Открытый урок в 6 классе по теме « Распространение организмов в Мировом океане»
Цели урока:
Развивать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой, творческие способности обучающихся при подготовке проекта, умений договариваться друг с другом.
Воспитывать чувство взаимопомощи, сотрудничества при работе в парах.
Средства обучения: проектор, ноутбук, набор карточек с заданиями, экран, модель мирового океана ( ватман), набор океанических организмов ( вырезанные из бумаги , Физическая карта мира, бутылка, модели океанических организмов.
Тип урока: урок путешествие с элементами исследовательской и проектной деятельности.
Используемые технологии: технология проблемно-диалогического обучения с использованием ИКТ, исследовательская, здоровье сберегающая, проектная.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, работа в парах.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский, игровой.
Методы познания: компьютерная презентация, наглядные примеры, проблемный, сравнение.
Планируемые результаты (УУД)
Предметные: овладение представлениями о жителях морей и океанов, об их разнообразии, особенностях условий обитания и приспособлении животных к ним.
Метапредметные:
Коммуникативные: решают проблемные задачи, выделяют главное в тексте параграфа, организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: применяют методы информационного поиска, самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Познавательные: умеют объяснять условия жизни в Мировом океане, распределяют живые организмы на основные группы –планктон, нектон, бентос.
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Межпредметные связи: География, экология, физика, биология, музыка.
На уроке прослеживается системно-деятельностный подход: учащиеся 6 класса работают самостоятельно с применением информационно – коммуникационных технологий. На всех этапах урока идет работа с дополнительным материалом, учащиеся сравнивают, анализируют, делают выводы, выполняют проблемные задания.
Ход урока
I.Орг. момент. ( 1мин.)
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, но я прошу вас не волноваться и вести себя как на обычном уроке.
II. Проверка домашнего задания (5 мин.)
- Давайте представим, что мы сейчас находимся не в школьном кабинете, а в уютной каюте на корабле, путешествующем по Мировому океану.
Для того чтобы отправиться в плавание, нужно получить допуск к управлению корабля. Сделать мы это сможем, разгадав кроссворд. А разгаданные ключевые 2 слова будут подсказкой к названию темы нашего урока.
Вопросы к кроссворду
По вертикали:
1.Это крупное животное с мощными бивнями-клыками, является ярким представителем арктических пустынь.(Морж)
2.Природная зона, расположенная в основном в Северном полушарии, представляет собой мир разнотравья, основная ее часть практически распахана.( степи)
3.Этим словом можно охарактеризовать наличие воды в зоне пустынь.(мало)
4.Хвойные леса, произрастающие в зоне холодного и континентального климата с суровой зимой.(тайга)
5Прыгающее животное с сумкой на животе, житель саванн Австралии.(кенгуру)
6. Это относительно не большие по размеру животные, но наиболее многочисленные по количеству видов, обитающие во всех природных зонах, к ним относятся мухи, комары.(насекомые)
По горизонтали:
1.Этим растением обвиты стволы деревьев в зоне влажных экваториальных лесов.(лиана)
2.Грызун, обитающий в зоне степей.(сурок)
3.Глыбы льда, плавающие у ледяных берегов Антарктиды и Гренландии. ( айсберг)
III. Мотивация и целеполагание.( 3мин.)
Ключевые слова разгаданы, и мы можем отправиться в исследовательскую экспедицию. В начале нашего путешествия всем хочется пожелать хорошего настроения и 7 футов под килем! Вперед за новыми знаниями!
Слайд 1.(Песня об океане)
- Почему, нас так притягивает океан? Все ли мы знаем о жизни в нем? А хотели бы узнать? А что нам для этого надо сделать? ( поработать с атласами, учебником, дополнительной литературой)
- Как мы назовем тему нашего путешествия, или урока?
«Распространение жизни в Мировом океане» тему открыть на доске.
(проектор . Слайд 2 –тема.)
-Какие цели мы поставим перед собой?
-Изучить условия, влияющие на живые организмы и познакомиться с разнообразием жизни в Мировом океане.
(проектор Слайд 3- цели)
Iv. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.( 3 мин.)
-К нашему кораблю прибило бутылку с каким-то письмом, давайте его прочитаем. Разворачивает.
«Мы жители Северо-восточного побережья Исландии , на нашем берегу каким-то образом оказался кит, срочно подскажите, какие условия ему необходимы, чтобы он не погиб? Ждем вашей помощи, наш номер «112»
v. «Открытие» новых знаний. ( 25 мин)
-Ребята можем ли мы сразу решить проблему, которую перед нами поставили? (-нет)
Чего нам не хватает ? (знаний).
Сегодня вы будете сами добывать знания, чтобы помочь жителям Исландии.
А добывать вы их будете, посещая острова с расположенными на них лабораториями. Во время нашей экспедиции вы будете проводить свои исследования в парах. Перед вами лежат листы, это ваши судовые журналы. В них есть вопросы и задания, они разные по сложности, вы сами выбираете уровень сложности вопроса. Все открытия и ответы на вопросы вы будете заносить в свои судовые журналы во время посещения каждого из островов.
1.Остров Хо. Проектор (Слайд 4)
В лаборатории расположенной на нем называется «Условия обитания.»
Каждая из групп выберите для себя по 2 вопроса, на которые вы могли бы ответить. Напечатать задания на листах.
1.Какая сила делает тело кита в океане более легким и подвижным?
(Выталкивающая.)
Посмотрите на обычного речного рака. Он очень проворен в воде, но медленно ползает по берегу. Почему? На суше он стал тяжелее, ему труднее передвигаться: ведь сильнее на берегу, он не сделался Оказавшийся на берегу, кит живет совсем недолго. Он не может дышать на суше. Как и все млекопитающие, кит дышит легкими. Легкие - орган воздушного дыхания. Чтобы подышать, кит поднимается к поверхности воды. И вдруг на суше - как это ни странно - кит умирает от удушья! Сказался вес кита. Попав на берег, кит стал гораздо тяжелее. И вот под тяжестью тела кита сдавливаются его внутренние органы. Кит задыхается, сжатые легкие перестают работать. Громадина 120 тонн весом едва передвигалась бы на суше
2.Почему растениям, обитающим в океанах и морях не нужны корни?
( они поглощают кислород и питательные вещества всей поверхностью тела)
3.Где колебания температуры больше на суше или в морях и океанах?(на суше)
4.Чем дышат морские организмы? (растворенным в воде кислородом)
5. Что перемешивает воду в мировом океане?( Течения и волны)
2.Остров ЧУ (Слайд 5).
-Посмотрите ,к борту нашего корабля подплыл дельфин. Мне кажется, он что-то хочет нам показать. Действительно, у него записка.
«На какие 3 группы можно разделить все живые организмы в Мировом океане, к какой из них отношусь я?»
В Мировом океане действительно выделяют 3 группы организмов. В верхнем слое воды обитают микроскопические организмы , как они называются, из чего состоят?
-Ребята, давайте быстрее найдем ответ на вопрос на стр.150
Некоторые участники нашей экспедиции уже побывали в лаборатории этого острова под названием «Организмы» и получили ответы, какие еще 2 группы живых организмов можно выделить в Мировом океане? Давайте послушаем ответы на заданные вопросы.
Планктон
Представляет собой массу микроскопических растений и животных, не способных к самостоятельному передвижению и обитающих в приповерхностных хорошо освещенных слоях воды, где они образуют плавучие «кормовые угодья» для более крупных животных. Планктон состоит из фитопланктона (включающего такие растения, как диатомовые водоросли) и зоопланктона (медузы, криль, личинки крабов и пр.).
Нектон
это свободно плавающие в толще воды организмы, преимущественно хищные, и включает более 20 000 разновидностей рыб, а также кальмаров, тюленей, морских львов, китов, и дельфинов.
Бентос
Представлен животными и растениями, обитающими на дне океана или вблизи него, как на больших глубинах, так и на мелководье. Растения, представленные различными водорослями (например, бурыми), встречаются на мелководье, куда проникает солнечный свет. Из животных следует отметить губок, морских лилий , червей и некоторых глубоководных рыб.
Составление коллажа: К какой группе организмов относится дельфин? Давайте закрепим картинку с изображением дельфина на модели участка Мирового океана, чтобы он не забывал, где он обитает.
(Из набора организмов подберите характерные для каждого слоя, закрепите их на доске ( к модели океана) вместе с названием группы организмов (табличка).
3. Остров Все .
Лаборатория «Распространение организмов»
(Слайд 6)
Работа в парах
Прочтите текст на странице 150-151 и ответьте на вопросы.
1.Почему самые богатые жизнью области Мирового океана расположены у берегов материков?(достаточно света, тепла и кислорода)
2. На каких глубинах разнообразие жизни в Мировом океане больше и почему?(чем глубже, тем меньше жизни)
3.Какие приспособления к жизни на глубине имеются у донных организмов?(фонари на голове, отсутствие воздушных полостей, органы воспринимающие звуковые волны)
4. Чем питаются обитатели океанских глубин?(остатками организмов или поедают друг друга)
ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА ПОД ЗВУКИ ПРИБОЯ
( СЛАЙД 7 )
4.Остров Знать
Лаборатория «Необычных организмов»
(Слайд 8)
В Мировом океане обитают уникальные и удивительные организмы, многие из них являются рекордсменами по обитанию на глубине, по весу и еще по многим критериям.
-Лабораторию «Организмы» вы посетили самостоятельно и все знаете о некоторых из этих организмов, и подготовили о них проекты.
Алина- Синий Кит
Люда- Атлантический Большеголов.
Катя- Глубоководный Удильщик.
Леня- рыба-Капля
vI. Подведение итогов. Закрепление и применение знаний в новой учебной ситуации. (5-7 мин.)
Какие мы острова посетили? (ХО-ЧУ-ВСЕ-ЗНАТЬ) Что мы узнали, какие же условия нужны киту для того, чтобы он не погиб? Смогут ли жители Исландии помочь киту?
( Смогут, если в течение короткого времени опустят его в воду) У вас на партах лежат сотовые телефоны, быстро отошлем смс жителям Исландии по поводу кита. Ура, наш кит спасен!
( на суше он быстро погибнет под массой собственного веса, он обитатель средне глубинных зон океана)
Тестирование
Проверьте свои знания, ответив на вопросы теста.
1. К условиям существования в водной среде не относятся:
а) резкие колебания температуры воды в течение суток;
б) соленость воды;
в) количество кислорода в воде;
г) свет.
2. Источником кислорода в морской воде являются:
а) планктон;
б) нектон
в) бентос
3. Мелкие и мельчайшие организмы, переносимые течениями, называются:
а) нектон;
б) бентос;
в) планктон.
4. Какая часть океана наиболее богата организмами?
а) шельф;
б) глубоководные желоба;
в) центральные части океана.
5. Что отсутствует в теле глубоководных организмов?
а) вода;
б) воздушные полости;
в) «фонари» на голове.
6. Обитатели глубин питаются:
а) планктоном;
б) поедают друг друга;
в) остатками организмов, опускающихся из верхних слоев воды.
Взаимопроверка по ответам на (Слайде 9 )
Рефлексия.( 5 мин.)
Давайте снова обратимся к нашим сотовым телефонам. На экране напишите свои впечатления об уроке. Что вам понравилось или не понравилось. Кого вы хотели бы поблагодарить и за что.
Кто оказался самым активным участником нашего путешествия? Чьи знания оказались для нас самыми ценными? Где эти знания пригодятся в жизни?
Выставление оценок.(самооценка)
Домашнее задание.(1 мин)
(Слайд 10 )
Записано на доске : п.48, *составить кроссворд «Организмы Мирового океана»
(Слайд 11- спасибо за внимание )
ПРИЛОЖЕНИЯ
СУДОВОЙ ЖУРНАЛ
1.Остров Хо.
Лаборатория «Условия обитания»
Вопросы | Ответы |
1. Какая сила делает тело кита в океане более легким и подвижным? | |
2.Почему растениям, обитающим в океанах и морях не нужны корни? | |
3.Где колебания температуры больше на суше или в морях и океанах? | |
4.Чем дышат морские организмы? | |
5. Что перемешивает воду в Мировом океане? | |
| |
2. Остров ЧУ
Лаборатория « Организмы»
Вопросы | Ответы |
1.Какие организмы в Мировом океане относят к первой группе, как она называется (примеры организмов)? | |
2.Какие организмы в Мировом океане относятся ко второй группе, как она называется. (примеры организмов)? | |
3.Какие организмы в Мировом океане относятся к 3 группе, как она называется? (примеры организмов)? | |
3.Остров Все
Лаборатория «Распространения организмов»
Работа в парах. Прочтите текст учебника на странице 150-151 и ответьте на вопросы.
Вопросы | Ответы |
1.Почему самые богатые жизнью области Мирового океана расположены у берегов материков? | |
2.На каких глубинах разнообразие жизни в Мировом океане больше и почему? | |
3. Какие приспособления к жизни на глубине имеются у донных организмов? | |
4. Чем питаются обитатели океанских глубин? | |
| |
2
4.Остров Знать
Лаборатория «Необычных организмов»
Название организма | Приспособления к жизни на дне, чем интересен организм. |
| |
| |
| |
3
ТЕСТ
Проверьте свои знания, ответив на вопросы теста.
1. К условиям существования в водной среде не относятся:
а) резкие колебания температуры воды в течение суток;
б) соленость воды;
в) количество кислорода в воде;
г) свет.
2. Источником кислорода в морской воде являются:
а) планктон;
б) нектон
в) бентос
3. Мелкие и мельчайшие организмы, переносимые течениями, называются:
а) нектон;
б) бентос;
в) планктон.
4. Какая часть океана наиболее богата организмами?
а) шельф;
б) глубоководные желоба;
в) центральные части океана.
5. Что отсутствует в теле глубоководных организмов?
а) вода;
б) воздушные полости;
в) «фонари» на голове.
6. Обитатели глубин питаются:
а) планктоном; б) поедают друг друга; в) остатками организмов, опускающихся из верхних слоев воды. 4
5
ОТВЕТЫ:1-А, 2-А, 3-В, 4-А, 5-Б , 6-Б,В.