Открытый урок в 6 классе по теме « Распространение организмов в Мировом океане»
Цели урока:
Развивать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой, творческие способности обучающихся при подготовке проекта, умений договариваться друг с другом.
Воспитывать чувство взаимопомощи, сотрудничества при работе в парах.
Средства обучения: проектор, ноутбук, набор карточек с заданиями, экран, модель мирового океана ( ватман), набор океанических организмов ( вырезанные из бумаги , Физическая карта мира, бутылка, модели океанических организмов.
Тип урока: урок путешествие с элементами исследовательской и проектной деятельности.
Используемые технологии: технология проблемно-диалогического обучения с использованием ИКТ, исследовательская, здоровье сберегающая, проектная.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, работа в парах.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский, игровой.
Методы познания: компьютерная презентация, наглядные примеры, проблемный, сравнение.
Планируемые результаты (УУД)
Предметные: овладение представлениями о жителях морей и океанов, об их разнообразии, особенностях условий обитания и приспособлении животных к ним.
Метапредметные:
Коммуникативные: решают проблемные задачи, выделяют главное в тексте параграфа, организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: применяют методы информационного поиска, самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Познавательные: умеют объяснять условия жизни в Мировом океане, распределяют живые организмы на основные группы –планктон, нектон, бентос.
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Межпредметные связи: География, экология, физика, биология, музыка.
На уроке прослеживается системно-деятельностный подход: учащиеся 6 класса работают самостоятельно с применением информационно – коммуникационных технологий. На всех этапах урока идет работа с дополнительным материалом, учащиеся сравнивают, анализируют, делают выводы, выполняют проблемные задания.
Ход урока
I.Орг. момент. ( 1мин.)
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, но я прошу вас не волноваться и вести себя как на обычном уроке.
II. Проверка домашнего задания (5 мин.)
- Давайте представим, что мы сейчас находимся не в школьном кабинете, а в уютной каюте на корабле, путешествующем по Мировому океану.
Для того чтобы отправиться в плавание, нужно получить допуск к управлению корабля. Сделать мы это сможем, разгадав кроссворд. А разгаданные ключевые 2 слова будут подсказкой к названию темы нашего урока.
Вопросы к кроссворду
По вертикали:
1.Это крупное животное с мощными бивнями-клыками, является ярким представителем арктических пустынь.(Морж)
2.Природная зона, расположенная в основном в Северном полушарии, представляет собой мир разнотравья, основная ее часть практически распахана.( степи)
3.Этим словом можно охарактеризовать наличие воды в зоне пустынь.(мало)
4.Хвойные леса, произрастающие в зоне холодного и континентального климата с суровой зимой.(тайга)
5Прыгающее животное с сумкой на животе, житель саванн Австралии.(кенгуру)
6. Это относительно не большие по размеру животные, но наиболее многочисленные по количеству видов, обитающие во всех природных зонах, к ним относятся мухи, комары.(насекомые)
По горизонтали:
1.Этим растением обвиты стволы деревьев в зоне влажных экваториальных лесов.(лиана)
2.Грызун, обитающий в зоне степей.(сурок)
3.Глыбы льда, плавающие у ледяных берегов Антарктиды и Гренландии. ( айсберг)
III. Мотивация и целеполагание.( 3мин.)
Ключевые слова разгаданы, и мы можем отправиться в исследовательскую экспедицию. В начале нашего путешествия всем хочется пожелать хорошего настроения и 7 футов под килем! Вперед за новыми знаниями!
Слайд 1.(Песня об океане)
- Почему, нас так притягивает океан? Все ли мы знаем о жизни в нем? А хотели бы узнать? А что нам для этого надо сделать? ( поработать с атласами, учебником, дополнительной литературой)
- Как мы назовем тему нашего путешествия, или урока?
«Распространение жизни в Мировом океане» тему открыть на доске.
(проектор . Слайд 2 –тема.)
-Какие цели мы поставим перед собой?
-Изучить условия, влияющие на живые организмы и познакомиться с разнообразием жизни в Мировом океане.
(проектор Слайд 3- цели)
Iv. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.( 3 мин.)
-К нашему кораблю прибило бутылку с каким-то письмом, давайте его прочитаем. Разворачивает.
«Мы жители Северо-восточного побережья Исландии , на нашем берегу каким-то образом оказался кит, срочно подскажите, какие условия ему необходимы, чтобы он не погиб? Ждем вашей помощи, наш номер «112»
v. «Открытие» новых знаний. ( 25 мин)
-Ребята можем ли мы сразу решить проблему, которую перед нами поставили? (-нет)
Чего нам не хватает ? (знаний).
Сегодня вы будете сами добывать знания, чтобы помочь жителям Исландии.
А добывать вы их будете, посещая острова с расположенными на них лабораториями. Во время нашей экспедиции вы будете проводить свои исследования в парах. Перед вами лежат листы, это ваши судовые журналы. В них есть вопросы и задания, они разные по сложности, вы сами выбираете уровень сложности вопроса. Все открытия и ответы на вопросы вы будете заносить в свои судовые журналы во время посещения каждого из островов.
1.Остров Хо. Проектор (Слайд 4)
В лаборатории расположенной на нем называется «Условия обитания.»
Каждая из групп выберите для себя по 2 вопроса, на которые вы могли бы ответить. Напечатать задания на листах.
1.Какая сила делает тело кита в океане более легким и подвижным?
(Выталкивающая.)
Посмотрите на обычного речного рака. Он очень проворен в воде, но медленно ползает по берегу. Почему? На суше он стал тяжелее, ему труднее передвигаться: ведь сильнее на берегу, он не сделался Оказавшийся на берегу, кит живет совсем недолго. Он не может дышать на суше. Как и все млекопитающие, кит дышит легкими. Легкие - орган воздушного дыхания. Чтобы подышать, кит поднимается к поверхности воды. И вдруг на суше - как это ни странно - кит умирает от удушья! Сказался вес кита. Попав на берег, кит стал гораздо тяжелее. И вот под тяжестью тела кита сдавливаются его внутренние органы. Кит задыхается, сжатые легкие перестают работать. Громадина 120 тонн весом едва передвигалась бы на суше
2.Почему растениям, обитающим в океанах и морях не нужны корни?
( они поглощают кислород и питательные вещества всей поверхностью тела)
3.Где колебания температуры больше на суше или в морях и океанах?(на суше)
4.Чем дышат морские организмы? (растворенным в воде кислородом)
5. Что перемешивает воду в мировом океане?( Течения и волны)
2.Остров ЧУ (Слайд 5).
-Посмотрите ,к борту нашего корабля подплыл дельфин. Мне кажется, он что-то хочет нам показать. Действительно, у него записка.
«На какие 3 группы можно разделить все живые организмы в Мировом океане, к какой из них отношусь я?»
В Мировом океане действительно выделяют 3 группы организмов. В верхнем слое воды обитают микроскопические организмы , как они называются, из чего состоят?
-Ребята, давайте быстрее найдем ответ на вопрос на стр.150
Некоторые участники нашей экспедиции уже побывали в лаборатории этого острова под названием «Организмы» и получили ответы, какие еще 2 группы живых организмов можно выделить в Мировом океане? Давайте послушаем ответы на заданные вопросы.
Планктон
Представляет собой массу микроскопических растений и животных, не способных к самостоятельному передвижению и обитающих в приповерхностных хорошо освещенных слоях воды, где они образуют плавучие «кормовые угодья» для более крупных животных. Планктон состоит из фитопланктона (включающего такие растения, как диатомовые водоросли) и зоопланктона (медузы, криль, личинки крабов и пр.).
Нектон
это свободно плавающие в толще воды организмы, преимущественно хищные, и включает более 20 000 разновидностей рыб, а также кальмаров, тюленей, морских львов, китов, и дельфинов.
Бентос
Представлен животными и растениями, обитающими на дне океана или вблизи него, как на больших глубинах, так и на мелководье. Растения, представленные различными водорослями (например, бурыми), встречаются на мелководье, куда проникает солнечный свет. Из животных следует отметить губок, морских лилий , червей и некоторых глубоководных рыб.
Составление коллажа: К какой группе организмов относится дельфин? Давайте закрепим картинку с изображением дельфина на модели участка Мирового океана, чтобы он не забывал, где он обитает.
(Из набора организмов подберите характерные для каждого слоя, закрепите их на доске ( к модели океана) вместе с названием группы организмов (табличка).
3. Остров Все .
Лаборатория «Распространение организмов»
(Слайд 6)
Работа в парах
Прочтите текст на странице 150-151 и ответьте на вопросы.
1.Почему самые богатые жизнью области Мирового океана расположены у берегов материков?(достаточно света, тепла и кислорода)
2. На каких глубинах разнообразие жизни в Мировом океане больше и почему?(чем глубже, тем меньше жизни)
3.Какие приспособления к жизни на глубине имеются у донных организмов?(фонари на голове, отсутствие воздушных полостей, органы воспринимающие звуковые волны)
4. Чем питаются обитатели океанских глубин?(остатками организмов или поедают друг друга)
ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА ПОД ЗВУКИ ПРИБОЯ
( СЛАЙД 7 )
4.Остров Знать
Лаборатория «Необычных организмов»
(Слайд 8)
В Мировом океане обитают уникальные и удивительные организмы, многие из них являются рекордсменами по обитанию на глубине, по весу и еще по многим критериям.
-Лабораторию «Организмы» вы посетили самостоятельно и все знаете о некоторых из этих организмов, и подготовили о них проекты.
Алина- Синий Кит
Люда- Атлантический Большеголов.
Катя- Глубоководный Удильщик.
Леня- рыба-Капля
vI. Подведение итогов. Закрепление и применение знаний в новой учебной ситуации. (5-7 мин.)
Какие мы острова посетили? (ХО-ЧУ-ВСЕ-ЗНАТЬ) Что мы узнали, какие же условия нужны киту для того, чтобы он не погиб? Смогут ли жители Исландии помочь киту?
( Смогут, если в течение короткого времени опустят его в воду) У вас на партах лежат сотовые телефоны, быстро отошлем смс жителям Исландии по поводу кита. Ура, наш кит спасен!
( на суше он быстро погибнет под массой собственного веса, он обитатель средне глубинных зон океана)
Тестирование
Проверьте свои знания, ответив на вопросы теста.
1. К условиям существования в водной среде не относятся:
а) резкие колебания температуры воды в течение суток;
б) соленость воды;
в) количество кислорода в воде;
г) свет.
2. Источником кислорода в морской воде являются:
а) планктон;
б) нектон
в) бентос
3. Мелкие и мельчайшие организмы, переносимые течениями, называются:
а) нектон;
б) бентос;
в) планктон.
4. Какая часть океана наиболее богата организмами?
а) шельф;
б) глубоководные желоба;
в) центральные части океана.
5. Что отсутствует в теле глубоководных организмов?
а) вода;
б) воздушные полости;
в) «фонари» на голове.
6. Обитатели глубин питаются:
а) планктоном;
б) поедают друг друга;
в) остатками организмов, опускающихся из верхних слоев воды.
Взаимопроверка по ответам на (Слайде 9 )
Рефлексия.( 5 мин.)
Давайте снова обратимся к нашим сотовым телефонам. На экране напишите свои впечатления об уроке. Что вам понравилось или не понравилось. Кого вы хотели бы поблагодарить и за что.
Кто оказался самым активным участником нашего путешествия? Чьи знания оказались для нас самыми ценными? Где эти знания пригодятся в жизни?
Выставление оценок.(самооценка)
Домашнее задание.(1 мин)
(Слайд 10 )
Записано на доске : п.48, *составить кроссворд «Организмы Мирового океана»
(Слайд 11- спасибо за внимание )
ПРИЛОЖЕНИЯ
СУДОВОЙ ЖУРНАЛ
1.Остров Хо.
Лаборатория «Условия обитания»
Вопросы | Ответы |
1. Какая сила делает тело кита в океане более легким и подвижным? | |
2.Почему растениям, обитающим в океанах и морях не нужны корни? | |
3.Где колебания температуры больше на суше или в морях и океанах? | |
4.Чем дышат морские организмы? | |
5. Что перемешивает воду в Мировом океане? | |
| |
2. Остров ЧУ
Лаборатория « Организмы»
Вопросы | Ответы |
1.Какие организмы в Мировом океане относят к первой группе, как она называется (примеры организмов)? | |
2.Какие организмы в Мировом океане относятся ко второй группе, как она называется. (примеры организмов)? | |
3.Какие организмы в Мировом океане относятся к 3 группе, как она называется? (примеры организмов)? | |
3.Остров Все
Лаборатория «Распространения организмов»
Работа в парах. Прочтите текст учебника на странице 150-151 и ответьте на вопросы.
Вопросы | Ответы |
1.Почему самые богатые жизнью области Мирового океана расположены у берегов материков? | |
2.На каких глубинах разнообразие жизни в Мировом океане больше и почему? | |
3. Какие приспособления к жизни на глубине имеются у донных организмов? | |
4. Чем питаются обитатели океанских глубин? | |
| |
2
4.Остров Знать
Лаборатория «Необычных организмов»
Название организма | Приспособления к жизни на дне, чем интересен организм. |
| |
| |
| |
3
ТЕСТ
Проверьте свои знания, ответив на вопросы теста.
1. К условиям существования в водной среде не относятся:
а) резкие колебания температуры воды в течение суток;
б) соленость воды;
в) количество кислорода в воде;
г) свет.
2. Источником кислорода в морской воде являются:
а) планктон;
б) нектон
в) бентос
3. Мелкие и мельчайшие организмы, переносимые течениями, называются:
а) нектон;
б) бентос;
в) планктон.
4. Какая часть океана наиболее богата организмами?
а) шельф;
б) глубоководные желоба;
в) центральные части океана.
5. Что отсутствует в теле глубоководных организмов?
а) вода;
б) воздушные полости;
в) «фонари» на голове.
6. Обитатели глубин питаются:
а) планктоном; б) поедают друг друга; в) остатками организмов, опускающихся из верхних слоев воды. 4
5
ОТВЕТЫ:1-А, 2-А, 3-В, 4-А, 5-Б , 6-Б,В.
Занимательная география 5–6 классы
География. Сложные вопросы легко и...
Электронная тетрадь по географии 5...
Электронная тетрадь по географии 9...
Электронная тетрадь по географии 6...
Электронная тетрадь по географии 7...
Электронная тетрадь по географии 8...
Рассказы о родной природе
© 2022, Черепова Оксана Владимировна 520 7
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы