Отношения в семье, обществе всегда были сложными и многогранными. Как они складываются, зависит от личности и взрослого, и ребенка, образования родителей, завышенных или заниженных ожиданий родителей успешности ребёнка, какие используются средства воспитательного воздействия по отношению к ребенку и др.
Взаимоотношения родителей и детей рассматриваются как положительные, амбивалентные и отрицательные.
Положительные –когда существует устойчивый эмоциональный контакт между родителями и детьми и отсутствие конфликтов.
Амбивалентные - когда противоречивость и непоследовательность конфликтов чередуются с близким эмоциональным контактом. Отрицательные - частые конфликты приводят к полному нарушению эмоционального контакта между детьми и родителями.
Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых или сверстников, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.
Формы жестокого обращения с детьми:
• Физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку) ;
• Сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми; просмотр видеороликов данного характера) ;
• Психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера). Это открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний. Однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
• Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию) .
Такой ребенок часто попадает и в ситуацию неблагополучия в отношениях со сверстниками.
Предотвратить жестокость и насилие по отношению к ребенку возможно, если знать признаки:
- физического насилия:
• Боязнь физического контакта с взрослыми;
• Стремление скрыть причину травм;
• Плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
• Негативизм, агрессивность, жестокое обращение к окружающим и с животными;
• Суицидальные попытки, разговоры об этом («Я не хочу жить», «Мне надоело жить») .
-сексуального насилия:
• Ночные кошмары, страхи;
• Не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;
• Стремление полностью закрыть свое тело;
• Депрессия, низкая самооценка.
- психического насилия:
• Постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;
• Различные соматические заболевания;
• Беспокойство, тревожность, нарушения сна;
• Агрессивность;
• Склонность к уединению, неумение общаться;
• Задержка физического, умственного развития;
• Низкая успеваемость;
• Нервный тик, энурез.
- пренебрежения нуждами ребенка (заброшенные дети) :
• Задержка речевого и моторного развития;
• Постоянный голод;
• Кража пищи;
• Требование ласки и внимания;
• Низкая самооценка, низкая успеваемость;
• Агрессивность, импульсивность;
• Сонный вид и утомленность;
• Санитарно-гигиеническая запущенность;
• Отставание в физическом развитии;
• Часто вялотекущая заболеваемость;
• Антиобщественное поведение, вандализм.
Профилактика жестокого обращения с детьми состоит в:
- Создании доверительно-делового контакта педагогов с родителями;
- Вовлечении родителей в работу детского сада, школы;
- Изучении семьи через беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр, патронаж семей группы риска .