СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Расовый состав. Нации и народы планеты

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока

 

1. Образовательные:

- способствовать формированию у обучающихся понятий о расах и многообразии народов. Рассмотреть их внешние отличия.

 

2. Развивающие:

- развитие умений учиться: слушать учителя, одноклассников и одновременно делать записи, работать со справочным материалом, данными Интернет-ресурсов, с картами атласа.

- развитие познавательных интересов и потребностей: внимание и восприятие.

- развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; расширять словарный запас учащихся; формировать умения работать с документами, Интернет-ресурсами, умения обобщать и делать выводы.

 

Воспитательные:

- повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения.

Просмотр содержимого документа
«Расовый состав. Нации и народы планеты»

Конспект урока по географии 5 класс


Тема : «Расовый состав. Нации и народы планеты»


Цель урока : Сформировать представление о расах и многообразии народов, их внешних отличиях;


Задачи урока


1. Образовательные:

- способствовать формированию у обучающихся понятий о расах и многообразии народов. Рассмотреть их внешние отличия.


2. Развивающие:

- развитие умений учиться: слушать учителя, одноклассников и одновременно делать записи, работать со справочным материалом, данными Интернет-ресурсов, с картами атласа.

- развитие познавательных интересов и потребностей: внимание и восприятие.

- развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; расширять словарный запас учащихся; формировать умения работать с документами, Интернет-ресурсами, умения обобщать и делать выводы.


Воспитательные:

- повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения.


Оборудование: схемы, картины


Ход урока :


  1. Организационный момент


  • Приветствие

  • Проверка готовности учащихся к уроку


  1. Проверка домашнего задания


  • Тест

  1. Население – это

это совокупность всех людей живущих на Земле.


  1. Плотность населения – это

это число жителей, приходящееся на 1 км2 территории


  1. Что влияет на размещение людей?

Огромное значение имеет тепло и влага, рельеф и плодородие почвы, достаточное количество воздуха.


  1. Напишите территории с наибольшей плотностью населения

Южная и Восточная Азия, Западная Европа, восток Северной Америки


  1. Средняя плотность населения составляет

а) 45 человек на 1 км2

б) 32 человека на 1 км2

в) 48 человек на 1 км2


  1. Подготовка к усвоению новых знаний.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть друг на друга и ответить на вопрос «Все ли мы одинаковы?» (Нет.)

- Какие отличия у нас есть? (Цвет волос, глаз, форма носа, губ, рост.)

- Верно.


  1. Изучение нового материала


Население планеты — калейдоскоп многочисленных рас и народов.


- Ребята, а кто из вас догадался, а чем мы сегодня будем говорить?

- Правильно мы будем говорить о человеческих расах.

Человечество принято делить на четыре главные расы:

  • европеоидную (42,9% населения планеты),

  • монголоидную (азиатская и американская ветви — 19,1%),

  • негроидную (около 7%)

  • австралоидную (0,3%).

Однако представители этих рас в общей численности населения мира составляют лишь около 70%. Остальные 30% — приходятся на представителей смешанных и промежуточных расовых групп: эфиопы,

малагасийцы,

меланезийцы,

а также: метисы, мулаты, самбо.


Интенсивное расовое смешение происходило, например, в Америке.

Так, браки европейских переселенцев с местным монголоидным индейским населением привели к образованию метисов; а смешение переселенцев-европеоидов с неграми, завезенными из Африки для работы на плантациях, привело к возникновению мулатов (особенно велика доля мулатов среди населения островов Карибского моря, на востоке Бразилии и т. д.).


Потомки смешанных браков негров с индейцами представляют в настоящее время группу самбо. В некоторых странах Латинской Америки до сих пор значительна доля индейского населения (особенно в Парагвае, Боливии, Гватемале, Перу и др.).


Этнический состав населения мира еще более разнообразен, чем расовый: ученые выделяют в современном мире 3—4 тысячи народов, наций и племен. Численность населения в каждой из них колеблется от нескольких сотен (алеуты) до сотен миллионов человек (китайцы, хиндустанцы, русские).


Этнос — исторически сложившаяся общность людей, объединенных языком, территорией, хозяйством, культурой, традициями, национальным самосознанием.


Такие понятия как этнос, нация, народ, народность, племя — очень близки.


Национальные (этнические) критерии лежат в основе разделения человечества на государства.


Но не более половины государств мира являются однонациональными (т. е. основная народность составляет свыше 90%). Это Япония, Китай, Дания, Швеция и др.


Остальные страны — многонациональные: Россия, США, Индия, Нигерия и др.


В Индонезии насчитывают не менее 150 этнических общностей, в Нигерии — около 200, в Индии — несколько сотен.


Классификация народов обычно ведется по принципу языковой близости — выделяются языковые семьи, объединяющие схожие по лингвистическому строению и происхождению языки.


Наибольшая по численности — индоевропейская семья (около 2,5 млрд человек).

Она включает в себя следующие группы: славянскую (русские, украинцы, поляки, белорусы, болгары, сербы, хорваты и др.), романскую (французы, итальянцы, испанцы, бразильцы, мексиканцы и др.), германскую (немцы, голландцы, шведы, норвежцы, англичане, американцы США, анг-лоавстралийцы и др.), иранскую (персы, таджики, афганцы, курды), индоарийскую (хиндустанцы, бенгальцы, непальцы и др.), а также кельтскую, албанскую, греческую, армянскую и нурис-танскую.


Китайско-тибетская языковая семья является второй по численности населения, в нее входят китайская и тибето-бирманская группы.


Из других языковых семей следует отметить: семито-хамитскую семью или афразийскую (к которой, в первую очередь, относятся арабские народы, населяющие Ирак, Саудовскую Аравию, Алжир, Ливию, Марокко и другие страны Юго-Западной Азии и Северной Африки), алтайскую (включающую группы: тюркскую, монгольскую, и др.), нигеро-кордофан-скую, койсанскую и нило-сахарскую (на языках которой говорят народы «черной Африки»), уральскую (включающую финно-угорскую и самодийскую группы), австронезийскую и другие.


К наиболее распространенным языкам мира относятся: португальский, китайский (на этом языке разговаривает более 1 млрд человек), английский (более 460 млн человек в 58 странах мира), хинди и урду (около 430 млн человек, преимущественно в Индии), испанский (более 300 млн человек в 21 стране мира), арабский (более 200 млн человек в 25 странах мира), русский, бенгали, японский и др.


Рабочими языками ООН являются: китайский, английский, испанский, арабский, русский и французский. «Национальный вопрос» является одним из самых острых во многих странах мира. Постоянно возникают «горячие точки» национальных и межэтнических конфликтов. В качестве примера можно привести лишь некоторые: незатухающий десятилетия ближневосточный очаг напряженности — арабо-израильский конфликт; борьба католического меньшинства в Северной Ирландии (Ольстер); выступление басков в Испании; турецко-греческий конфликт на Кипре; гражданская война в бывших республиках Югославии; конфликты на территории республик СНГ и др. Множество локальных и региональных войн и конфликтов, в том числе и на этнической почве, происходят в африканских государствах (Судан, Руанда, Бурунди, Нигерия, ЮАР и др.). Все эти конфликты приводят к тяжелым последствиям в экономической и социальной жизни населения, а также к крупным миграционным потокам из зон конфликтов («беженцы»).


  1. Итог урока.


- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (В мире есть три расы. Представители этих рас отличаются внешне, но, несмотря на внешние отличия, они все могут достичь в своей жизни высоких целей.)


  1. Рефлексия


Предлагаю взять смайлики и при выходе прикрепить их магнитом к доске.

Весёлый – мне всё было понятно и интересно,

Спокойный – мне было интересно, но не всё понятно,

Грустный – мне было не интересно, я мало что понял.


  1. Домашнее задание