Раздел долгосрочного плана: 5.2 В Классификация веществ | Школа: 83 |
Дата: 05.12.2017г. | Имя учителя: Ширяева Н.В. |
Класс: 5а,б,в,г | Количество учащихся: Количество отсутствующих: |
Тема урока: | Расчёт массовой доли вещества. Классификация веществ по растворимости. |
Вид урока: | Закрепление навыков. Изучение новой темы. |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке | 5.3.2.4. вычислять массовую долю растворенного вещества. 5.3.2.5. классифицировать вещества по растворимости. |
Цели урока | Знать формулу массовой доли Применять знания для нахождения массовой доли вещества Классифицировать вещества по растворимости |
Критерии оценивания | Учащийся достиг цели обучения, если: Умеет находить массовую долю вещества в 100 г раствора распределяет вещества на растворимые, малорастворимые и нерастворимые по массе вещества растворимого в 100 г воды (растворителя), на основании экспериментальных данных распределяет вещества на растворимые и нерастворимые вещества. |
Языковые цели | Учащиеся могут: Устно выражать формулу нахождения массовой доли. Делать вывод о содержании вещества в растворе. Перечислять отличительные признаки растворов с растворимыми и нерастворимыми веществами. Предметная лексика и терминология раствор, растворитель, растворенное вещество, растворимое, нерастворимое, массовая доля, масса раствора, масса растворителя, омега, масса растворённого вещества. Серия полезных фраз для диалога/письма Чтобы приготовить 100 г раствора с массовой долей Х%, нужно в … г воды растворить … г вещества Массовая доля вещества в этом растворе Х% Масса раствора равна сумме масс … и … Я думаю эту смесь можно отнести к однородным/неоднородным, потому что … Вещество не растворяется/растворяется в воде, поэтому его можно отнести к ... |
Привитие ценностей | Сотрудничество, взаимоуважение ценностей друг друга Ценности ГГ: Забота об окружающей среде и стремление к устойчивому развитию Навыки ГГ: Критическое и творческое мышление, уверенность в себе и навыки рефлексии, общение, обоснование действия и рефлексия |
Межпредметные связи | Биология (физиологический раствор), математика (проценты, пропорции) |
Предварительные знания | Естествознание (растворы), Математика (умножение, деление) |
План |
Временное планирование | Планируемые мероприятия | Ресурсы |
Начало 2 мин. 1 мин. 2 минуты 1 мин | Приветствие. Сообщение плана урока. Актуализация знаний учащихся. Работа в парах. Прием Мюнстерберга. Необходимо найти слова среди предложенного набора букв. Всего слов 15. Апорворворсмесьалврпвводаорплвопрастворительлоыаолыввеществолоапрыопраопрвлмассоваядолядыопмтивнлочоыпрылоплыкшщезхнгщешоаапраовлыоаррастворлоарыаылзцххфэлаитмоатмаслолыаоырсахарлыовардфмтжелезоаыаыкошгогсмешиватьавпорпгерфильтрованиеждваловппкевыпариваниеловпрыконцентрациялщуклодыпрыопклассификациял После выполнения задания учащиеся озвучивают найденные слова и дают им определения или объяснения. Слова: Смесь, вода, растворитель, вещество, массовая доля, раствор, масло, сахар, железо, смешивать, фильтрование, выпаривание, концентрация, классификация. Самооценивание учащихся на знание определений терминов и понятий (формативное самооценивание на рабочем листочке). Учитель подводит итог. | Раздаточные материалы |
2-3 минуты | Проверка домашнего задания. Перекрёстная проверка. (Учащимся были даны задачи на нахождение массовой доли вещества в растворе). Критерии: 1. Запись условия задачи (дано, найти) 2. Решение задачи (запись формулы, правильные решение и ответ) 3. Запись ответа к задаче. Нет ошибок – «отлично», «Молодец» 1 ошибка – «хорошо», 2-3 ошибки – «надо стараться» Задача 1* Дано: m(сахара )= 25 г m(воды)= 75 г Найти: ω (соли) =? Решение: m ( раствора) = 25 г + 75 г = 100 г ω( соли ) = ∗𝟏𝟎𝟎% = 25% Ответ: массовая доля сахара в растворе равна 25%. Задача 2* Раствор готовят путем смешивания 450 г воды и 50 г сахара. Чему равна массовая доля сахара в растворе? Дано: m (сахара) =50 г m ( воды) = 450 г Найти: ω (сахара) = ? Решение : m( раствора) = 450 г + 50 г = 500 г ω (сахара) = = 10% Ответ: массовая доля сахара в растворе равна 10%. Задача 3* 40 г соли растворили в 120 г воды. Чему равна массовая доля соли в растворе? Дано: m (соли) = 40 г m (воды) = 120 г Найти: ω (соли) = ? Решение : m( раствора) = 120 г + 40 г = 160 г ω (соли) = = 25% Ответ: массовая доля соли в растворе равна 25%. Учитель подводит о том, на сколько хорошо справились учащиеся с домашним заданием. | |
7-8 мин 2 мин | Закрепление навыков решения задач на нахождение массовой доли вещества. Работа в мини-группах. Учащимся раздаются карточки с заданиями (задачи): (И) Учащимся предоставляется 8 задач которые необходимо решить, чтобы угадать ключевое слово. в | ц | а | л | ш | ь | у | з | е | ч | 4% | 15% | 20% | 32% | 25% | 0.3% | 35% | 17% | 26% | 1% | Определяя цифры, учащиеся находят аналог в буквах. 1. Мама Алибека готовила компот, для этого она растворила 32 г сахара в воде, в итоге у нее получилось 100 г компота. Определите массовую долю сахара в компоте. 2. Айдана любит пить колу, ее отец чтобы показать вредность напитка определил, что в 100 г колы содержится 20 г сахара. Определите массовую долю сахара в коле. 3. В морской воде содержится много соли. Жак-Ив Кусто купил аппарат определяющий содержание соли. Как оказалось, всего 4 г соли растворено в 100 г морской воды. 4. В аккумуляторах для автомобилей используется серная кислота. Ее содержание на каждые 100 г раствора равно 35 г. Определите массовую долю кислоты в аккумуляторном растворе. 5. Начинающий ученый Луффи определил примерное содержание кислорода в воздухе. Для этого он охладил воздух до жидкого состояния и отделив кислород взвесил. Однако его показания оказались примерными. Он определил, что на каждые 20 г кислорода приходится 100 г воздуха. 6. М. Ломоносов решил приготовить своей дочери Елене пирог. Для этого он взял 17 г глюкозы и растворил их в бутылке на 100 г добавив воды. Определите массовую долю глюкозы в растворе. 7. Для определения преступника детективу Брюсу Уэйну необходимо проанализировать состав крови подозреваемого. Известно, что преступник болеет диабетом (содержание сахара в крови выше 0.2% или 2/10%). Он определил, что в 100 г крови подозреваемого содержится 3/10 г сахара. Найдите массовую долю сахара в крови. 8. Чтобы приготовить раствор для промывки стекол используют специальную жидкость и воду. Какова массовая доля специальной жидкости в растворе для мытья стекол, если для приготовления раствора используют 26 г жидкости и 74 г воды? В итоге учащиеся получат: Лавуазье Задания повышенной сложности для учащихся быстро закончивших задание: 1. Для приготовления очень сладкого сиропа Гордон Рамзи взял 34 г порошка стевии и приготовил раствор 200г. Определите массовую долю стевии в растворе. (17%) 2. А. Бутлеров решил приготовить раствор некого органического соединения. Он взял это вещество в количестве 33 г и растворил в толуоле. Полученный раствор имел массу 300 г. Определите массовую долю раствора. (11%) (ФО) Учащиеся оценивают себя, насколько близко они оказались к завершению задания, что вызвало у них трудности? | Раздаточные материалы Слайд портрет учёного |
2 мин 2 мин 6 мин 4 мин | (У) Вопросы к учащимся: Дополнительная информация: о физиологическом растворе (физ. раствор). Слышали ли учащиеся что-нибудь про этот раствор. Физиологический раствор используется для растворения лекарств, для внутривенного, подкожного ввода, а также в клизмах. Изотонический раствор содержит в себе соль в содержании 0.9%. Все ли вещества они растворяют? (нет) Что может повлиять на скорость растворимости веществ? (природа растворителя, температура, размешивание) Учитель предлагает учащимся подумать и сказать о чем будет речь идти на уроке (о растворимости веществ), сформулировать цели и задачи урока. После ответов учащихся, учитель подводит итог и ознакамливает учащихся с темой урока, целями и критериями успеха. Учащиеся в тетрадях записывают тему урока: «Классификация растворов». Демонстрация опыта: Берутся две колбы с одинаковым количеством воды. В 1-ю насыпают 1 ч.л. соли. Что наблюдаем? (Соль растворяется почти мгновенно. Это ненасыщенный раствор, который готов принимать новые порции соли.). Во 2-ю – 4 ч.л. сахара. Как здесь растворяется соль? (Каждая новая ложка соли растворяется труднее. И часть растворимого вещества остаётся в виде осадка на дне. Раствор становится насыщенным) Вывод: растворимость вещества – максимальная масса вещества, которую при данной температуре можно растворить в 100 г растворителя. Запись в тетради схемы классификации растворов в виде кластера. Запись определений. Ненасыщенный раствор — раствор, в котором концентрациярастворенного вещества меньше, чем в насыщенном растворе, и в котором при данных условиях можно растворить еще некоторое его количество. Насыщенный раствор — раствор, в котором растворённоевещество при данных условиях достигло максимальной концентрации и больше не растворяется. Осадок данного вещества находится в равновесном состоянии с веществом в растворе. Пересыщенный раствор — раствор, содержащий при данных условиях больше растворённого вещества, чем в насыщенном растворе, избыток вещества легко выпадает восадок. Обычно пересыщенный раствор получают охлаждением раствора, насыщенного при более высокой температуре. (У) Вопросы к учащимся: Существуют ли в природе естественные источники? Ответ: Мертвое море. Просмотр видеоролика о мёртвом море. (У) Вопросы к учащимся: К какому видов растворов относится вода Мёртвого моря? (аргументированные ответы учащихся: к насыщенным растворам, так как избыток соли легко выпадает в осадок). | https://ru.wikipedia.org/wiki/Изотонические_растворы О кристаллизации насыщеного раствора https://www.youtube.com/watch?time_continue=48&v=5d8JgnT1Wk4 фильм о мертвом море https://www.youtube.com/watch?v=8k4y0GeKLbc |
Конец 5 мин | Обратная связь, закрепление: учащимся предлагается составить по 3 «тонких» (требующие краткий ответ; кто, что, когда, было ли) и не менее 2 «толстых» (требующие размышления, умения анализировать, давать объяснения; почему, что, если, в чём различие) вопросов по изученной теме и задать их своим одноклассникам. Домашнее задание: Просмотреть материалы в тетради. П.28 читать. Приготовить насыщенный раствор соли и вырастить кристаллы. Решить задачу для повторения: Если представить, что вся еда была бы жидкой. То, чтобы приготовить жидкий рис потребовалось бы 11 г жидкого белка для 100 г риса. Так же на 100 г жидкого риса потребовалось бы 74 г жидких углеводов. Определите массовую долю белков и углеводов в рисе. Рефлексия: нарисовать на стикере человечка в соответствии с эмоциональным состоянием после урока и прикрепить на соответствующую ступень лестницы успеха по итогам урока. | Учебник С.148, з.6. Раздаточные материалы |
Дополнительная информация |
Дифференциация - как Вы планируете оказать дополнительную поддержку? Какие задания Вы планируете дать более способным учащимся? | Оценка - как Вы планируете проверить знания учащихся? | Проверка соблюдения правил охраны здоровья и безопасности |
Более слабым ученикам следует оказать индивидуальную поддержку в ходе работы. Более сильные ученики могут заняться дополнительными задачами после выполнения основного задания. | Оценивать учащихся должен учитель, также можно позволить учащимся самим оценить свои достижения. | Следует проветрить помещение и максимально обеспечить светом. Презентация выполнена в черно-белом контрасте для удобного чтения. |
Рефлексия Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? | Место, оставленное ниже, используйте для комментариев по проведенному уроку. Ответьте на наиболее важные вопросы по уроку, приведенные в графе слева. |
|
Итоговая оценка Какие два момента наиболее успешны (рассмотрите преподавание и обучение)? Какие два момента улучшили урок (рассмотрите преподавание и обучение)? |
Массовая доля — это содержание вещества в растворе по массе. Обозначается ω, читается «омега». Для нахождения массовой доли используется формула:
1. массовая доля – доля растворенного вещества в растворе
2. раствор – смесь растворенного вещества и растворителя
3. омега – обозначение массовой доли
4. растворитель – вещество способное растворять
5. масса – величина измеряющая количество вещества в граммах
6. процент – единица измерения массовой доли
7. растворенное вещество – вещество способное растворяться