СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Расчет массы и объема тела по его плотности

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Расчет массы и объема тела по его плотности»



Урок на тему : « Расчёт массы и объёма тела по его плотности »


Цели урока :


- повторить плотность тела , научиться определять массу и объём тела по заданной плотности , научиться решать задачи , применяя эти формулы , применять полученные знания в новой ситуации ;

- развивать интерес к предмету путём выполнения разных заданий : практических и теоретических.


Форма работы : индивидуально – групповая .


Оборудование : весы с разновесами , мыло ( 3 бруска ) , линейка , компьютер .


Раздаточный материал : заготовки таблицы , жетоны .


План урока


1. Вступительное слово учителя о теме и форме урока – 1 мин.

2.Актуализация знаний. Для того чтобы вспомнить знания выполняется 4 задания – 8 мин.

3.Новая тема – 12 мин.

4.Физ.Минутка – 2 мин.

5.Закрепление материала. Решение задач – 10 мин.

6.Рефлексия – 6 мин.

7.Информация о домашнем задании – 1 мин.


Ход урока


1.Вступление. Эпиграф (читает учитель ).


Открытий путь –

Нелёгкий путь.

Но человеку –

Не свернуть.

Что ? Почему ?

За ним следят ,

Чтоб шёл вперёд ,

А не назад.

Вот почему из года в год

Наука движется вперёд.

( Учитель раздаёт детям жетоны.)


2. Проверка ранее усвоенных знаний и их актуализация.


Этап 1. Заполнить таблицу « Единицы измерения», т. Е. пустые клетки таблицы. В каждом столбце должны стоять : обозначение физической величины и единица измерения.

( Таблица дана на интерактивной доске. Учащиеся выходят и заполняют её ).


v


t

S

ρ




кг




V



Ответ : v – м/с ; m - кг ; t - с ; S - м ; ρ - кг/м³; V - см³.

Этап 2. Прочитайте число составленное вами из номеров верных формул.

1. v = S /t ; 2. v = S t ; 3. S = v t ; 4.ρ = m v ; 5. ρ = m /V ; 6. m = ρ / V. ( Ответ - 135 )

Этап 3. Выразите в СИ.

( На интерактивной доске записаны задания , а рядом в разброс верные и неверные ответы. Ученики правильный ответ перетягивают к нужному числу).




4т = кг 0,015

500г = кг 400 0,5

150г = кг 0,15 0,05 0, 35

35см = м 0,035 4000

Ответ : (4000 кг ; 0,5 кг ; 0,15 кг ; 0,35 м ).

Этап 4. 8900 кг/м³ выразить г/см³.

( Дети самостоятельно решают и обмениваются тетрадями , а затем проверяют и ставят оценки себе . Когда все выполнили и проверили , открываем интерактивную доску , где дан правильный ответ и ещё раз проверяем ).

ρ = 8900 кг /м³ = 8900000 г / 1000000 см³ = 8, 9 г / см³

Молодцы !


3. Новая тема – формулировка темы и целей урока.


Тема нашего урока : «Расчёт массы и объёма тела по его плотности »


Первичное усвоение материала : проведём экспериментальное исследование.

Работа в группах (по желанию )

- Измерьте массу мыла на весах.

- Измерьте объём мыла ( длину , высоту , ширину ) .

- Заполните таблицу.

Учащимся раздаются листочки с таблицей (1 на парту).


Масса тела m , г

Объём тела V ,см³



a



b



c








Ребята узнали m , V экспериментально . Эти данные будут нужны нам для решения задачи в дальнейшем.

Зная формулу ρ = m/V .( Запись в тетрадь )


Вот он дом, в нем три квартирки.

m Дружно живут в нём

Масса ( m ) сверху

Внизу плотность ( ρ ) и объём ( V )[4]

( Дети записывают физические величины в домик ).


Мы знаем , что массу измеряют весами . ( Стихотворение о массе читает ученик ).


Масса и инертность


Знаю я с седьмого класса :

Главное для тела – масса.

Если масса велика ,

Жизнь для тела нелегка :

С места тело трудно сдвинуть ,

Трудно вверх его поднять ,

Трудно скорость изменить.

Только в том кого винить ?[5]

Зная m и V , можем вывести формулы для массы и объёма .

m = ρ V; V = m / ρ

m - масса ( кг, г )

ρ - плотность ( кг/ м³; г / см³ )

V - объём ( м³; см³ )


4. Физ. Минутка .


Раз присели , два привстали ,

Руки кверху все подняли .

Ванькой – встанькой будто стали

А потом пустились вскачь ,

Будто мы упругий мяч .


5. Закрепление материала.


Решение задач( у доски с комментарием ).

1).Задача № 1. Зная массу мыла и объём , найдите плотность мыла ?


Д ано : Решение

m = 140 г ρ = m/V

V = 8,5 х 3 х 4,5см

Найти:

ρ - ? V =8,5см х 3см х 4,5см = 114,75 см³ ≈115см³


ρ = 140 г/115 см³ ≈ 1,21см³


Ответ : 1, 21см³.

2). Задача № 2.Определите массу медного бруска , если объём равен 500 см³ .


Дано : Решение

ρ = 8,9 г/см³

V = 500 cм³ m = ρ V


Найти : m = 500cм³ х 8,9 г/ см³ = 4450 г = 4,45 кг

m - ?



Ответ : 4450 г = 4,45 кг .


3). Задача № 3 . Сборник задач по физике 7 – 8 кл В. И. Лукашик 2000г.[2]

№ 227 ( если остаётся время ).


6. Рефлексия ( подведение итогов урока , оценки )


1.Что было изучено сегодня на уроке ?

2.Что мы делали ?

3. Что вам запомнилось больше всего ?

4.Самым интересным было …?

На доске нарисован круг с кармашками для жетонов .Учащиеся заполняют кармашки жетонами.

Первый кармашек – было легко и интересно.

Второй кармашек – было трудно , но интересно .

Третий кармашек – было трудно.


7 . Информация о домашнем задании.


I -Уровень - §22

II -Уровень - §22 , упр. 8 ( № 1,2,3 )

III - Уровень - дополнительное задание берут у учителя ( оно на листочках отпечатано ).


Определение плотности своего тела.

Оборудование: ванна, весы, литровая ёмкость, секундомер.


1. Откройте кран в ванне так, чтобы вода лилась не очень сильно, и поставьте под струю литровый сосуд. С помощью секундомера определите, за сколько времени вода наполнит сосуд доверху.

2. Откройте слив и выпустите воду из ванны. Закройте слив и заметьте момент, когда струя воды начала заполнять пустую ванну. Затем отмечайте фломастером или цветным скотчем на ванне интервалы времени, соответствующие заполнению ванны на 1 литр. Таким образом заполните ванну на три четверти.

3. Выпустите из ванны воду ровно на половину.

4. Погрузитесь в ванну и заметьте ,как при этом изменился объём воды в ней.

Определите объём вашего тела.

5.С помощью напольных весов определите свою массу.

6.Рассчитайте плотность вашего тела. Повторите измерения 3 – 4 раза и вычислите среднее значение плотности тела.

7.Результаты занесите в таблицу.


Масса , кг

Объём , м³

Плотность , кг/м³

1




2




3




8.Сравните плотность человеческого тела с плотностью других тел.[3]


Спасибо за урок .













Литература


1.«Физика» - 7 класс ,А. В. Пёрышкин М.,2004 г.

2.Сборник задач по физике 7 -8 класс , В. И. Лукашик 2000г.

3.Познай самого себя , Библиотечка « Первое сентября », М., « Чистые пруды» 2009 г.

4.Приложение « Физика » № 17 , 2001 г.

5.Тематическое планирование по физике 7 класс М., « Вако » 2005г.


















































6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!