СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Распад Киевской Руси

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока может использоваться на уроках истории в 7 классе коррекционной школы.

Просмотр содержимого документа
«Распад Киевской Руси»

Повторительно-обобщающий урок по разделу

«Распад Киевской Руси»

Цель урока: Повторение, обобщение, систематизация и расширение знаний учащихся по теме «Распад Киевской Руси».

Обучающие:

- систематизировать исторический материал о Киевской Руси;

- проконтролировать знания основных событий, дат, исторических личностей.

Развивающие:

- способствовать проявлению активности каждого ученика;

- закрепить навыки работы с историческими понятиями;

- развивать логику мышления,

- развивать коммуникативную компетентность,

- формировать грамотную речь;

- формировать умение быстро ориентироваться в смене видов деятельности;

Воспитательные:

- воспитывать толерантность;

- воспитывать аккуратность;

- воспитывать точность при выполнении заданий.

Ход урока

- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Сегодня мы собрались, чтобы провести урок. Какой сегодня день недели, какой урок по счёту? В это время мы проводим урок по какому предмету? Наш урок истории я хочу начать с одного отрывка из летописи. Послушайте и ответьте, о чём идёт речь в этом отрывке?



Отрывок о Руси.

- О, светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками прозрачными, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская!

Эти строки из летописи «Слово о погибели Русской земли».

- В XI веке Киевская Русь была самым большим государством. Все земли принадлежали княжеской семье, самым главным в которой считался великий князь Киевский. Более 200 лет процветала Киевская Русь.

- А сейчас прочитайте последний абзац и скажите, о какой беде говорится? С - 1

Чтоб вы знали, что пришла к нам гибель

Из-за княжеских распрей бесконечных.

Испокон веков они, как волки,

Грызлись меж собою, разоряли

Города и сёла друг у друга,

Смердов убивали друг у друга,

Злобу вымещали на невинных.

- Итак, сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по разделу «Распад Киевской Руси» С- 2

- Посмотрите на карты и скажите, к какой карте мы можем соотнести текст начала летописи, а к какой – конец летописи. Какая карта нам нужна для нашего урока?



- Что мы с вами будем делать? Нам нужно вспомнить и закрепить весь материал, который мы изучали в течение месяца. Откройте содержание учебника на стр. 4. Найдите раздел, сколько тем мы изучили? Нам нужно будет вспомнить материал по этим темам. А для этого мы будем выполнять различные задания.

Все задания подведены в блоки. Будет 6 блоков:

1 блок – «Чтоб вы знали, что пришла к нам гибель…»

2 блок – «Княжества»

3 блок – «Исторические даты»

4 блок – «Узнай личность»

5 блок – «Слова, слова…»

6 блок – «Русская культура»


- Вы хотите получить хорошие отметки? Как надо работать, чтобы получить хорошую оценку?

С – 3 Лист самооценки - После каждого блока вы должны сами себе поставить оценку.

- У вас есть вопросы? Если нет вопросов, переходим к работе над заданиями. Вспоминаем про активность, не забываем об осанке – спины ровные, настроение хорошее.

С – 4 1 блок – «Чтоб вы знали, что пришла к нам гибель»

- Откройте учебник на стр. 184. Посмотрите на иллюстрацию внизу страницы, что вы там видите? С -5

С – 6 - Послушались своего отца сыновья? Что же произошло дальше? Как вели себя сыновья?

- В каком веке произошел распад Киевской Руси?

В 12 веке Киевское государство состояло из множества княжеств – уделов.

- Сколько самостоятельных государств образовалось в результате раздробленности Киевской Руси? – 15.

- Какие же причины привели к раздробленности Руси?

Назовите причины распада Киевской Руси.

Причины: С - 7

- Рост и укрепление городов

- Деление княжеств на более мелкие уделы и междоусобицы между князьями

- Набеги кочевников.

С – 8, 9, 10 Положительные и отрицательные последствия распада Киевской Руси

ОЦЕНИВАЕМ СЕБЯ

С – 11 2 блок – «Княжества»

С – 12 У вас на столе лежат таблицы, контурные карты.

Киевское княжество

- Покажите Киевское княжество на настенной карте. А теперь найдите на контурной карте. Где находится это княжество? Назови главный город.

Заполняем таблицу. В чьих руках была власть?

- Чем занимались жители Киевского княжества?

С – 13, 14 Составьте из букв названия профессий киевских ремесленников:

Кцуезн, книоплт, кножневеик, йожруеник, чагонр.

- А сейчас слайды-подсказки. Мастерство каких ремесленников здесь изображено? С – 15, 16, 17

- Мы попытались представить себя киевскими мастерами по изготовлению глиняных игрушек. С -18



Владимиро-Суздальское княжество

- Где находится это княжество? Назови главный город.

- Кто стоял во главе государства?

- Назови занятия во владимирской и суздальской землях (карточки). С – 19, 20

- Откройте стр. 198. Найдите подтверждение тому, что жители занимались этими видами деятельности.

Новгородская земля

- Покажите на карте и отметьте на контурной карте государство, столицу.

- Где находится государство?

- Какие отрасли хозяйства развивались у Новгорода более успешно?

Подчеркните. С – 21, 22

Земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество, торговля, ремесла.

С – 23 Задание Новгородский торг. Найдите описание в учебнике. А теперь посмотрите видеофрагмент про жизнь древнего Новгорода. Какие товары вывозили из Новгорода? А теперь представьте, что в Новгороде на торгу. Вы заграничные гости. Выберите те товары, которые вы повезёте продавать за границу.

Конопля, воск, меха, шелк, сушеные фрукты, рыба, хлеб, мед, ковры, вина, пряности.

Новгородский люд проснулся,

Встал, умылся, потянулся,

Осмотрел свои владенья,

Принял верное решенье:

Богатырским шагом дружно

Выйти в поле, если нужно,

Поклониться земле низко,

Предстоит нам путь неблизкий.

Маршируем строем в ногу,

Отправляемся в дорогу.

ОЦЕНИВАЕМ СЕБЯ

С - 24 3 блок – «Исторические даты»

Тест (розовые карточки)

1. Первое летописное упоминание о Москве:

а) 1125 г. б) 1132 г. в) 1147 г.

2. В каком веке впервые упоминается о Новгороде:

а) IX в б) X в в) XI в

3. Период раздробленности Киевской Руси:

а) XI – XIIвв б) XII - XIIIвв в) XIII – XIVвв

Пометьте на своей ленте времени. Кто покажет на ленте времени? ОЦЕНИВАЕМ СЕБЯ

С - 27 4 блок – «Узнай личность»

Игра «Исторический снежный ком»

С – 28, 29 Соотнесите имена князей и их прозвища:

Всеволод Боголюбский

Юрий Мономах

Андрей Долгорукий

Владимир Большое Гнездо

С – 30 Установите хронологическую последовательность княжения владимиро-суздальских князей:

2.Андрей Боголюбский

1.Юрий Долгорукий

3.Всеволод Большое Гнездо

-С -31 Кому установлен этот памятник?

- Легенда о происхождении города Москвы.

ОЦЕНИВАЕМ СЕБЯ

С - 32 5 блок – «Слова, слова…»

Игра на доске С – 33, 34

ОЦЕНИВАЕМ СЕБЯ

С - 35 6 блок «Русская культура в 12-13 веках»

С – 36, 37 Игра «Верно – неверно»

1.Во Владимиро-Суздальском княжестве храмы строили из белого камня. Верно
2. Внутри храмы и дворцы расписывались фресками. Верно

3. В Софийском соборе в Киеве сделана запись о смерти Ярослава Мудрого. Верно
4. Во Владимире ворота крепостной стены были обиты чистым золотом. Неверно
5. Большим богатством в каждом городе были книги. Верно
6. Летопись составлялась единая для всех княжеств. Неверно
7. Поэма "Слово о полку Игореве" была написана в конце XII века. Верно

8. Самый распространённый материал для письма был пергамент. Неверно

- Как вы думаете, для древней Руси распад был несчастьем? С – 38, 39

- А теперь давайте поработаем с пословицами и поговорками. Подумайте, мудростью каких поговорок и пословиц пренебрегли наши предки, т.е., не поверили в их значимость, что привело к распаду Киевской Руси. Вот если бы жители Руси приняли к сведению, поверили в мудрость этих пословиц, то междоусобиц и не было бы.

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кому пока было трудно?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить?

– Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!