Департамент образования
г. Москвы
ГБОУ СПО КАТ №9
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету
«техническая механика»
на тему:
"Расчет и проектирование одноступенчатого редуктора
общего назначения"
Выполнил: студент группы 2Р-9
Царев Д. Д.
Проверила: Гордеева И.В.
Москва 2013
Исходные данные:
Тип редуктора – конический плоскоременный
Мощность на выходе: Р3 = 2,8 кВт
Частота вращения ведомого вала: n3 = 110 об/мин
Редуктор предназначен для длительной эксплуатации, мелкосерийного производства с нереверсивной нагрузкой.
Кинематическая схема

Задание
Выполнить расчет по этапам:
Выбор электродвигателя.
Расчет общего передаточного числа.
Кинематический расчет валов.
Расчет плоскоременной передачи.
Расчет конического редуктора.
Проектировочный расчет быстроходного вала.
Подбор подшипников качения быстроходного вала.
I Этап: Подбор электродвигателя.
Pэл.дв.
где η общ. – КПД общий
η общ. = η ред. * η рем.
Выбираем восьмую степень точности.
Получаем η ред. = 0,95 (из т. 2.3, стр. 59)
η рем. = 0,96 (из 
4.5, стр. 116)
находим η общ. = 0,96 ∙ 0,95 = 0,912.
Электродвигатель выбираем марки по таблице 2.8, стр. 71.
Марка 4АМ112МА6У3
Технические характеристики двигателя.
Мощность электродвигателя: Рэл.дв. = 3,07 кВт.
Номинальная частота: nэл.дв. = 955 об/мин.
II Этап: Расчет общего передаточного числа.
Uобщ. = Uред. * Uрем.
Uобщ. = | nэл.дв. | = | 955 | = 8,68 |
n3 | 110 |
Под полученное расчетом Uобщ. = 8,4
подбираем Uред. = 2,8 (из т. 2.7, стр. 70)
Uрем. = 3
Проверяем Uобщ. = Uред. ∙ Uрем. = 2,8*3= 8,4 - совпадает с расчетом.
III Этап: Кинематический расчет валов.
I Вал
Р1 = Рэл.дв. = 3,0 кВт
n1 = nэл.дв. = 955 об/мин
II Вал
Р2 = Р1 ∙ ηрем. = 3,0 ∙ 0,96 = 2,88 кВт
III Вал
Р3 = Р2 ∙ ηред. = 2,88 ∙ 0,95 = 2,73 кВт
IV Этап: Расчет плоскоременной передачи.
P1=3,0 кВт
n1=955
n2=318.33
Диаметр меньшего шкива, мм:
d1≤(52…64)=(52…64)=(161…198,4) мм
ω1===99,95 м/с
Ближнее значение по стандарту d1=180 мм
U==
Диаметр большего шкива, мм:
d2=
d2==531,90 мм
Стандартные значения d2=560 мм
U==
Межосевое расстояние a, мм:
a=1,5(d1+d2)=1,5(180+560)=1110 мм
Расчетная длина ремня Lp, мм:
Lp=2a+(d1+d2)+=2×1110+(180+560)+=3414,32 мм
Lp=3500 мм
Уточнение межосевого расстояния а, мм:
a=(2×3500-3,14(560+180)+)=1153,45
α1=180o-57o=180o-57o×=161o150o
v===8,9 м/с
U===2,54 рад/с
Ft===337 Н
[p]=[p]0×==2,90 Н/мм
b≥
δ===4,5
b≥=25,82 мм
Полученное b соотносим значению в табл. 2.22
b=32
Принимаем B=40 мм (B – ширина шкива)
Определяем площадь поперечного сечения:
A=b×S
A=32×4,5=144 мм2
Определяем силу предварительного натяжения:
F0=A×σ0=144×2=288 Н
Определяем силы натяжения
F1=F0+=288+=465,5 Н
F2=F0-=288-=119,5 Н
Fвал=2F0sin()=2×288×sin×=564,48 Н
Проверка:
σmax=σ1+σv+σU1=[σ]p=8 Н/мм2
σv=p×v2×10-6 (Н/мм2)
σv=2,9×8,92×10-6=0,0002
δ1===3,23
σU1=E=90×=2,25
σmax=3,23×0,0002×2,25=5,48≤[σ]p=8 Н/мм2
Проверка сошлась.
V Этап: Расчет конической передачи.
Проектировочный расчет.
Материалы зубчатых колёс. По табл. 9.2 для шестерни и колеса принимаем одну и ту же марку стали 35ХМ с одинаковой термообработкой – улучшение с закалкой ТВЧ до твердости поверхностей зубьев 49…65 HRCэ, σ=750 Н/мм2 при предполагаемом диаметре заготовки шестерни DSHRCэ.
Допускаемое контактное напряжение по формуле (табл. 9.37).
[σ]=(σH0/[SH])KHL
Для материала зубьев шестерни и колеса принимаем закалку при нагреве ТВЧ по всему контуру зубьев
σH0=17HRCэ+200 (см. табл. 9.3)
[SH]=1,2
KHL=1 (см. § 9.11)
[σH]===889 Н/мм2
Допускаемое напряжение изгиба по формуле (табл. 9.42)
[σF]=(σF0/[SF])KFCKFL
Для материала зубьев шестерни и колеса:
σF0=650 Н/мм2 (см. табл. 9.3)
[SF]=1,75
KFC=KFL=1 (см. § 9.11)
[σF]=(650/1,75)×1×1=370 Н/мм2
Коэффициент ширины зубчатого венца по формуле (см. табл. 9.77)
Ψd=0,166=0,166=0,49
По табл. 9.5 принимаем коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине зубчатого венца KHB=1,16
Внешний делительный диаметр колеса по формуле (9.79)
de2=165=165=170,8 мм
Принимаем стандартное значение de2=180 мм и ширину зубчатого венца b=28 мм (см. табл. 9.7)
Расчетные коэффициенты: VF=0,85 при ψ=0,49, KFB=1,3
Внешний окружной модуль по формуле (9.79)
me≥==2,64 мм
Число зубьев колеса и шестерни
z2===68,18
z1===24,35
Принимаем z1=24, z2=68
Фактическое передаточное число
Uф===2,83
Отклонение от заданного ΔU×100o=×100o=1,07%
Углы делительных конусов по формуле (9.49)
tgδ2=Uф=2,83
δ2=70o36’
δ1=90-δ2=90o-70o36’=19o24’
Основные геометрические размеры (см. формулы (9.50)…(9.56))
de1=mez1=2,64×24,35=64.28 мм
Re=0,5me=0,5×2,64=95,56 мм
R=Re-0,5b=95,56-0,5×28=81,56 мм
Пригодность размера ширины зубчатого венца
b=28Re=0,285×95,56=27,23 мм
Условие соблюдается.
m===2,25 мм
d1=mz1=2,25×24,35=54,79 мм
d2=mz2=2,25×68,18=153,41 мм
dae1=de1+2mecosδ1=64,28+2×2,64cos19o24’=69,26
dae2=de2+2mecosδ2=180+2×2,64cos70o36’=181,75
Средняя окружная скорость колес и степень точности:
v===2,74 м/с
по табл. 9.1 принимаем 8-ю степень точности передачи.
Силы в зацеплении по формулам (9.57)…(9.59)
окружная на колесе и шестерне
Ft==2993 Н
радиальная на шестерне и осевая на колесе
Fr1=Fa2=Ft×tgαω×cosδ1=2993×0,3639×0,9432=1027 Н
осевая на шестерне и радиальная на колесе
Fa1=Fr2=Ft×tgαω×sinδ1=2993×0,3639×0,3322=362 Н
Коэффициент динамической нагрузки KHv=1,2 (см. табл. 9.6)
KHB=1,16 – остается прежним, так как ψd не изменился
Расчетное контактное напряжение по формуле (9.74)
σH===902,98 Н/мм2, что больше [σH] всего на 15%.
Контактная прочность зубьев обеспечивается.
Эквивалентное число зубьев шестерни и колеса по формуле (9.46)
zv1===25,87≈26
zv2===205,24≈205
Коэффициент формы зуба (см. § 9.10) YF1=3,88 (находим интерполированием), YF2=3,6
Принимаем коэффициенты:
KFv=1,4 (см. табл. 9.6)
KFβ=1,3 – остался без изменения (см. п. 8)
Расчетное напряжение изгиба в основании зубьев шестерни по формуле (9.78)
σF1=Yf1KFβKFv=3,88×1,3×1,4=336,38 Н/мм2F]=370 Н/мм2
Расчетное напряжение изгиба в основании зубьев колеса
σF2=σF1=336,38=312,1 Н/мм2F]=370 Н/мм2
Прочность зубьев на изгиб обеспечивается.
VI Этап: Проектировочный и проверочный расчеты быстроходного вала.
Рассчитываем быстроходный вал конического прямозубого редуктора на статическую прочность. Используем эскиз вала шестерни. Принимаем за исходные данные передачи:
Ft=2993 Н
Fr1=1027 Н
Fa1=362 Н
T2=88,46 Н×м
сталь 45 [σ]=40…60 МПа
d1вх===24,5 мм
Принимаем по стандарту d1вх=25 мм
d1упл=28 мм; ГОСТ 8752-79
d1 гайка=30 мм
d1 подш.=35 мм (ориентировочно)
l1вх=1,5d1вх=1,5×25=37,5 мм
l1упл=10 мм
lк=10 мм
K=15 мм
b=2T+K=2×18,5+15= 52
Выбираем подшипник d1п=35 мм
7207 Роликовый конический однорядный подшипник
| d | D | Tнаиб | b | c | r | r1 | α, град | Cr | C0r | e | Y | Y0 |
7207 | 35 | 72 | 18,5 | 17 | 15 | 2,0 | 0,8 | 14 | 35,2 | 26,3 | 0,37 | 1,62 | 0,89 |


Rcy=7317Н
50
140
181,38Н·м
Проверка:

σэкв===30 МПа
Условие статической прочности выполняется.
Проверочный расчет вала.
Рассчитываем быстроходный вал конического редуктора на сопротивления усталости. Выбор необходимых коэффициентов их обозначения и численные значения (п. 5.2, гл. III, стр. 171).
Рассмотрим сечение вала В, которое более нагружено. Концентратором напряжений является напрессовка подшипника на вал (сечение В).
Материал вала – сталь 45 без упрочнения
σB=780 Н/мм2
σ-1=360 Н/мм2
τ-1=200 Н/мм2
S=
Коэффициент запаса прочности на усталостную выносливость
VII Этап: Подбор подшипников качения.
Определяем суммарные радиальные опорные реакции.
Определяем осевые составляющие в опорах Rs1 и Rs2
Определяем результирующие осевые нагрузки подшипников Ra1 и Ra2 (см. табл. 6.2 стр. 84).
Если Rs1Rs2 и Fa1Rs2-Rs1, то
Ra2=Rs2=1,83 кН
Ra1=Ra2-Fa1=1,83-0,362=1,468 кН
Сравниваем отношения с коэффициентом осевого нагружения “e” для каждого подшипника и принимаем окончательно значения коэффициентом X и Y.
==0,41e=0,36
==0,3
Найдем эквивалентную нагрузку на опоры:
Для подшипника 1: X=0,45; Y=1,62
RE1=(X×V×RC+Y×Ra1)×Kбез×Ктемп=(0,45×1×3,5+1,62×1,468) ×1,25×1=4,95 кН
Для подшипника 2: X=1; Y=0
RE2=X×V×RB×Kбез×Ктемп=1×1×6,13×1,25×1=7,66 кН
Определяем требуемую динамическую грузоподъемность
Cтр.=RE2
ω1=33,31 рад/с
p=3,33
L10h=20×103 час
Cтр.=7,66=22,87 кН
Cтр.Cr=29.8 – следует принять подшипник средней серии 7306 Cr=40 кН (Т=21 мм, D=72 мм).
В связи с изменением серии подшипника немного изменились габариты подшипника, что следует учесть при вычерчивании редукторов.