Раннее развитие ребенка – не роскошь, а требование времени
За последние десятилетия в нашей жизни, в общественном устройстве и в сознании людей произошли большие изменения. Это касается всех сфер человеческой деятельности, и в частности раннего развития детей дошкольного возраста.
В советские времена при поступлении в первый класс от ребенка не требовалось специальной подготовки. Если ребенок хотел учиться, то он успешно заканчивал школу, поступал в институт. Высшее образование было бесплатным. Выпускникам вузов гарантировалось распределение на работу Если же у молодого человека не возникало желания получать знания, заботиться о будущей профессии, то его все равно обучали до восьмого класса, определяли в училище и давали рабочую специальность. Только совсем «пропащий» мог остаться без куска хлеба.
Иное дело теперь. Высшее образование стоит дорого и доступно далеко не всем. Если ребенок к подростковому возрасту так и не осознает, что нужно учиться и думать о том, как он станет зарабатывать средства к существованию, то перспективы его печальны. В наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально — в руках любящих и заботливых родителей.
Изменились требования в школах. В первом классе хотят видеть подготовленных малышей, обладающих начальным багажом знаний. И чем лучше подготовлен ребенок к школьной жизни, тем легче ему будет учиться, тем выше будут его результаты. Да и сами школы стали существенно отличаться друг от друга. Родители будущих первоклассников из уст в уста передают сведения о школах: в одной лучше преподают математику, в другой — гуманитарные предметы, в третьей — естественнонаучные. Каждому хочется, чтобы его ребенок учился в хорошей школе. А в хороших шкалах и требования выше.
Изменились методики обучения. Большинство заданий, контрольные и экзаменационные тесты строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не просто излагать заученный материал. Именно такой способ обучения оптимален в современных условиях. Не «напичкать» человека знаниями, на две трети для него бесполезными, но научить его думать, решать задачи, правильно воспользоваться справочными источниками, то есть указать ему путь, следуя которому он сможет получить необходимые знания, реализоваться в жизни и в профессии.
Привычку к такой непростой форме обучения можно и нужно вырабатывать в раннем детстве. В последние годы появилось множество студий раннего развития. Лучшие из них как раз и занимаются тем, что не только учат читать, считать и декламировать стишки на английском языке ради умиления пап и мам, бабушек и дедушек, но прежде всего «учат учиться», учат мыслить, рассуждать, грамотно формулировать и не бояться высказывать свои мысли вслух; взаимодействовать в коллективе. Но, как показывает практика, усилия даже самых опытных и квалифицированных педагогов не принесут достаточной пользы без активного участия родителей в процессе обучения, без регулярных домашних заданий.
Лавинообразное развитие электроники не могло не изменить людей, и прежде всего детей, которые рождаются в окружении всевозможных электронных устройств. Малыши осваивают бытовую технику раньше, чем начинают говорить. Многие родители жалуются на то, что дети не читают книжек. Что же в этом удивительного? Какая книжка, даже с самыми чудесными картинками, сравнится для современного малыша с телевизионными программами и компьютерными играми?
И все-таки, как бы это ни было трудно, необходимо ограничивать общение ребенка с телевизором, компьютером, DVD-плейером. Иначе к подростковому возрасту у него сформируется стойкая зависимость от «движущихся картинок», от виртуальной реальности. Становится все более очевидно, что эта зависимость сродни наркотической и вредит не только психическому, но и физическому здоровью. Какой бы сложной и напряженной ни была ваша жизнь, не отдавайте малышей на воспитание телевизору и компьютеру, дарите живое человеческое тепло. А для того чтобы приобщить ребенка к чтению — занятию намного более полезному для духовного и умственного развития, чем многочасовое просиживание перед телеэкраном или монитором компьютера, — нам, родителям, надо приложить немало усилий, труда, любви и терпения.
Неузнаваемо изменились книжные магазины. Сейчас в них наблюдается такое разнообразие ярких печатных изданий на самые разнообразные темы, что глаза разбегаются. Имеется богатейший выбор развивающих книг для дошкольников. Главное — не заблудиться в этом «книжном лесу» и выбрать именно то, что нужно вашему малышу. Книги для обучения и развития дошкольников бывают методические, то есть адресованные в первую очередь педагогам и воспитателям, а бывают художественно-игровые, которые лучше всего использовать для домашних занятий с детьми.
Раннее развитие ни в коем случае не означает, что кроху надо раньше времени лишить беззаботного детства и мучить науками. Занятия с дошкольниками должны проходить в форме увлекательной игры, доставляющей им удовольствие. Сказка и игра — наши лучшие помощники. Надо постоянно придумывать что-то занимательное, подключать фантазию, чтобы поддерживать у малыша интерес к занятиям. Не нужно усиленно принуждать ребенка — это приведет к сопротивлению с его стороны, к его и вашей нервной перегрузке. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка можно найти способ заинтересовать, увлечь его полезными упражнениями. Если малыш категорически не склонен к усидчивости, то буквы, цвета, фигуры, цифры и многое другое вполне реально выучить с помощью подвижных игр, с помощью игр с песком и водой. Только так можно добиться успеха и не привить будущему школьнику отвращения к учебному труду. Специальные игровые развивающие книжки помогут вам в этом.
Современные дети очень рано начинают осознавать значение товарно- денежных отношений. И все-таки не стоит объяснять пятилетнему ребенку, что он должен учиться с малых лет для того, чтобы впоследствии наиболее успешно реализовать свои права на труд, на жилье и на отдых. Всему свое время. Не стоит забывать о том, что за последние годы роль денег возросла настолько, что бездуховность молодого поколения стала реальной угрозой. Стремление к материальному благополучию становится целью жизни, а высшие человеческие ценности — любовь, дружба, милосердие, справедливость — все дальше отходят на второй план, обесцениваются. Для того чтобы избежать духовной катастрофы, мы должны не только давать детям знания, образование в целях последующего жизненного успеха, но учить их доброте, порядочности, состраданию к чужим бедам. Может быть кто-то из молодых пап и мам с иронией отнесется к этим советам, но равнодушие и черствость детей самой отвратительной стороной оборачивается в первую очередь про: родителей. Если ребенок видит груб невнимательное отношение папы ил мамы к бабушке и дедушке, то скорее всего будет вести себя та: по отношению к своим родителям.
Раннее развитие малышей не яв: ется самоцелью. Конечно, все любя: родители хотят, чтобы их ребенок вы умным, образованным, получил хоро профессию и смог обеспечивать се и свою семью. Но если мы не прив человеку важнейших нравственных щ вил, не научим любить и сопережива~ он не сможет быть счастливым. Об эг нужно обязательно помнить, занимая с малышами. Сначала — любовь и брота, потом — знания и навыки.
Изменения климата (глобальи потепление), радиационного фона (последствия ядерных испытаний и катстроф) также взаимосвязаны. Можнй с недоверием и просто с юмором относиться к публикациям о детях- индиго, то есть о детях, от рождения наделенных сверхъестественными способностями. Но ведь не исключено, что изменения в окружающей среде, условия и ритмы современной жизни, приводящие к массовым психологическим перегрузкам, депрессиям; а также, возможно, эксперименты в области генетики и человеческой психики явились причинами появления на свет не только детей-инвалидов, но и детей с необычными, «сверхчеловеческими» способностями. Но это лишь предположения, догадки. Каждый ребенок с рождения талантлив, обладает огромным потенциалом. Однако если его, как Маугли, будут воспитывать волки, т он будет выть, бегать на четверенью поглощать сырое мясо, и вернуть ему человеческий облик практически невозможно. Это доказано многочисленным примерами. Если врожденные дарован ребенка не развивать, то они увян за ненадобностью. Но если родителе приложат максимум усилий для того! чтобы с самого раннего возраста да- своему ребенку разностороннее развитие — духовное, умственное, физическое, — то эта работа принесет хорошие плоды.