СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей по вопросам раннего обучения чтению дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде?»

РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ:


ПОТРЕБНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ


ДАНЬ МОДЕ?



Можно ли ребенка 2-3 лет научить читать? Этот вопрос приходится часто слышать от родителей. Хочется спросить в ответ: «А зачем вы хотите научить читать двухлетнего малыша? Неужели только для того, чтобы демонстрировать его способности перед знакомыми?». «Но он сам выучил буквы. значит, у него есть потребность в этом»,- могут возразить родители. Да, информационный бум – примета нашего времени, и малыш ощущает это на себе.


Некоторые родители полагают, что если ребенка научить читать в 1,5-2 года, то в дальнейшем он будет опережать в развитии своих сверстников. Это заблуждение. Ученые изучили потенциальные возможности детей раннего возраста. Ребенок 2 лет сам, то есть без инициативы взрослых, выучить буквы не может! Даже заинтересованно рассматривая замысловатые «узоры»-буквы, изображенные на кубиках, лото или игрушках, он не стремится запомнить их. Запоминание начинается после того, как взрослый назовет буквы и будет повторять их каждый день, находя очертания букв в окружающих предметах: «о» - кружок, баранка; «у» - трубочка, дудочка и т.д.


Со временем дети сами начинают «находить» буквы в предметах.

Первые 2-3 буквы малыш запоминает, прилагая определенные усилия, а затем догадывается, что изображение, которое он рассматривает, как и любая картинка, - петушок. собачка, кошка. С этого момента он, как это подметили многие родители, начинает требовать, чтобы взрослые называли незнакомую букву. Но маленьким ребенком движет не желание научиться читать! Он «откликается» на букву-предмет, а не на графическое изображение звука родного языка, элемент печатного слова. Воспринимая букву как предмет, малыш запоминает ее название так же, как названия предметов, которые его окружают. Поэтому дети довольно быстро запоминают буквы на кубиках точно так же, как имена своих кукол, героев сказок, близких людей. Несколько позднее малыш начинает находить знакомые буквы на рекламных вывесках, в заголовках газет, Исследования показали, что практически все здоровые дети 2-3 лет способны запомнить алфавит, а в 3-3,5 года научиться читать отдельные слова.


И все же этот опыт не позволяет рекомендовать раннее обучение грамоте. Почему? Из опасения, что родители начнут форсировать усвоение грамоты всеми средствами, заставляя малютку зубрить алфавит. такое бессистемное натаскивание сопряжено с известными нервными перегрузками и может только помешать последующему обучению грамоте.


В комнате можно повесить (на уровне глаз ребенка) таблички с буквами или плакат с алфавитом и назвать буквы – и только. Не надо требовать от малыша того, что не свойственно его возрасту.


Запоминание алфавита и чтение – разные действия. Чтение – это не просто называние букв, а умение составлять из них слова, что требует более серьезного синтеза. Поэтому ранним обучением грамоте надо заниматься избирательно, вдумчиво и лишь до того момента, пока малышу это интересно. Дети раннего возраста должны много двигаться, играть с игрушками, накапливать сенсорную информацию об окружающем мире: брать в руки предметы, вкладывать их один в другой, ощупывать, бросать кубики, шарики и т.п. Предметная деятельность является ведущей на данном этапе.


У ребенка первых трех лет жизни преобладает наглядно-действенное мышление (сенсомоторный интеллект). Мыслительные операции только развиваются и осуществляются в наглядно-действенном плане, т.е. в процессе практических действий с пирамидками, матрешками, колечками, которые ребенок раскладывает, разъединяет и собирает; сравнивает, прикладывая одну часть к другой.


Маленькие дети не могут «манипулировать» звуками родного языка, составляя или разъединяя слоги, на уровне понятийного мышления. Их словарный запас далеко не всегда соответствует запасу понятий: не все слова они произносят осмысленно, многие из них не содержат обобщения определенного опыта. Фундаментом мышления ребенка являются не сами по себе слова, а то содержание, которое он вкладывает в них.


Вот почему между умением читать, оформлять звуки речи в слоги и слова и умственным развитием ребенка нельзя поставить знак равенства.

К обучению грамоте родители малышей должны относиться с большой ответственностью, потому что оно связано с освоением элементов знаковой культуры общества. Эти знания должны преподноситься детям любого возраста методически правильно!


Конечно, из всего сказанного вовсе не следует, что надо отобрать у ребенка книги. Пусть в его распоряжении останутся и кубики с буквами, и сказки, и картинки с цифрами. Пусть вы назовете ему первые буквы и поможете прочесть первые слова.

Обязательно другое: чтобы уже на 2-3 году жизни ребенок под руководством взрослых овладевал рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием.

В этом возрасте ведущим видом развивающей деятельности является игра. Вот почему малыш, знающий алфавит и даже «читающий» отдельные простые слова, очень скоро оставляет эти занятия, переключаются на игру, показывая взрослым, что раннее чтение – всего лишь дань моде.

В 5-6 лет детям легче овладеть грамотой, в этом возрасте можно начинать обучение чтению. Хотелось бы предостеречь родителей, чего нельзя делать ни в коем случае.

Нельзя!

-заниматься по системе школьного обучения, т.е. без учета возрастных возможностей малыша.

-заниматься с ребенком без желания с его стороны.

-беспорядочно знакомить малыша с алфавитом, акцентируя внимание на названии буквы, а не на звуке (например, показывая букву «М» произносить «Эм». Надо «м-м-м».)

-при знакомстве со слогом (ма, па, ба, бо, ту, ти и т.д.) разрывать его вопросами типа: «М» и «А» - что будет? (Ребенок никогда не догадается, что вы ждете от него ответа: «Ма».)


Если вы решили сами обучать чтению вашего ребенка, то надо знать, что ребенок должен уметь произносить все звуки родного языка!


В России разработаны специальные методики обучению грамоте маленьких детей. Лучшей из них является методика Н.Зайцева, но она требует специальной подготовки взрослого.

Раннее чтение совсем не обязательно для маленького ребенка. Если ваши занятия малыш отвергает, значит, ему еще рано заниматься несвойственной его возрасту деятельностью. Будьте милосердны, подарите крохе радость общения, радость детства. Ранее детство имеет свои особенности, оно так же неповторимо, как сама жизнь!

Всему свое время!

Психофизическое благополучие малыша, как и взрослого, предполагает физическое, психическое, эмоциональное здоровье. И это главное в ранний период детства.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!