СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Расчёт массовой доли вещества. Классификация веществ по растворимости.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для классов, обучающихся по обновлённой программе содержания образования с критериальным  оцениванием.

Просмотр содержимого документа
«Расчёт массовой доли вещества. Классификация веществ по растворимости.»

ПЛАН УРОКА

Раздел долгосрочного плана:

5.2 В Классификация веществ

Школа: 83

Дата: 05.12.2017г.

Имя учителя: Ширяева Н.В.

Класс: 5а,б,в,г

Количество учащихся:

Количество отсутствующих:

Тема урока:

Расчёт массовой доли вещества. Классификация веществ по растворимости.

Вид урока:

Закрепление навыков. Изучение новой темы.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

5.3.2.4. вычислять массовую долю растворенного вещества.

5.3.2.5. классифицировать вещества по растворимости.

Цели урока

Знать формулу массовой доли

Применять знания для нахождения массовой доли вещества

Классифицировать вещества по растворимости

Критерии оценивания

Учащийся достиг цели обучения, если:

  • Умеет находить массовую долю вещества в 100 г раствора

  • распределяет вещества на растворимые, малорастворимые и нерастворимые по массе вещества растворимого в 100 г воды (растворителя),

  • на основании экспериментальных данных распределяет вещества на растворимые и нерастворимые вещества.

Языковые цели

Учащиеся могут:

Устно выражать формулу нахождения массовой доли.

Делать вывод о содержании вещества в растворе.

Перечислять отличительные признаки растворов с растворимыми и нерастворимыми веществами.

Предметная лексика и терминология

раствор, растворитель, растворенное вещество, растворимое, нерастворимое, массовая доля, масса раствора, масса растворителя, омега, масса растворённого вещества.

Серия полезных фраз для диалога/письма

  • Чтобы приготовить 100 г раствора с массовой долей Х%, нужно в … г воды растворить … г вещества

  • Массовая доля вещества в этом растворе Х%

  • Масса раствора равна сумме масс … и …

  • Я думаю эту смесь можно отнести к однородным/неоднородным, потому что …

  • Вещество не растворяется/растворяется в воде, поэтому его можно отнести к ...

Привитие ценностей

Сотрудничество, взаимоуважение ценностей друг друга

Ценности ГГ: Забота об окружающей среде и стремление к устойчивому развитию

Навыки ГГ: Критическое и творческое мышление, уверенность в себе и навыки рефлексии, общение, обоснование действия и рефлексия

Межпредметные связи

Биология (физиологический раствор), математика (проценты, пропорции)

Предварительные знания

Естествознание (растворы), Математика (умножение, деление)

План

Временное планирование

Планируемые мероприятия

Ресурсы

Начало

2 мин.


1 мин.







2 минуты





1 мин



Приветствие. Сообщение плана урока. Актуализация знаний учащихся.

Работа в парах. Прием Мюнстерберга. Необходимо найти слова среди предложенного набора букв. Всего слов 15.

Апорворворсмесьалврпвводаорплвопрастворительлоыаолыввеществолоапрыопраопрвлмассоваядолядыопмтивнлочоыпрылоплыкшщезхнгщешоаапраовлыоаррастворлоарыаылзцххфэлаитмоатмаслолыаоырсахарлыовардфмтжелезоаыаыкошгогсмешиватьавпорпгерфильтрованиеждваловппкевыпариваниеловпрыконцентрациялщуклодыпрыопклассификациял

После выполнения задания учащиеся озвучивают найденные слова и дают им определения или объяснения.

Слова: Смесь, вода, растворитель, вещество, массовая доля, раствор, масло, сахар, железо, смешивать, фильтрование, выпаривание, концентрация, классификация.

Самооценивание учащихся на знание определений терминов и понятий (формативное самооценивание на рабочем листочке).

Учитель подводит итог.





Раздаточные материалы


2-3 минуты

Проверка домашнего задания. Перекрёстная проверка. (Учащимся были даны задачи на нахождение массовой доли вещества в растворе).

Критерии:

1. Запись условия задачи (дано, найти)

2. Решение задачи (запись формулы, правильные решение и ответ)

3. Запись ответа к задаче.


Нет ошибок – «отлично», «Молодец»

1 ошибка – «хорошо»,

2-3 ошибки – «надо стараться»


Задача 1*

Дано:

m(сахара )= 25 г

m(воды)= 75 г

Найти:

ω (соли) =?

Решение:

m ( раствора) = 25 г + 75 г = 100 г

ω( соли ) = ∗𝟏𝟎𝟎% = 25%

Ответ: массовая доля сахара в растворе равна 25%.


Задача 2*

Раствор готовят путем смешивания 450 г воды и 50 г сахара.

Чему равна массовая доля сахара в растворе?

Дано:

m (сахара) =50 г

m ( воды) = 450 г

Найти:

ω (сахара) = ?

Решение :

m( раствора) = 450 г + 50 г = 500 г

ω (сахара) = = 10%

Ответ: массовая доля сахара в растворе равна 10%.

Задача 3*

40 г соли растворили в 120 г воды. Чему равна массовая доля соли в растворе?

Дано:

m (соли) = 40 г

m (воды) = 120 г

Найти:

ω (соли) = ?

Решение :

m( раствора) = 120 г + 40 г = 160 г

ω (соли) = = 25%

Ответ: массовая доля соли в растворе равна 25%.


Учитель подводит о том, на сколько хорошо справились учащиеся с домашним заданием.


7-8 мин
















































2 мин

Закрепление навыков решения задач на нахождение массовой доли вещества. Работа в мини-группах. Учащимся раздаются карточки с заданиями (задачи): (И) Учащимся предоставляется 8 задач которые необходимо решить, чтобы угадать ключевое слово.

в

ц

а

л

ш

ь

у

з

е

ч

4%

15%

20%

32%

25%

0.3%

35%

17%

26%

1%

Определяя цифры, учащиеся находят аналог в буквах.

1. Мама Алибека готовила компот, для этого она растворила 32 г сахара в воде, в итоге у нее получилось 100 г компота. Определите массовую долю сахара в компоте.

2. Айдана любит пить колу, ее отец чтобы показать вредность напитка определил, что в 100 г колы содержится 20 г сахара. Определите массовую долю сахара в коле.

3. В морской воде содержится много соли. Жак-Ив Кусто купил аппарат определяющий содержание соли. Как оказалось, всего 4 г соли растворено в 100 г морской воды.

4. В аккумуляторах для автомобилей используется серная кислота. Ее содержание на каждые 100 г раствора равно 35 г. Определите массовую долю кислоты в аккумуляторном растворе.

5. Начинающий ученый Луффи определил примерное содержание кислорода в воздухе. Для этого он охладил воздух до жидкого состояния и отделив кислород взвесил. Однако его показания оказались примерными. Он определил, что на каждые 20 г кислорода приходится 100 г воздуха.

6. М. Ломоносов решил приготовить своей дочери Елене пирог. Для этого он взял 17 г глюкозы и растворил их в бутылке на 100 г добавив воды. Определите массовую долю глюкозы в растворе.

7. Для определения преступника детективу Брюсу Уэйну необходимо проанализировать состав крови подозреваемого. Известно, что преступник болеет диабетом (содержание сахара в крови выше 0.2% или 2/10%). Он определил, что в 100 г крови подозреваемого содержится 3/10 г сахара. Найдите массовую долю сахара в крови.

8. Чтобы приготовить раствор для промывки стекол используют специальную жидкость и воду. Какова массовая доля специальной жидкости в растворе для мытья стекол, если для приготовления раствора используют 26 г жидкости и 74 г воды?

В итоге учащиеся получат: Лавуазье

Задания повышенной сложности для учащихся быстро закончивших задание:

1. Для приготовления очень сладкого сиропа Гордон Рамзи взял 34 г порошка стевии и приготовил раствор 200г. Определите массовую долю стевии в растворе. (17%)

2. А. Бутлеров решил приготовить раствор некого органического соединения. Он взял это вещество в количестве 33 г и растворил в толуоле. Полученный раствор имел массу 300 г. Определите массовую долю раствора. (11%)


(ФО) Учащиеся оценивают себя, насколько близко они оказались к завершению задания, что вызвало у них трудности?








Раздаточные материалы




























Слайд портрет учёного

2 мин



















2 мин













6 мин














4 мин

(У) Вопросы к учащимся:

  • Какие растворители вам известны? (вода, спирт)

Дополнительная информация: о физиологическом растворе (физ. раствор). Слышали ли учащиеся что-нибудь про этот раствор. Физиологический раствор используется для растворения лекарств, для внутривенного, подкожного ввода, а также в клизмах. Изотонический раствор содержит в себе соль в содержании 0.9%.

  • Все ли вещества они растворяют? (нет)

  • Что может повлиять на скорость растворимости веществ? (природа растворителя, температура, размешивание)

Учитель предлагает учащимся подумать и сказать о чем будет речь идти на уроке (о растворимости веществ), сформулировать цели и задачи урока.

После ответов учащихся, учитель подводит итог и ознакамливает учащихся с темой урока, целями и критериями успеха. Учащиеся в тетрадях записывают тему урока: «Классификация растворов».

Демонстрация опыта:

  • Берутся две колбы с одинаковым количеством воды.

  • В 1-ю насыпают 1 ч.л. соли. Что наблюдаем? (Соль растворяется почти мгновенно. Это ненасыщенный раствор, который готов принимать новые порции соли.).

  • Во 2-ю – 4 ч.л. сахара. Как здесь растворяется соль? (Каждая новая ложка соли растворяется труднее. И часть растворимого вещества остаётся в виде осадка на дне. Раствор становится насыщенным)

  • Вывод: растворимость вещества – максимальная масса вещества, которую при данной температуре можно растворить в 100 г растворителя.

Запись в тетради схемы классификации растворов в виде кластера. Запись определений.

Ненасыщенный раствор  раствор, в котором концентрациярастворенного вещества меньше, чем в насыщенном растворе, и в котором при данных условиях можно растворить еще некоторое его количество.

Насыщенный раствор — раствор, в котором растворённоевещество при данных условиях  достигло максимальной концентрации и больше не растворяется. Осадок данного вещества находится в равновесном состоянии с веществом в  растворе.

Пересыщенный раствор  раствор, содержащий при данных условиях больше растворённого вещества, чем в насыщенном растворе, избыток вещества легко выпадает восадок. Обычно пересыщенный раствор получают охлаждением раствора, насыщенного при более высокой температуре.


(У) Вопросы к учащимся: Существуют ли в природе естественные источники?

Ответ: Мертвое море.

Просмотр видеоролика о мёртвом море.

(У) Вопросы к учащимся:

К какому видов растворов относится вода Мёртвого моря? (аргументированные ответы учащихся: к насыщенным растворам, так как избыток соли легко выпадает в осадок).





https://ru.wikipedia.org/wiki/Изотонические_растворы











О кристаллизации насыщеного раствора

https://www.youtube.com/watch?time_continue=48&v=5d8JgnT1Wk4
















фильм о мертвом море https://www.youtube.com/watch?v=8k4y0GeKLbc


Конец

5 мин

Обратная связь, закрепление: учащимся предлагается составить по 3 «тонких» (требующие краткий ответ; кто, что, когда, было ли) и не менее 2 «толстых» (требующие размышления, умения анализировать, давать объяснения; почему, что, если, в чём различие) вопросов по изученной теме и задать их своим одноклассникам.

Домашнее задание: Просмотреть материалы в тетради. П.28 читать. Приготовить насыщенный раствор соли и вырастить кристаллы. Решить задачу для повторения:

Если представить, что вся еда была бы жидкой. То, чтобы приготовить жидкий рис потребовалось бы 11 г жидкого белка для 100 г риса. Так же на 100 г жидкого риса потребовалось бы 74 г жидких углеводов. Определите массовую долю белков и углеводов в рисе.

Рефлексия: нарисовать на стикере человечка в соответствии с эмоциональным состоянием после урока и прикрепить на соответствующую ступень лестницы успеха по итогам урока.

Учебник С.148, з.6.





Раздаточные материалы









Дополнительная информация

Дифференциация - как Вы планируете оказать дополнительную поддержку? Какие задания Вы планируете дать более способным учащимся?

Оценка - как Вы планируете проверить знания учащихся?

Проверка соблюдения правил охраны здоровья и безопасности


Более слабым ученикам следует оказать индивидуальную поддержку в ходе работы. Более сильные ученики могут заняться дополнительными задачами после выполнения основного задания.

Оценивать учащихся должен учитель, также можно позволить учащимся самим оценить свои достижения.

Следует проветрить помещение и максимально обеспечить светом. Презентация выполнена в черно-белом контрасте для удобного чтения.

Рефлексия

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Место, оставленное ниже, используйте для комментариев по проведенному уроку. Ответьте на наиболее важные вопросы по уроку, приведенные в графе слева.


Итоговая оценка


Какие два момента наиболее успешны (рассмотрите преподавание и обучение)?



Какие два момента улучшили урок (рассмотрите преподавание и обучение)?






Массовая доля — это содержание вещества в растворе по массе. Обозначается ω, читается «омега». Для нахождения массовой доли используется формула:

ω= (m(вещества) / m(раствора))*100%

Определения:

1. массовая доля – доля растворенного вещества в растворе

2. раствор – смесь растворенного вещества и растворителя

3. омега – обозначение массовой доли

4. растворитель – вещество способное растворять

5. масса – величина измеряющая количество вещества в граммах

6. процент – единица измерения массовой доли

7. растворенное вещество – вещество способное растворяться