Урок физики в 8 классе
Тема «Напряжение. Измерение напряжения. Вольтметр»
Учитель физики МБОУ «Нововасюганская СОШ»
Петухова Н.М.
Тип урока: изучение нового материала
Цели и задачи урока: понять физическую сущность одной из характеристик электрического поля. Экспериментально выяснить особенности данной величины. Закрепить полученные ранее знания по теме «Электрический ток»
Образовательная:
активизировать познавательную деятельность учащихся путём решения проблемной задачи;
изучить понятие электрического напряжения на участке цепи;
научиться пользоваться вольтметром;
определить практическую значимость электрического напряжения
продолжить формирование понятий силы тока, напряжения;
продолжить формирование умения собирать электрические цепи по схеме, измерять напряжение на различных участках цепи
Воспитательная:
содействовать формированию у учащихся умения совместной работе в группе при рациональном разделении труда, умения внимательно слушать учителя и друг друга;
содействовать формированию у учащихся умения осознавать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль;
содействовать формированию у учащихся устойчивого интереса к изучению физики
Развивающая:
развитие речи;
коммуникативных способностей;
развитие умения логически излагать свои мысли;
развитие познавательного интереса учащихся
Оборудование:
1. Мультимедийный проектор, компьютеры;
2.Демонстрационное оборудование: источник питания, две лампочки разной мощности, амперметр -2 шт., ключи -2 шт;
3.Лабораторное оборудование: лабораторный вольтметр (9 штук), гальванический элемент (9 штук), соединительные провода
Ход урока
1. Организационный этап (2 мин.)
Презентация
Слайд 1
Эпиграф: «Ум заключается не только в знаниях, но и в умении прилагать знания на деле» (Аристотель)
Приветствие учителя
2. Актуализация знаний (8-10 мин.)
Задание№1: Выполнение теста на Goоgle форм
Дети проходят по ссылке и отвечают на вопросы: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfjvNuf3VvgI9qkraw2HxjCOsAIea3Y7tesmGoKr8Jsy7bs_w/viewform?usp=sf_link (2 мин.)
Задание №2: Найдите условное обозначение на LearningApps.org
Дети проходят по ссылке и выполняют задание –https://learningapps.org/display?v=p1qf51jz521 (2 мин.)
С
лайд 2, 3, 4 (4 мин.)
Изобразите схему (ученики чертят схему в тетради, один чертит на доске)
3. Изучение новых знаний и способов деятельности (15 мин.)
Слайд 5 (3 мин.)
Отгадайте ребус:
Ученики отгадывают ребус. Формулируются тема и цели урока
Тема урока (слайд 6) (1 мин.): Электрическое напряжение. Вольтметр. Вопросы урока.
Слайд 7 (1 мин.)
Опыт (2 мин.): на демонстрационном столе учители показывает схему, состоящую из двух лампочек, соединённых последовательно с потребителем. Одна из лампочек горит значительно ярче, чем вторая. Ученики знают, что при последовательном соединении сила тока на каждом из участков одинаковая. Создаётся проблемная ситуация – в чём причина в различии яркости лампочек?
Ученики последовательно отвечают на поставленные вопросы, вспоминая понятие «механическая работа», приходят к выводу о совершении работы электрическим полем, на примере перемещения заряда.
На основании сделанного вывода вводится определение «напряжения».
Слайд 8 (4 мин.)
Напряжение – скалярная физическая величина, равная работе электрического поля по перемещению единичного положительного заряда.
Обозначение: U
Единица измерения в СИ: 1В (вольт)
Формула:
Учитель даёт формулу, связывающую напряжение, заряд и силу тока, единицу измерения напряжения.
Слайд 9 (3мин.)
Измерительный прибор: вольтметр.
У
читель рассказывает об особенностях работы с вольтметром.
Рисует схему подключения вольтметра для измерения напряжения на участке цепи.
Слайд 10 (2 мин.) Физкультминутка «Кристаллическая решётка металла».
Ученики играют роль электронного газа, беспорядочно ходят по классу. Затем создаётся электрическое поле и электроны (ученики) начинают двигаться упорядоченно.
Слайд 11 (1 мин.) Примеры типичных напряжений и это интересно.
электрический фонарь | 4,5В |
напряжение в сети | 220В |
двигатель троллейбус | 600В |
кинескоп телевизора | 16 000 |
напряжение между облаками во время грозы | 10 000 000В |
безопасное электрическое напряжение в сыром помещении | 12В |
безопасное электрическое напряжение в сухом помещении | 36В |
Электрические рыбы: Электрический скат | 50-60В |
Нильский электрический сом | 350В |
В 1979 году в США получили в лабораторных условиях самое высокое напряжение, оно составило 33 500 000В.
4. Первичная проверка усвоенных знаний (7 мин.)
Слайд 12 (2 мин.)
Ученики отрабатывают умение переводить внесистемные единицы измерения в систему СИ.
200мВ=0,2В
6кВ=6000В
500мкВ=0,0005В
0.02кА=20А
2270мА=0,27А
34мВ=0.034В
2МВ=2 000 000В
Слайд 13 (1 мин.)
Н
а примере вольтметров с разной ценой деления шкалы, закрепляют навыки по определению цены деления различных вольтметров.
Учитель обращает внимание на наличие двух пределов измерения.
Слайд 15 (4 мин.)
1. Работа с учебником стр.118 рис. 66 (определить цену деления, показание приборов и начертить схему) (2 мин.)
2. Работа в парах заполнить карточки и обменяться с соседом по парте для взаимопроверки (2 мин.)
Карточка. Заполните пропуски
Сила тока | Напряжение |
I | |
| В |
Амперметр | |
| паралллельно |
I=q/t | |
5. Закрепление знаний и способов деятельности (3мин.)
Слайд 15 (2 мин.)
1.Что такое напряжение?
2.Какова единица напряжения?
3.Каким прибором измеряют напряжение? Как он подключается?
4. Какое напряжение используют в осветительной сети?
Слайд 16 (1 мин.) Найти физические ошибки.
6. Подведение итогов. Рефлексия (7 мин.)
1. Учитель подводит итоги урока и выставляет отметки (4мин.)
Открытие электрического напряжения сделало существенный шаг в развитии общества. В настоящее время напряжение является неотъемлемой частью нашей жизни.
2. Слайд 17. Домашнее задание: §39-41 (1 мин.)
Подготовить доклад на тему:
«Электрический скат»
«Электричество в организме растений и животных»
«Гальванический элемент Алессандро Вольта»
«Воздействие электричества на организм человека»
«Что делать при поражении электрическим током?»
3. Рефлексия (https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSe7dKKihnc795YIcpdEhsgWRLBN6rscoTA-Au7pFs-KRBo9qA/viewform?usp=sf_link) (2 мин.)