логично

  • Представляется современная актуальная информация

  • Устаревшая информация корректируется с помощью дополнительных источников

Использование релевантных примеров, неожиданных ситуаций и актуальных событий для раскрытия содержания

  • Содержание связано с жизненным опытом

  • Содержание соотнесено с актуальными событиями

  • Детей учат прикладывать знания и умения в жизни

Компонент II С: Учитель обеспечивает ученикам возможность активно включаться в учебный процесс

Учёт индивидуальных особенностей учеников

  • Учитель использует разнообразные формы работы, материалы, задания и формы оценивания, чтобы:

-Приспособиться к различным учебным стилям (визуальный, аудио, тактильный)

-Приспособиться к различным учебным объёмам

-Приспособиться к различным учебным возможностям учеников (углубление, исправление)

-Приспособиться к разным уровням зрелости учеников

-Приспособиться к различным интересам учеников

Демонстрация способности эффективно взаимодействовать с учениками

  • Учитель демонстрирует корректную устную и письменную коммуникацию

  • Даётся ясное указание, как выполнить задание

  • Учитель определяет этапы, необходимые для выполнения задания

  • Когда необходимо ученикам даются примеры выполнения заданий

  • Используемая учителем лексика соответствует уровню данного класса

  • Ученикам задаётся достаточно много процедурных вопросов

Стимулирует и укрепляет высоко организованное мышление в соответствии с уровнем развития детей

  • Учитель использует разнообразные вопросы

  • Вопросы обращены к высоко организованным мыслительным умениям детей

  • Ученикам предоставляется время на подготовку к ответу

  • Простые вопросы используются чаще, чем вопросы с множественным выбором

  • Учитель предлагает сначала пробные вопросы

  • Учебная работа способствует укреплению высокоорганизованного мышления

  • Существуют возможности для принятия решения и решения проблем. Учебная работа требует креативного мышления.

  • Есть свидетельства того, что мышление осуществляется на уровне, превосходящем уровень имеющихся знаний

Поощрение учеников к активному участию

  • Все ученики регулярно поощряются к участию, включая мало активных

  • Все дети получают возможность активно и открыто участвовать в уроке

  • Ответы учеников и высказанные ими идеи используются, чтобы подержать взаимодействие

  • Кооперация учеников поощряется

  • Ученики поощряются к тому, чтобы учитывать идеи и ответы соучеников

  • Есть свидетельства того, что учеников поощряют делиться своими идеями и информацией

Компонент II D: Оценивание

Проведение непрерывного мониторинга достижений учеников (неформальное оценивание)

  • Учитель постоянно отслеживает включённость детей в выполнение задания (в начале, по ходу, после завершения)

  • Учитель проверяет понимание учеников посредством вопросов, некоторые из которых имеют повышенную сложность

  • В ходе работы учеников учитель ходит по классу, чтобы оценить их прогресс.

  • Учитель требует, чтобы ученик демонстрировал то, что было пройдено

  • Мониторинг распространяется на всех учеников класса, а не только на маленькую группу

Обеспечение всем ученикам своевременной обратной связи относительно их прогресса

  • Учитель последовательно обеспечивает обратную связь ученикам в продолжение урока

  • Учитель подтверждает правильный ответ и объясняет, почему ответ правильный или ошибочный

  • Обеспечивается корректирующая обратная связь, поясняющая, почему ответ ошибочный или неподходящий

  • Даются специальные рекомендации для исправления

  • Похвала следует за особенное старание

  • Учитель повторно обращается к ученикам, у которых возникли трудности

  • Специальную обратную связь получают ученики, достигшие результатов