6
Тема: «РАСПИСНЫЕ УЗОРЫ БАЛХАРА»
выполнение росписи декоративной игрушки по мотивам
балхарского орнамента.
Подготовила:
учитель технологии - ДПИ
МБОУ «Гимназия № 35»
Магомедова Узлипат Пахрудиновна
Махачкала 2018г.
Учебные цели и задачи: продолжение знакомства детей с балхарской керамикой, формирование у них навыков кистевой росписи на примерах изучения орнаментального декора балхарских расписных гончарных изделий, выработка у детей умений и навыков в составлении узора из отдельных элементов, характерных орнаменту балхарских мастериц; в составлении орнаментальных композиций по мотивам узоров балхарской керамики. Развивать творческие способности детей, воспитывать интерес, любовь к искусству своего края.
Оборудование урока: для учителя – образцы глиняных игрушек, иллюстрации, фотоснимки, таблицы, карточки; для учащихся – шаблон из картона в форме игрушки, глиняные игрушки, белая гуашь, кисти, клей ПВА, баночки с водой и тряпочки, простой и цветные карандаши, ИКТ.
Тип урока: взаимообучения.
ХОД УРОКА:
I Организация класса.
II Объяснение новой темы.
Тема нашего урока « Расписные узоры Балхара». Мы с вами выполним росписи декоративной игрушки по мотивам балхарского орнамента.
Дагестан, мы знаем, родина уникальных произведений декоративно-прикладного искусства, известных далеко за пределами России.
– А скажите что же такое искусство?
(Искусство – это способ познания мира, жизни, людей, природы, истории и т.д.)
– Декоративно-прикладное искусство что это?
(ДПИ – это художественно оформленные предметы, которые человек использует в быту.)
– Назовите виды декоративно-прикладного искусства.
(Художественная обработка металла, художественное ткачество, вязание и вышивка, художественная керамика, обработка дерева и камня и т.д.)
В Дагестане с незапамятных времен значительное развитие получил один из древнейших и массовых видов декоративно-прикладного искусства – производство керамических изделий. Разнообразная глиняная посуда, которую изготовляли, кроме утилитарных функций, имела и художественно-эстетические оттенки.
(Демонстрация гончарных изделий балхарских мастериц.)
– Где в Дагестане занимаются изготовлением гончарной посуды?
(Традиционными центрами производства керамики являются – лезгинские аулы Кала, Испик, Джули; даргинский – Сулевкент; лакский – Балхар.)
Гончарные изделия лезгинских мастеров отличается техникой исполнения, своеобразной формой и манерой выполнения росписи.
Декоративные тарелки калинских мастеров украшены узором ярко-бирюзового цвета с темно-коричневым контуром. Все это выполняется на белом фоне (ангоб) и покрывается прозрачной глазурью. Сулевкентские мастера производили изделия с лепным или процарапанным узором.
Основными элементами декора посуды являются прямые и волнистые линии, большие S-образные элементы, из плотных штрихов, заключенные в полоску из двух тонких линий. В Сулевкенте применялась другая форма технологической обработки изделий – поливная керамика. Этот способ послужил и своеобразным декоративным приемом украшения посуды что оказались очень удобными в быту. Полива имела зеленый и темно-коричневый цвет. Совершенно неожиданные формы керамических сосудов можно встретить у джулинских керамистов.
Дальнейшее развитие приема кистевой росписи испикских сулевкентских мастеров в украшении глиняной посуды получило в неполивной художественной керамике лакского аула Балхар.
Работами по выделке керамики занимались женщины, а мужчины заготовляли хворост для обжига и торговали готовой посудой. Прикосновение к гончарной глинее считалось для мужчины большим позором. Исключение составляет лишь аул Сулевкент, где за гончарный круг садились только мужчины.
– Какие вы знаете балхарские изделия, назовите?
(Балхарские изделия – большие и малые водоносные кувшины, различные кувшины для питья, маслобойки, подойники, декоративные тарелки, различные игрушки – свистульки и т.д.)
– Из какого материала они изготовлены?
(Керамические изделия изготовлены из глины.)
Самые прекрасные кувшины
Делаются из обычной глины.
Так же как прекрасный стих
Создают из слов простых.
По легенде жил человек по имени Калкучи. Был он беден. Но имел ясный ум, трудолюбивые руки и чистую совесть. И задумался Калкучи как из бедности выйти. «Глина! - вспомнил он – Вот что нам даст хлеб!» В детстве он часто бегал на озеро с глиняными берегами и лепил там зверей, коней и человечков. Только на том озере и была глина жирная как масло, и вязкая как воск. Так благодаря Калкучи Балхар стал аулом гончаров. Садится балхарка перед восходом солнца за круг и говорит: «Спасибо тебе, Калкучи, ты научил нас добывать хлеб».
Только женщине-балхарке земля поведала какие-то свои секреты. Не удержалась глина перед искренним чувством балхарки, поддалась ловким рукам и помогла в вихре быстро вращающегося гончарного круга вылепить кувшин. Поэтому не следите за пальцами этой мастерицы. Она лепит свой кувшин душой. Не ищите переводчика, который помог бы вам открыть тайну этого чуда, эта тайна никак не переводится ни на один язык мира, а чтобы познать ее надо родиться балхаркой.
(Демонстрация видео-фильма).
– Назовите основные элементы балхарской росписи.
Основные элементы балхарской росписи составляют прямые, зигзагообразные, волнистые и параллельные линии, точки, штрихи, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки, изображения руки, глаза и т.д. Умело используя их, мастерица создает красивые узоры.
Своими изделиями не одну выставку украсили работы таких мастериц, как Асият Сулейманова, Патимат Амирханова, Пати Кадиева, Хадижат Бизалкурбанова, Абидат Османова, Райханат Танеева, Баху Танеева, Зубайдат Умалаева (дети называют имена мастериц).
Плавность линии, бесконечное многообразие орнаментальных сочетаний, смелость и легкость в исполнении – характерные черты их творчества. Совершенно оригинально мастерство Зубайдат Умалаевой. Она, подобно легендарному пастуху Калкучи, лепит смешные фигурки людей, зверей и даже драконов – аждаха. В них словно ожил «чудесный мир волшебных сказок с их фантазией, мечтами и надеждами», столь богато представленный в горском фольклоре.
Глиняная керамика – особый вид народного творчества. Она не всегда предназначалась только для игры, а чаще всего была предметом украшения народного быта – малая бытовая скульптура. В ней сочетается искусство пластики и живописи, что делает эти предметы неповторимо выразительными. Образы игрушек просты, оригинальны и очень ярко выражают представления народных мастеров о мире, природе, людях. Глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом. И все больше предназначалась не для забавы, а становилась искусством, творчеством народных мастеров.
Интересны и оригинальны игрушки не только балхарских мастериц, но и Филимоновские игрушки, дымковские фигурки, абашевские, каргопольские игрушки. Ярок и красочен живописный язык народной игрушки.
III Самостоятельная работа.
На предыдущем уроке мы создали образ игрушки – олененка, птицы, козленка. Сегодня мы познакомимся с их росписью.
Пользуясь элементами балхарского орнамента, в начале на силуэтах игрушки, окрашенных гуашью (охрой) в цвет, соответствующей цвету обожженной глины, учащиеся, выполняя роспись, наносят узор белой гуашью техникой кистевой росписи. Кисточка должна быть с острым концом. Представьте себя маленькими мастерицами: пользуясь вариантами росписи игрушек, вам предстоит сочинить композицию узора и на своих шаблонах – силуэтах выполнить роспись.
Мы знаем выполняя балхарскую роспись всегда присутствуют импровизация, настроение, свобода, проявите фантазию, творческое воображение, вложите душу в работу, чтоб ваш узор «пел», «звучал», как музыка.
(Звучит легкая музыка)
Роспись готового изделия.
Созданный вами узор на силуэтах, переносите на готовых изделиях, глиняных игрушек.
Последовательность выполнения работы:
1. Карандашом наносим узор на изделие.
2. При помощи кисти белой гуашевой краской наносят на глиняную игрушку.
3. Для лучшей фиксации узора наносят лак для волос (работу выполняют с
помощью учителя).
IV Итог урока.
Какие элементы балхарской росписи вы использовали при создании своего узора?
Завершение работы. Экспресс-просмотр работ. Лучшие работы детей отбираются для организации выставки в школе.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание.