Урок 129. Распознавание лица и числа
глаголов. 2-е лицо глаголов
единственного числа
Цели: учащиеся развивают умение спрягать глаголы, распознавать их лицо и число по местоимению, вопросу и окончанию; знакомятся с особенностями окончания глаголов 2-го лица в единственном числе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
III. Проверка домашнего задания правило с. 75
IV. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
Выборочный диктант. (Учитель читает загадки.)
Задание: записать глаголы, распределив на 3 столбика по лицам.
Я бегу струёй из крана, Зубы есть, но не кусает,
Бью ключом из-под земли, За столом мне помогает:
Укачаю в океанах Только я открою рот –
Великаны-корабли. В рот она еду несёт.
(Вода.) (Вилка.)
Мы ходим ночью, ходим днём, Зубья ходят, гребни машут,
Но никуда мы не уйдём. Жатки по полю бегут,
(Часы.) Как мальчишку – под машинку,
Поле наголо стригут.
(Жатва.)
- Ребята, какой столбик остался пустым? (2 лицо)
- Давайте слова из первого столбика поставим в форму 2 лица настоящего времени и запишем их. Что вы заметили при записи глаголов формы 2 лица? (окончания заканчиваются на -ешь, -ишь, -ёшь)
- Верно. Теперь попробуем сформулировать правило. (Глаголы настоящего времени в форме 2 лица единственного числа имеют окончание -ешь, -ишь, -ёшь).
– Что вы можете сказать о звуке [ш]? (Он всегда звучит твёрдо.)
– Зачем же пишется буква ь на конце этих глаголов? (Дети высказывают свои предположения.)
– Мягкий знак выполняет в этих случаях грамматическую роль – он является показателем 2-го лица глагола.
- Откроем учебник с. 76 и прочитаем правило. Что мы из него узнали? (Что не только глаголы в форме настоящего времени 2 лица имеют окончания -ешь, -ишь, -ёшь, но и глаголы будущего времени).
3. Составление и запись схемы-опоры по правилу.
VI. Наблюдение над написанием окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа.
1. Работа с текстом упражнения 428, с. 76 (устно).
– Найдите глаголы, определите их лицо и число.
– Какие окончания имеют эти глаголы? (Окончание -ёшь.)
4. Письмо по памяти (упр. 428, с. 66).
VII. Работа с учебником.
1. Выборочное списывание (упр. 429, с. 77).
2. Работа с текстом-описанием. Употребление глаголов 2-го лица единственного числа (упр. 430, с. 77).
3. Упражнение в спряжении глаголов.
Задание: проспрягать 2 любых глагола из текста упражнения 430.
VIII. Домашнее задание: упражнение 431, с. 78.
IX. Итог урока.
– Расскажите, о чём вы узнали на уроке.
– На какой вопрос отвечают глаголы во 2-м лице единственного числа?
– Какие особенности имеют данные глаголы?