СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Раннее развитие ребенка – не роскошь, а требование времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

За последние десятилетия в нашей жизни, в общественном устройстве и в сознании людей произошли большие изменения. Это касается всех сфер человеческой деятельности, и в частности раннего развития детей дошкольного возраста.За последние десятилетия в нашей жизни, в общественном устройстве и в сознании людей произошли большие изменения. Это касается всех сфер человеческой деятельности, и в частности раннего развития детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«"Раннее развитие ребенка – не роскошь, а требование времени"»

Раннее развитие ребенка – не роскошь, а требование времени


За последние десятилетия в нашей жизни, в общественном устройстве и в сознании людей произошли большие изменения. Это касается всех сфер человеческой деятельности, и в частности раннего развития детей дошкольного возраста.

В советские времена при посту­плении в первый класс от ребенка не требовалось специальной подготовки. Если ребенок хотел учиться, то он успешно заканчивал школу, поступал в институт. Высшее образование было бесплатным. Выпускникам вузов гаранти­ровалось распределение на работу Если же у молодого человека не возникало желания получать знания, заботиться о будущей профессии, то его все равно обучали до восьмого класса, определяли в училище и давали рабочую специаль­ность. Только совсем «пропащий» мог остаться без куска хлеба.

Иное дело теперь. Высшее образо­вание стоит дорого и доступно далеко не всем. Если ребенок к подростковому возрасту так и не осознает, что нужно учиться и думать о том, как он станет зарабатывать средства к существованию, то перспективы его печальны. В наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально — в руках любящих и заботливых родителей.

Изменились требования в школах. В первом классе хотят видеть подго­товленных малышей, обладающих на­чальным багажом знаний. И чем лучше подготовлен ребенок к школьной жизни, тем легче ему будет учиться, тем выше будут его результаты. Да и сами школы стали существенно отличаться друг от друга. Родители будущих первоклассни­ков из уст в уста передают сведения о школах: в одной лучше преподают математику, в другой — гуманитарные предметы, в третьей — естественно­научные. Каждому хочется, чтобы его ребенок учился в хорошей школе. А в хороших шкалах и требования выше.

Изменились методики обучения. Большинство заданий, контрольные и экзаменационные тесты строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не просто излагать заученный материал. Именно такой способ обучения опти­мален в современных условиях. Не «напичкать» человека знаниями, на две трети для него бесполезными, но научить его думать, решать задачи, пра­вильно воспользоваться справочными источниками, то есть указать ему путь, следуя которому он сможет получить необходимые знания, реализоваться в жизни и в профессии.

Привычку к такой непростой форме обучения можно и нужно вырабатывать в раннем детстве. В последние годы появилось множество студий раннего развития. Лучшие из них как раз и занимаются тем, что не только учат читать, считать и декламировать стишки на английском языке ради умиления пап и мам, бабушек и дедушек, но прежде всего «учат учиться», учат мыслить, рас­суждать, грамотно формулировать и не бояться высказывать свои мысли вслух; взаимодействовать в коллективе. Но, как показывает практика, усилия даже самых опытных и квалифицированных педагогов не принесут достаточной пользы без активного участия родителей в процессе обучения, без регулярных домашних заданий.

Лавинообразное развитие электро­ники не могло не изменить людей, и прежде всего детей, которые рождаются в окружении всевозможных электронных устройств. Малыши осваивают бытовую технику раньше, чем начинают говорить. Многие родители жалуются на то, что дети не читают книжек. Что же в этом удивительного? Какая книжка, даже с самыми чудесными картинками, срав­нится для современного малыша с телевизионными программами и ком­пьютерными играми?

И все-таки, как бы это ни было труд­но, необходимо ограничивать общение ребенка с телевизором, компьютером, DVD-плейером. Иначе к подростковому возрасту у него сформируется стойкая зависимость от «движущихся картинок», от виртуальной реальности. Становится все более очевидно, что эта зависи­мость сродни наркотической и вредит не только психическому, но и физи­ческому здоровью. Какой бы сложной и напряженной ни была ваша жизнь, не отдавайте малышей на воспитание телевизору и компьютеру, дарите живое человеческое тепло. А для того чтобы приобщить ребенка к чтению — занятию намного более полезному для духовного и умственного развития, чем многоча­совое просиживание перед телеэкраном или монитором компьютера, — нам, родителям, надо приложить немало усилий, труда, любви и терпения.

Неузнаваемо изменились книжные магазины. Сейчас в них наблюдается такое разнообразие ярких печатных изданий на самые разнообразные темы, что глаза разбегаются. Имеется богатейший выбор развивающих книг для дошкольников. Главное — не за­блудиться в этом «книжном лесу» и выбрать именно то, что нужно вашему малышу. Книги для обучения и развития дошкольников бывают методические, то есть адресованные в первую очередь педагогам и воспитателям, а бывают художественно-игровые, которые лучше всего использовать для домашних за­нятий с детьми.

Раннее развитие ни в коем случае не означает, что кроху надо раньше времени лишить беззаботного детства и мучить науками. Занятия с дошкольниками должны проходить в форме увлекательной игры, доставляющей им удовольствие. Сказка и игра — наши лучшие помощники. Надо постоянно придумывать что-то занимательное, подключать фантазию, чтобы поддер­живать у малыша интерес к занятиям. Не нужно усиленно принуждать ребен­ка — это приведет к сопротивлению с его стороны, к его и вашей нервной перегрузке. В зависимости от индиви­дуальных особенностей ребенка можно найти способ заинтересовать, увлечь его полезными упражнениями. Если малыш категорически не склонен к усидчиво­сти, то буквы, цвета, фигуры, цифры и многое другое вполне реально выучить с помощью подвижных игр, с помощью игр с песком и водой. Только так можно добиться успеха и не привить будущему школьнику отвращения к учебному труду. Специальные игровые развивающие книжки помогут вам в этом.

Современные дети очень рано на­чинают осознавать значение товарно- денежных отношений. И все-таки не стоит объяснять пятилетнему ребенку, что он должен учиться с малых лет для того, чтобы впоследствии наиболее успешно реализовать свои права на труд, на жилье и на отдых. Всему свое время. Не стоит забывать о том, что за последние годы роль денег возросла настолько, что бездуховность молодого поколения стала реальной угрозой. Стремление к материальному благо­получию становится целью жизни, а высшие человеческие ценности — лю­бовь, дружба, милосердие, справедли­вость — все дальше отходят на второй план, обесцениваются. Для того чтобы избежать духовной катастрофы, мы должны не только давать детям знания, образование в целях последующего жизненного успеха, но учить их добро­те, порядочности, состраданию к чужим бедам. Может быть кто-то из молодых пап и мам с иронией отнесется к этим советам, но равнодушие и черствость детей самой отвратительной стороной оборачивается в первую очередь про: родителей. Если ребенок видит груб невнимательное отношение папы ил мамы к бабушке и дедушке, то скорее всего будет вести себя та: по отношению к своим родителям.

Раннее развитие малышей не яв: ется самоцелью. Конечно, все любя: родители хотят, чтобы их ребенок вы умным, образованным, получил хоро профессию и смог обеспечивать се и свою семью. Но если мы не прив человеку важнейших нравственных щ вил, не научим любить и сопережива~ он не сможет быть счастливым. Об эг нужно обязательно помнить, занимая с малышами. Сначала — любовь и брота, потом — знания и навыки.

Изменения климата (глобальи потепление), радиационного фона (последствия ядерных испытаний и катстроф) также взаимосвязаны. Можнй с недоверием и просто с юмором относиться к публикациям о детях- индиго, то есть о детях, от рождения наделенных сверхъестественными способностями. Но ведь не исключено, что изменения в окружающей среде, условия и ритмы современной жизни, приводящие к массовым психологи­ческим перегрузкам, депрессиям; а также, возможно, эксперименты в об­ласти генетики и человеческой психики явились причинами появления на свет не только детей-инвалидов, но и детей с необычными, «сверхчеловеческими» способностями. Но это лишь предпо­ложения, догадки. Каждый ребенок с рождения талантлив, обладает огромным потенциалом. Однако если его, как Маугли, будут воспитывать волки, т он будет выть, бегать на четверенью поглощать сырое мясо, и вернуть ему человеческий облик практически невоз­можно. Это доказано многочисленным примерами. Если врожденные дарован ребенка не развивать, то они увян за ненадобностью. Но если родителе приложат максимум усилий для того! чтобы с самого раннего возраста да- своему ребенку разностороннее раз­витие — духовное, умственное, фи­зическое, — то эта работа принесет хорошие плоды.