Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и как результат формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, величине, цвете, запахе, вкусе, положения в пространстве.
Работа по развитию речи у детей должна проводиться особенно серьезно в первые 3 года жизни.
Если в это время не было этому уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей мозга. Различают речь сенсорную – понимание того, что говорят и моторную- способность произносить звуки речи.
Артикуляционные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. От того, как ребенок умеет воспринимать окружающий мир, владеть двигательными навыками и понимать речь взрослого будет зависеть интеллектуальное развитие ребенка, а отсюда его активная речь.
К трем годам ребенок должен уметь:
-ориентироваться в 4 цветах по образцу
-ориентироваться в 3 величинах
-начинать распознавать вес, фактуру температуру предметов
-различать и подбирать геометрические фигуры и формы.
Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка.
Общая моторика является показателем хорошей сформированности физического развития ребенка.
Еще одной составной частью развития интеллекта у ребенка является развитие мелкой моторики.
Развитие движений пальцев рук ускоряет процесс созревания речевых центров, так как их формирование происходит под влиянием импульсов, идущих от пальцев рук и чем их больше, тем качественнее будет работа органов артикуляции.
Хорошее речевое развитие ребенка является результатом качественного сенсорного и двигательного развития. Особенно в сенсорном развитии занимает развитие фонематического слуха. Это речевой слух, который позволяет различать и узнавать звуки.
К трем годам ребенок должен:
- произносить изолированно все звуки кроме: «р, рь, л, ль, ш, ж, ч, щ», заменять на «с, з, ц, сь», смешивать их в речи
- по словесному указанию находить предмет, по цвету, размеру
- понимать и называть окружающие его в быту предметы
- составлять фразы из 3-4 слов
- иметь в активном словарном запасе: глаголы, прилагательные, наречия
- рассказывать об увиденном 2-4 предложениями
Таким образом, для этого нужно учить ребенка не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, различать, умело работать пальчиками, понимать обращенную речь.