Г
ородской округ города Выкса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад комбинированного вида № 26 «Ласточка»
607060, Нижегородская область, г.Выкса, микрорайон Гоголя, здание №16-«а»
Телефон 8(831)32635, E-Mail: lastochka26doy@yandex.ru
РАНЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ДОУ-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Подготовил педагог-психолог:
Мысягина Ю.М.
Первая квалификационная категория
Психологический подход к ранней профориентации в ДОУ заключается в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств и методов воздействия на личность ребёнка с учётом его возрастных особенностей.
В настоящее время формируется новый образовательный результат профориентационной работы в ДОУ:
-ранняя общетрудовая подготовка, развитие общих способностей детей;
-раннее самоопределение детей дошкольного возраста;
-удовлетворение индивидуальных познавательных интересов дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности;
-расширение кругозора и формирование системы представлений о группах профессий;
-формирование системы отношений и нравственных установок к труду;
-популяризация рабочих специальностей, повышение престижа рабочих профессий и социального статуса человека труда;
-популяризация профессионализма в любой сфере труда;
-ориентация на региональный рынок труда, перспективы развития социально-экономической сферы;
-содействие формированию адекватной позиции родителей на выбор профессии ребенком.
Всё это, в свою очередь, осуществляется в целях сформировать психологическую готовность ребёнка как личности осуществить выбор будущей профессии, исходя из собственных интересов, способностей и мотивов, которые должен помочь сформировать и раскрыть педагог.
В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
В детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания. Таким образом, с помощью РППС, формируемой нами, мы мотивируем детей. Они знакомятся наглядно с процессом работы и результатом деятельности, становясь собственно субъектом этой деятельности.
В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Система работы с дошкольниками по психологической ранней профориентации проводится по 3 направлениям:
- приближение детей к труду взрослых;
- приближение труда взрослых к детям;
- совместная деятельность детей и взрослых.
I.Приближение детей к труду взрослых. Это, когда педагог знакомит детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы), во что одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т.п. А также, можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии. С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.
II. Приближение труда взрослых к детям. Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий на работе
(предприятии, учреждении). Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых, способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?»
III. Совместная деятельность взрослого и ребѐнка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.
Одним из эффективных технологий по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых является проектная деятельность так как:
- основывается на личностно- ориентированном подходе к обучению и воспитанию;
- позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых - это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.