СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ранняя профориентация-речевые игры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель игры – расширение и закрепление представлений о всевозможных профессиях, их особенностях и важности для общества, используемых рабочих инструментах, производимой продукции.

Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию.

Просмотр содержимого документа
«Ранняя профориентация-речевые игры.»


Ранняя профориентация в ДОУ.

Речевые игры от логопеда.

1.   Цель: формирование представления о профессиях.

Что такое профессия?

Для чего нужны профессии?

Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Что бы случилось, если бы не было врачей, строителей, учителей, поваров, пожарных, воспитателей, милиционеров?

Объясните, почему «все профессии важны, все профессии нужны»?

2.     Загадки:

1) Громко прозвенел звонок,              

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель —

Проведет урок (учитель)

 

2) На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает (продавец)

 

 3) Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь —

Как лечиться, знает (врач)

 

4) Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник —

Делает нам стулья (плотник)

 

5) Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит (строитель)

 

6) Мастерица на все руки

Нам сошьет пиджак и брюки.

Не закройщик, не ткачиха.

Кто она, скажи… (портниха)

 

7) Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской,

У него в руке ведро,

Сам раскрашен он пестро. (Маляр)

 

8) Наведёт стеклянный глаз,

Щёлкнет раз - и помним вас. (Фотограф)

 

9) Встаём мы очень рано,

Ведь наша забота -

Всех отвозить

по утрам на работу. (Водитель)

 

10) Он нам делает прически,

Подстригает челки.

Фены, ножницы, расчески

У него на полке (Парикмахер)

3.    Игра «Что для кого»

Я называю вам профессию, а вы быстро должны назвать, что для человека этой профессии нужно.

Копилка слов: Учителю - указка, учебник, мел, доска…

Повару - кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…

Водителю - автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…

Художнику - кисти, мольберт, глина, краски.

Продавцу - весы, товар, фартук, касса, деньги…

Врачу - халат, шапочка, медицинская карта, ручка…

Пожарному - каска, шланг, вода, огнетушитель.

Швее - ножницы, ткань, швейная машина, иголка.

Воспитателю - группа, прогулка, игра, книга.

Плотнику - топор, пила, гвозди, доска, рубанок.

Строителю - кирпичи, цемент, дверь, рама.

Парикмахеру - ножницы, фен, зеркало, расческа, заколки.

4.     Пальчиковая гимнастика «Профессии»

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

5.     Игра «Угадай, какая профессия у человека»

- Ножницы, ткань, швейная машина - … (портной);

- Доска, мел, учебник - … (учитель);

- Маленькие дети, прогулки, игры - … (воспитатель);

- Краски, кисти, побелка - … (маляр);

- Корабль, тельняшка, море - … (моряк);

- Небо, самолёт, аэродром - … (лётчик);

-Двор, метла, урна. (Дворник);

-Сумка, газета, письмо. (Почтальон);

-Фотоаппарат, плёнка, квитанция. (Фотограф);

-Дом, кирпич, цемент. (Строитель);

-Автобус, деньги, билет. (Кондуктор);

-Книга, библиотека, читатель. (Библиотекарь).

6.   Обсуждение пословиц.

1. Не игла шьет, а руки.

  1. За много дел не берись, а в одном отличись.

  2. Труд человека кормит, а лень портит.

  3. Почет и труд рядом живут.

  4. Всякий человек в деле познается.

  5. Дерево сильно корнями, а человек трудами.

  6. Землю солнце красит, а человека труд.

  7. Глаза страшатся, а руки делают.

  8. Кто не работает, тот не ест.

  9. Делу время, потехе час.

  10. Скучен день до вечера, когда делать нечего.

  11. Дело мастера боится.

  12. Без топора - не плотник, без иголки - не портной.

  13. Не молот железо кует, а кузнец.

7.      Грамматические игры:

1) Подбери действия (не менее трех действий):

Швея (что делает?) – …шьет, примеряет, выкраивает.

Милиционер (что делает?) — …

2) Один – много (множественное число):

водитель – водители

врач — …

учитель — …

рабочий — …

пожарный — …

летчик — …

геолог — …

медсестра — …

буровик — …

повар — …

воспитатели — …

швея — …

3) Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

повар – нет повара,

клоун — …

милиционер — …

врач — …

строитель — …

сапожник — …

пожарный — …

рабочий — …

работа — …

труд — …

профессия — …

инструмент –

4) Посчитай:

Одна швея, две …, три …, четыре …, пять… Один продавец, два …, три …, четыре …, пять … и т.д.

5) Продолжи предложения:

В магазине работают продавцы, кассиры, …

В больнице работают …, …, … .

На стройке работают …, …, … .

В детском саду работают …, …, … .

8.) «Подбери слово» (подбор подходящих по смыслу определений) Летчик какой? - храбрый, умный.
Учитель какой? - (умный, добрый)

Водитель какой? - (внимательный, осторожный)

Грузчик какой? - (сильный, могучий)

Строитель какой? - (умелый, ловкий)

Врач какой? - (старательный, добрый)

Танцовщица какая? - (талантливая, красивая, стройная)

Воспитательница какая? - (добрая, веселая, умная)
9.)«Кто работает на машинах?» (формирование навыка словообразования) На тракторе работает ... тракторист.
На поезде работает ...машинист
На машине работает ...водитель
На корабле работает ...капитан
На самолете работает ...летчик
На экскаваторе работает ...экскаваторщик
На трамвае работает ...трамвайщик
На кране работает ...крановщик
На ракете работает ...космонавт

10.) «Разгадай слово» (из каких слов образовано слово)

Хлебороб = хлеб, перерабатывает

(рыболов, лесоруб, пчеловод, трубочист, садовод)

11.) Образуй новые слова, ответив на вопрос: Что делает?( в настоящем времени0

• Сшил – что делает? – шьет
• Положил – что делает? - ……. (кладет)
• Построил – что делает? - ………….
• Починил – что делает? - ……….

12.) Прочитать детям отрывок из стихотворения Д. Родари и обсудить его.


                                  «Чем пахнут ремесла»

У каждого дела есть запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

 Пахнет маляр скипидаром и краской.

 Пахнет стекольщик оконной замазкой.

 Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате — лекарством приятным.

Рыхлой землею, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только бездельник не пахнет никак

13. )  Дидактическая игра «Назови профессию» (образование существительных с помощью суффикса -щик).

Кто носит багаж?  —  Носильщик.     

Кто сваривает трубы?  —  Сварщик.

Кто вставляет стекла?  — Стекольщик.

Кто работает на кране?  — Крановщик. 

Кто кладет камни? —  Каменщик.  

Кто чинит часы?  — Часовщик.  

Кто точит ножи?  — Точильщик.  

Кто кроит платье?  — Закройщик.

15.) Дидактическая игра «Назови женские профессии» (словообразование):

 ткач — ткачиха, повар — ..., воспитатель — ..., учитель — ..., художник — ..., продавец — ..., певец — ..., летчик — ..., пианист — ..., скрипач — ... .

16.) Дидактическая игра «Почему так названы?» (сложные слова):

рыболов — ловит рыбу, пчеловод — ..., землекоп — ..., лесоруб — ..., трубочист — ....

17.) Дидактическая игра «Назови действия»:

лопатой —копают, иголкой — ..., пилой — ..., топором — ..., граблями — ..., кистями — ..., ножницами — ....

18.) Дидактическая игра «Ответь на вопрос» (употребление предлога в).

-Куда пойдет мама, если нужен врач?

-Куда ты пойдешь, если нужно сшить платье?

-Куда нужно пойти, чтобы купить лекарство? хлеб?

19.) Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Дровосеки рубят бор — есть у каждого ... (топор).

Папе гвоздь забить помог деревянный ... (молоток).

Пыль на полу — подайте ... (метлу).

Возле школы все ребята убирают снег ... (лопатой).

20.) «Кто что делает?»

Педагог бросает ребенку мяч и называет профессию, а ребенок ловит мяч, называет трудовое действие и возвращает мяч вам.

Например:

Врач... — лечит детей.

Логопед... — учит детей правильно говорить.

Воспитатель... — воспитывает детей.

Швея... — шьет одежду.

Продавец... — продает игрушки, посуду, продукты

Почтальон... — разносит газеты, журналы, письма.

Каменщик... — возводит стены из кирпича.

 Маляр... — красит окна, двери, стены.

Шофер... — водит машину, автобус.

Летчик... — управляет самолетом.

Игра «Назови профессию»

Цель: формировать умение образовывать существительные от глаголов, развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Педагог бросает мяч ребенку и называет глагол: «Воспитывает…» Ребенок продолжает: «Воспитатель».

Копилка слов: Учит - …учитель; строит - …строитель; грузит - …грузчик; сторожит - …сторож; летает - …лётчик; танцует - …танцор; поёт - …певец; продает - …продавец и т. д.

На доске могут быть картинки с изображением людей данных профессий.

Игра «Что чем делают?»

Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах; употребление существительных в дательном падеже;

Ход игры.

На столе разложены картинки – орудия труда, в перевернутом виде. Дети по очереди берут, называют предмет и рассказывают, что этим предметом можно делать.

Например: ребенок берет картинку – лопата и говорит: «Это лопата. Лопатой можно копать».

Игру можно провести в форме лото. Ведущий берет картинку и описывает действия, которые можно выполнить с данным предметом, а дети отгадывают: «Этим предметом можно копать (лопата). Этим предметом можно строгать доски (рубанок) Этим предметом можно резать (нож)» и т.д.

Игра «Кому что нужно для работы?»

Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах; уточнить и расширить знания о профессиях.

Ход игры.

Дети делятся на две группы. По сигналу воспитателя нужно разложить картинки – орудия труда к картинке – нужной профессии. Затем дети по очереди объясняют свой выбор. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Игра «Исправь Незнайкины ошибки»

Цель: развитие грамматического строя речи; активизация словарного запаса; развитие слухового внимания, мышления.

Ход игры.

В гости к детям приходит Незнайка. Говорит, что он был на стройке и много чего видел. Начинает произносить предложения. Дети на слух определяют ошибку и исправляют.

Незнайка: «Пилой забивают гвозди».

Дети: «Молотком забивают гвозди».

Копилка: Кистью пилю дрова. Молотком крашу стены. Плотник ведёт машину. Маляр работает на кране. Самосвал поднимает грузы.

Игра с мячом «Строим дом»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных; развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Педагог бросает мяч ребенку и произносит: «Построим дом из кирпича, значит какой будет дом?» Ребенок: «Кирпичный дом»

Копилка слов: дом из камня, дом из фанеры, фундамент из бетона, окна из пластика, дверь из дерева, петли из металла, замок из железа, кольцо из золота, куртка из кожи и т. д.

Игра «Подскажи словечко»

Цель: развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.

Ход игры. Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение.

В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож).

Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска).

В небо синее пилот поднимает… (самолет).

Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок).

Красить комнаты пора. Пригласили. (маляра).

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц. (дрессировать).

Каждый день газету в дом нам приносит. (почтальон).

На глазах у детворы крышу красят. (маляры).

Кукол я лечу с утра. Я сегодня. (медсестра).

Я бы летчиком-пилотом

Непременно стать хотел,

Я тогда на самолете

До Москвы бы … (Долетел).

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает. (столяр)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит. (строитель)

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник —

Делает нам стулья. (плотник)

Игра с мячом «Скажи по-другому»

Цель: уточнение и активизация словаря синонимов.

Ход игры.

Педагог называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать «слово – приятель» к названному, сказать это слово и бросить мяч обратно воспитателю. Если слово подобрано верно, ребёнок делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто быстрее подойдёт к условной линии, на которой находится воспитатель.

Копилка слов: Работа – (труд, дело); дом – (здание, жилище); дорога – (путь, шоссе); труженик – (рабочий, работник); учитель – (педагог, преподаватель); громадный – (большой, гигантский); трудится – (работать); врач – (доктор, лекарь); летчик – (пилот), швея – (портниха).

Игра с мячом «Всё наоборот»

Цель: уточнение и активизация словаря антонимов.

Ход игры

Воспитатель называет слова и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Копилка слов: Одеть - (раздеть), поднял - (опустил), бросить - (поймать), спрятать - (найти),

положить - (убрать), приехал – (уехал), заехал – (выехал), построил – (сломал), вход – (выход), включить – (выключить).

Игра с мячом «Ассоциации»

Цель: учить детей подбирать слова – орудия труда по представлению.

Ход игры Воспитатель бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок называет предмет, который может принадлежать человеку этой профессии и возвращает мяч.

Копилка слов: Дворник– метла, лопата, продавец – касса, врач – фонендоскоп, повар– кастрюля, маляр – кисть, парикмахер – фен, шофер – руль, штукатур – мастерок, художник – холст, банкир- банкноты…

Игра «Угадай, кем я хочу быть?»

Цель: развивать слуховое внимание, мышление, связную речь, актуализировать словарный запас по теме «Профессии».

Ход игры

Воспитатель предлагает детям подумать, кем они хотели бы быть, описать свою профессию так, чтобы другие дети отгадали.

Например, Ребёнок: Мне нужны такие инструменты: ножницы, расчёска, бритва, фен.

Остальные дети: Ты хочешь быть парикмахером.

Игра «Потерянные инструменты»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, предложно-падежное управление.

Воспитатель предлагает ситуацию: будто все присутствующие живут в одном доме и соседу (воспитателю) понадобились какие-либо инструменты, и он приходит попросить их у соседей. А инструментов нет.

Ход игры

Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: «Нужны ножницы (молоток, гвозди)». Ребенок отвечает: «Нет ножниц (молотка, гвоздей)».

Игра «Объясняй-ка»

Цель: развивать грамматический строй речи, словообразование: учить пониманию и толкованию сложных слов.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям объяснить, из каких слов получились названия профессий.

Копилка слов: рыболов, лесоруб, дровосек, зверовод, коневод, овощевод, садовод и т. д.

Игра «Город гномиков»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям представить, что они очутились в городе гномиков. И все предметы там очень маленькие. Можно придумать сказку, сопровождая ее соответствующими картинками:

«Однажды дети в детском саду играли в волшебников. И один мальчик вспомнил волшебные слова из сказки и произнес их, и все дети и воспитатель вдруг попали в город гномиков. Все предметы вокруг были настолько малы, что их можно было не сразу увидеть. Ребята со своим воспитателем решили прогуляться по городку. Идут они осторожно, чтобы не наступить на что-нибудь. Вдруг они увидели дом, похожий на Олин. Но это был вовсе не дом, а крошечный (домик). Подошли они ближе. Заглянули в окна? Нет, это были не окна, а крошечные (окошечки). Рядом с домиком стояла (показ картинки… синенькая скамеечка. Ребята решили присесть на скамеечку и подумать, как же им вернуться в свой большой город. Думали они думали и очень проголодались. И тут они увидели недалеко от домика (показ картинки) … магазинчик.

(Продолжение на своё усмотрение можно придумать самим… Проявите творчество)

Спасибо, за то, что дочитали до конца!