муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 54»
открытый урок
«Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление»
подготовила и провела учитель физики и информатики
Алябьева Е.А.
Курск 2019
Предмет: физика
Класс: 8
Тема урока: Расчет сопротивление проводника. Удельное сопротивление.
Тип урока: Открытие новых знаний
Оборудование для демонстрационного опыта
Цель учащихся: узнать, что такое удельное сопротивление проводника; понимать зависимость сопротивления проводника от его геометрических размеров и вещества; научиться решать задачи.
Цель учителя: способствовать формированию знаний понятий: удельное сопротивление проводника, зависимости сопротивления проводника от геометрических размеров проводника и удельного сопротивления проводника, умений использовать их для решения качественных и количественных задач.
Планируемые результаты
Личностные: развивать мотивы учебной деятельности; формировать личностный смысл учения.
Метапредметные:
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности, с помощью учителя и самостоятельно, искать средство ее осуществления; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Коммуникативные: отстаивать при необходимости свою точку зрения, аргументировать ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; организовывать учебное взаимодействие в группе; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; читать вслух и про себя тексты учебника и при этом: - вести диалог с автором (ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); вычитывать все виды текстовой информации.
Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результата в том числе для создания нового продукта; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений; выбирать основания для сравнения, классификации объекта; относить объекты к известным понятиям; самостоятельно предполагать какая информация нужна для решения учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.
Предметные:
умение формулировать понятие удельного сопротивления;
знать/называть единицы измерения удельного сопротивления в различных системах единиц измерения;
умение наблюдать и описывать физические явления, для объяснения которых необходимо представление о сопротивлении проводника;
умение записывать формулу для вычисления сопротивления проводника;
умение рассчитывать сопротивление, силу тока и напряжение по известным параметрам проводника;
овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;
приобретение опыта простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов.
1. Актуализация: повторение пройденного материала
1) Ответить на вопросы
– Что такое электрическое сопротивление?
- В чём причина сопротивления?
– Какой буквой обозначается сопротивление?
– В каких единицах измеряется сопротивление?
– Сформулируйте и запишите закон Ома.
– Выразите из закона Ома сопротивление.
– Скажите, зависит ли сопротивление от напряжения и силы тока?
2) Решить задачу:
Сила тока в спирали электрической лампы 0,5 А при напряжении на её концах 1 В. Определите сопротивление спирали?
2. Изучение нового материала
– Мы выяснили, что R не зависит от U и I. Попробуем вместе определить задачи нашего урока.
Сегодня на уроке вы узнаете:
От каких величин зависит сопротивление проводника?
Как вычислить сопротивление проводника?
Какое практическое значение имеет сопротивление?

Назовите приборы, изображенные на схеме.
3. Экспериментальная часть
Проведем опыт, схему которого вы видите на доске.

В собранной установке включают поочередно в электрическую цепь различные проводники и результаты измерений записывают в таблицу:
Проводник | I, A | U, В | R, Ом |
Первый | | | |
Второй | | | |
Третий | | | |
Четвертый | | | |
Делаем вывод о зависимости R от S: (проводники разной площади поперечного сечения)
При увеличении площади поперечного сечения проводника, сопротивление уменьшается.
Делаем вывод о зависимости R от l: (проводники разной длины)
При увеличении длины проводника, сопротивление увеличивается
Делаем вывод о зависимости R от материала (вещества): (проводники из разного материала
R зависит от материала, из которого изготовлен.
Обучающиеся делают обобщение, проанализировав предыдущие выводы:
Сопротивление проводника прямо пропорционально длине проводника, обратно пропорционально площади поперечного сечения и зависит от материала.
R = ρ • L/S
Где ρ – коэффициент, характеризующий электрические свойства вещества, из которого изготовлен проводник. Этот коэффициент называется удельным сопротивлением вещества.
L – длина проводника,
S – площадь поперечного сечения проводника
ρ = R • S/L
[ ρ ] = Ом•м
Удобнее выражать так:
[ ρ ] = Ом•мм2/м
Чему будут равны L и S?
L= R • S/ρ S = ρL/R
6) Откройте учебник на странице 105 Таблицу 8.
Найдём в таблице:
Удельное сопротивление меди = 0,017 Ом•мм2/м, это значит, что удельное сопротивление проводника из меди длиной 1 метр и площадью поперечного сечения 1 мм2 = 0,017 Ом.
Удельное сопротивление никелина 0,4 Ом•мм2/м. Что это значит?
Какое вещество будет лучшим проводником, с большим удельным сопротивлением или с меньшим?
Назовите из таблицы вещества, являющиеся хорошими проводникам и являющиеся хорошими диэлектриками.
Практическое применение: (читает ученик)
Вещества с наименьшим удельным сопротивлением хорошо проводят электрический ток. Их используют в качестве электропроводки, из них изготавливают провода.

В электронагревательных приборах: чайниках, утюгах, обогревателях и т. д. Для нагревательных элементов удобно использовать вещества с большим удельным сопротивлением, например, нихром.

Существуют вещества, которые обладают очень большим удельным сопротивление. Из-за этого они не проводят электрический ток. Такие вещества используют в качестве диэлектриков или изоляторов.


Демонстрация таблиц «физика человека» на экране (электрические параметры)
Удельное сопротивление тканей тела, Ом*м:
мышцы............................... 1,5
кровь............................... 1,8
верхний слой кожи (сухой)........... 3,3-105
кость (без надкостницы)............ 2-106
Сопротивление тела человека от конца одной
руки до конца другой(при сухой
неповрежденной коже рук), кОм............. 15
Сила тока через тело человека,
считающаяся безопасной, мА.............. до 1
Сила тока через тело человека,
приводящая к серьезным поражениям
организма, мА............................ 100
Безопасное электрическое напряжение
(сырое помещение), В............... 12
Безопасное электрическое напряжение
(сухое помещение), В............... 36
6. Закрепление изученного
Задача 1
Каково сопротивление медного провода длиной 1 метр площадью поперечного сечения 1 мм2?
Задача 2
Имеются две медные проволоки одинаковой длины. У одной площадь поперечного сечения 1 мм2, а у другой – 5 мм2. У какой проволоки сопротивление меньше и во сколько раз?
Задача3
При устройстве молниеотвода использовали железный провод сечением 35 мм2 и длиной 25 м. Определите его сопротивление.
Задача 4
Ртуть заполняет стеклянную трубку с внутренним сечением 1 мм2 и имеет сопротивление 2Ом. Вычислите длину столбика ртути в трубке.
7. Домашнее задание: §45,46 учебника; вопросы упр. 20(2,3,4) письменно. Подготовка к л.р. №5.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Проверка домашнего задания
Закон Ома (сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на
концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению)
Источники
https://infourok.ru/urok-fiziki-po-fgos-raschet-soprotivlenie-provodnika-udelnoe-soprotivlenie-1526061.html
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/raschet_soprotivleniya_udelnoe_soprotivlenie_provod_173820.html
http://uchitelya.com/fizika/129315-konspekt-uroka-raschet-soprotivleniya-provodnika.html