СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Расчет массы и объёма тела по его плотности»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: определение массы и объема тела по заданной плотности; вывод основных соотношений.

Задачи урока:

образовательные:

  • закрепить знания учащихся о плотности вещества;
  • формировать умения учащихся вычислять плотности различных веществ;
  • повторить ключевые понятия: масса, плотность, объем, единицы измерения физических величин;
  • учить логически рассуждать при решении качественных задач; повторить алгоритм решения расчетных задач;

развивающие:

  • продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту и технике изучаемое понятие, а также развитие интеллектуальных способностей и любознательности учащихся;

воспитательные:

  • продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке;
  • формирование познавательных, эмоциональных и социальных мотивов обучения;
  • воспитание дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи, трудолюбия, аккуратности. 

Тип урока: урок применения знаний.

Оборудование: ПК, мультимедийная установка, презентация.

Ход урока.

I.  Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель: Добрый день! Садитесь. На предыдущих уроках мы с вами прошли физическую величину «Плотность» и проделали лабораторную работу на нахождение плотности веществ различными способами. (Оглашение оценок за лабораторную работу).

Сегодня на уроке мы с вами повторим понятие плотности,  конечно, будем решать различные задачи: экспериментальные,  качественные, количественные.

Открываем тетради,  записываем дату и тему урока«Расчет массы и объёма тела по его плотности». (Слайд 1)

 

II.                Актуализация знаний. Подготовка к решению задач.

1)      Учитель: Одинокий физик, почесав темя,

Измеряет длину, массу и время.

Парочка физиков мечтает вдвоем

Измерять температуру, плотность, объем.

Трое физиков, построившись в ряд,

Меряют энергию, скорость, заряд.

Четыре физика в хорошем настроении

Измеряют давление, а в плохом - ускорение.

Пять физиков выбегают на площадь,

Измеряют работу, частоту, силу и мощность.

Шесть физиков приходят к седьмому на именины,

Измеряют какие-нибудь другие физические величины.

  1. А для начала давайте вспомним физические величины, и их единицы  измерения с  которыми мы уже знакомы (Слайд 2) На экране всё перепуталось. Сопоставьте правильно физическую величину, букву ее, обозначающую и единицу измерения.
  2. Давай те немного разогреем мозг! Нужно будет перевести единицы массы. (Слайд 3)

Ученики: выполняют задания в тетради. Самопроверка с ответами на экране.

 

  1. Изучение нового материала

Записав тему урока, мы видим, что сегодня мы вновь будем говорить о тех самых трех взаимосвязанных физических величинах: массе, объеме и плотности, о которых шла речь на предыдущих уроках. Сегодня мы узнаем новые способы и новые формулы для вычисления массы и объема.  Для этого мы должны с вами вспомнить формулу нахождения плотности. (Слайд 4)

ρ =

 

 

                                                        Плотность =

А сейчас попытайтесь  определить массу, подумайте, чем нам нужно воспользоваться? Конечно нашим верным другом треугольником. А что еще кроме массы мы можем найти из треугольника, конечно же объем! (Слайд 5) выпишите определения нахождения массы и объема

ρ

 

m

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы вычислить массу тела, если известны его объем и плотность надо плотность умножить на объем

Чтобы вычислить объем тела, если известны его масса и плотность, надо массу разделить на плотность

  • Работа с примерами в учебнике

Ребята, откройте стр. 53 § 22 учебника, и давайте обратим внимание на примеры задач, которые описаны в учебник (Разбор задач).

Да, ребята, изучаемый сегодня материал, формулы, очень важны для практических целей, потому что с их помощью можно всегда найти объем и массу тел

  • А теперь перейдем к решению задач:
    1. В цирке клоун одной левой рукой поднимает огромную гирю, на которой написано 500 кг.

            Давайте найдем реальную массу гири, если известно, что она сделана из пробки, а её  объем 5л. (Слайд 6)                 заметка в 1 м3  = 1000л, 1л = 0,001м3

Дано:

CИ

Решение

V=5л

ρ=240 кг/м3

0,005 м3

240 кг/м3

m = ρV,

m=240 кг/м3*0,005 м3=1,2 кг

m-?

 

Ответ: m=1,2 кг

  1. Давайте поработаем в группах

Откройте учебник на стр. 54 и решим с вами задачи из упражнения 8, задание № 1, одной группе нужно будет определить массу спирта, а другой массу молока. (Слайд 7)

  • Физминутка.

Давайте прервёмся не надолго и выполним физминутку. Какую физминутку мы с вами выберем сегодня? (Раздаются учащимся распечатка с физминутками). (Приложение 1)

  1. Немного поработаем у доски (Слайд 8)
  2. Брусок металла имеет массу 26,7 кг и объём 3 дм3. Из какого металла изготовлен брусок?  (Ответ: медь.)
  3. Объём свинцовой дроби 0,2 см3. Какова её масса?  (Ответ: 0,0023 кг или 2,26 г ≈ 2,3 г)

 

  1. Подведение итогов урока.
  2. Для закрепления нашего урока давайте ответим на вопросы. (Слайд 9)
  3. Еще одна интересная задача.

Джин на протяжении двух тысяч лет в полном одиночестве сидел в лампе. Когда же Алладин его освободил, они принял человеческий облик,  плотность его организма стала 1000 кг/м3,а объём - 0,08 м3. Каков объём лампы, если плотность джина, когда он сидел в ней, была равна 40000кг/м3. (слайд 10)

 

Дано:

CИ

Решение

ρ1=40000 кг/м3

V2=0,08 м3

ρ2=1000 кг/м3

 

 

m = ρ2*V2,

m=1000кг/м3*0,08 м3=80 кг

V1=m/ρ1

V1=80 кг/40000 кг/м3=0,002 м3=2л.

V1-?

 

Ответ: V1=2л.

 

  1. Домашнее задание. 

§ 22, упр. 8 (1-2)

  1. Рефлексия. (Слайд 11).   На слайде  рисунки с текстом

                                                                    

 

 

 

 

 

 

Доволен. Было

интересно. Многое

узнал, чувствовал себя

комфортно. Научился

решать задачи, урок

понравился.

 

Многое не понял,

чувствовал себя не

совсем уверенно,

деятельность на уроке

не принесла

удовлетворение.

 

Остался равнодушным к

уроку и тому, что на

нем происходило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прошу учащихся выйти к доске по очереди и нарисовать тот рисунок, который относится непосредственно к нему (ваше мнение на счет нашего урока). Я посмотрела, поблагодарила.

Урок окончен. Спасибо за внимание! (Слайд 12)

Выставление оценок за урок.