СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ранняя помощь для родителей незрячего ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ранняя помощь для родителей незрячего ребенка»

РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СЕМЬЕ   Выполнила : учитель начальных классов Князева Анна

РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СЕМЬЕ

Выполнила : учитель начальных классов

Князева Анна

НАРУШЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ   Для раннего выявления патологии зрения в настоящее время проводится неонатальный скрининг. Неонатальный офтальмологический скрининг показан новорожденным групп риска

НАРУШЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

  • Для раннего выявления патологии зрения в настоящее время проводится неонатальный скрининг. Неонатальный офтальмологический скрининг показан новорожденным групп риска
Иногда у новорожденных детей сужаются зрачки, смыкаются веки и голова закидывается назад -рефлекс Пейпера. Рефлекс наиболее выражен при вертикальном положении ребенка. Если реакция на свет отсутствует, даже при повторных попытках, это свидетельствует о снижении или отсутствии зрения
  • Иногда у новорожденных детей сужаются зрачки, смыкаются веки и голова закидывается назад -рефлекс Пейпера. Рефлекс наиболее выражен при вертикальном положении ребенка. Если реакция на свет отсутствует, даже при повторных попытках, это свидетельствует о снижении или отсутствии зрения
ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ НЕЗРЯЧЕГО РЕБЕНКА   С появлением слепого ребенка в семье у здоровых родителей возникает иная психологическая обстановка. Родители слепого ребенка нередко испытывают чувство вины, что отрицательно отражается на их психическом состоянии: они замыкаются в своих переживаниях, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей, знакомых.

ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ НЕЗРЯЧЕГО РЕБЕНКА

  • С появлением слепого ребенка в семье у здоровых родителей возникает иная психологическая обстановка. Родители слепого ребенка нередко испытывают чувство вины, что отрицательно отражается на их психическом состоянии: они замыкаются в своих переживаниях, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей, знакомых.
Особенно важными являются первые три года жизни ребенка, когда родители могут оказать решающее воздействие на развитие ребенка. Одна из важнейших задач родителей: противостоять сенсорной депривации (лишение ребенка зрительной информации). Родительские позиции по отношению к слепому ребенку и его дефекту могут быть адекватными и неадекватными.
  • Особенно важными являются первые три года жизни ребенка, когда родители могут оказать решающее воздействие на развитие ребенка. Одна из важнейших задач родителей: противостоять сенсорной депривации (лишение ребенка зрительной информации).
  • Родительские позиции по отношению к слепому ребенку и его дефекту могут быть адекватными и неадекватными.
Адекватным считается такое отношение, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. При этом ребенок и недостаточность у него зрения родителями принимаются. Принятие означает способность родителей примириться с фактом наличия у ребенка особенностей, связанных с нарушением зрения, готовность к включению ребенка в свою жизненную программу.
  • Адекватным считается такое отношение, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. При этом ребенок и недостаточность у него зрения родителями принимаются. Принятие означает способность родителей примириться с фактом наличия у ребенка особенностей, связанных с нарушением зрения, готовность к включению ребенка в свою жизненную программу.
Неадекватность родительской позиции определяется тем, что ребенок воспринимается ими как жертва обстоятельств, обиженное судьбой существо, которое нуждается в постоянной опеке и защите. При этом родители испытывают чувство вины перед ним, которую они постоянно пытаются искупить.
  • Неадекватность родительской позиции определяется тем, что ребенок воспринимается ими как жертва обстоятельств, обиженное судьбой существо, которое нуждается в постоянной опеке и защите. При этом родители испытывают чувство вины перед ним, которую они постоянно пытаются искупить.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ   Характерными особенностями психомоторики детей с дефектами зрения являются: недостаточная двигательная активность, медлительность, которые выражаются в раскачивании, надавливания на глазные яблоки. Задержка развития моторики и пространственных представлений способствует замедленному формированию навыков самообслуживания.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ

  • Характерными особенностями психомоторики детей с дефектами зрения являются: недостаточная двигательная активность, медлительность, которые выражаются в раскачивании, надавливания на глазные яблоки. Задержка развития моторики и пространственных представлений способствует замедленному формированию навыков самообслуживания.
Характерна задержка развития речи на 1-2 года. Вместе с тем сформировавшаяся речь нередко бывает даже более развитой, чем у зрячих сверстников. По структуре и интонациям она может напоминать речь взрослых. Речевая функция отличается большой хрупкостью и истощаемостью.
  • Характерна задержка развития речи на 1-2 года. Вместе с тем сформировавшаяся речь нередко бывает даже более развитой, чем у зрячих сверстников. По структуре и интонациям она может напоминать речь взрослых. Речевая функция отличается большой хрупкостью и истощаемостью.
У слабовидящих детей в период начала обучения могут иметь место специфические затруднения в овладении навыками письма и чтения. Дети не всегда видят строку, путают сходные по начертанию буквы. Это мешает им в овладении техникой чтения, понимании содержания прочитанного.
  • У слабовидящих детей в период начала обучения могут иметь место специфические затруднения в овладении навыками письма и чтения. Дети не всегда видят строку, путают сходные по начертанию буквы. Это мешает им в овладении техникой чтения, понимании содержания прочитанного.
ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТОВ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ   Помочь родителям создать в семье условия, способствующие правильному развитию ребенка, могут офтальмолог, дошкольный педагог-дефектолог, специальный психолог, тифлопедагог, воспитатель и другие специалисты. Прежде всего, им следует постараться проанализировать поведение членов семьи и выявить, какого типа позицию они занимают по отношению к своему ребенку и его дефекту, и если она неадекватна, попробовать изменить ее.

ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТОВ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

  • Помочь родителям создать в семье условия, способствующие правильному развитию ребенка, могут офтальмолог, дошкольный педагог-дефектолог, специальный психолог, тифлопедагог, воспитатель и другие специалисты. Прежде всего, им следует постараться проанализировать поведение членов семьи и выявить, какого типа позицию они занимают по отношению к своему ребенку и его дефекту, и если она неадекватна, попробовать изменить ее.
При обучении следует опираться на сохранные органы чувств, остаточное зрение, включать речь. Объяснять все детально и научить ребенка сопровождать свои действия речью. Начиная обучать действию, можно использовать следующие приемы: руки ребенка лежат в руках мамы, производящих пассивные действия; мама берет руки ребенка в свои и производит вместе с ним совместные действия; ребенок сам производит действия, мама помогает при затруднении.

При обучении следует опираться на сохранные органы чувств, остаточное зрение, включать речь. Объяснять все детально и научить ребенка сопровождать свои действия речью. Начиная обучать действию, можно использовать следующие приемы:

  • руки ребенка лежат в руках мамы, производящих пассивные действия;
  • мама берет руки ребенка в свои и производит вместе с ним совместные действия;
  • ребенок сам производит действия, мама помогает при затруднении.
У слепых детей уже в первые годы жизни воспитывают восприятие частей собственного тела, формируют начальные пространственные представления. Обучают детей показывать и называть части собственного тела, понимать и выполнять задания, требую­щие понимания расположения предметов в пространстве, а также местонахождение игрушек по отношению к себе.
  • У слепых детей уже в первые годы жизни воспитывают восприятие частей собственного тела, формируют начальные пространственные представления. Обучают детей показывать и называть части собственного тела, понимать и выполнять задания, требую­щие понимания расположения предметов в пространстве, а также местонахождение игрушек по отношению к себе.
Уже в дошкольном возрасте готовят ребенка к обучению грамоте путем развития чувствительности пальцев рук. Слепых детей об­учают грамоте с помощью специального точечного шрифта системы педагога Луи Брайля.
  • Уже в дошкольном возрасте готовят ребенка к обучению грамоте путем развития чувствительности пальцев рук. Слепых детей об­учают грамоте с помощью специального точечного шрифта системы педагога Луи Брайля.
Необходимо учить ребенка ориентироваться в своей квартире и передвигаться, ощупывая руками различные предметы, а также вдоль стены, спускаться и подниматься по лестнице. Существуют различные технические средства, обеспечивающие ориентировку слепых в пространстве. Специалисты-тифлопедагоги подберут необходимые приспособления для ребенка.
  • Необходимо учить ребенка ориентироваться в своей квартире и передвигаться, ощупывая руками различные предметы, а также вдоль стены, спускаться и подниматься по лестнице.
  • Существуют различные технические средства, обеспечивающие ориентировку слепых в пространстве. Специалисты-тифлопедагоги подберут необходимые приспособления для ребенка.
Важное значение в коррекционной работе с ребенком с нарушением зрения имеет специальная логопедическая работа. Она проводится поэтапно с учетом уровня сформированности речи.
  • Важное значение в коррекционной работе с ребенком с нарушением зрения имеет специальная логопедическая работа. Она проводится поэтапно с учетом уровня сформированности речи.
Основными направлениями в работе педагогов детского сада с семьей детей с глазной патологией являются: изучение особенностей семейного воспитания ребенка; разработка и реализация совместно с семьей индивидуальных программ помощи ребенку; просвещение родителей с целью расширения представлений об особенностях развития детей со зрительной патологией и мето­дах коррекционно-развивающей работы с ними.

Основными направлениями в работе педагогов детского сада с семьей детей с глазной патологией являются:

  • изучение особенностей семейного воспитания ребенка;
  • разработка и реализация совместно с семьей индивидуальных программ помощи ребенку;
  • просвещение родителей с целью расширения представлений об особенностях развития детей со зрительной патологией и мето­дах коррекционно-развивающей работы с ними.
ОБЩИЕ СТРАТЕГИИ НОРМАЛИЗАПИИ ЖИЗНИ СЕМЬИ НЕЗРЯЧЕГО РЕБЕНКА Для нормализации семейной жизни необходимо, чтобы родители не замыкались в своем горе. Им следует попытаться найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Они поймут, что не одиноки в своем несчастье. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.

ОБЩИЕ СТРАТЕГИИ НОРМАЛИЗАПИИ ЖИЗНИ СЕМЬИ НЕЗРЯЧЕГО РЕБЕНКА

  • Для нормализации семейной жизни необходимо, чтобы родители не замыкались в своем горе. Им следует попытаться найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Они поймут, что не одиноки в своем несчастье. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье. Учебное пособие. Московкина А.Г. 2015г.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье. Учебное пособие. Московкина А.Г. 2015г.